Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера в исполняемую роль.






Глава первая. Исполнения.

Вера в исполняемую роль.

Когда индивид исполняет житейскую партию, то он неявно просит воспринимать всерьез создаваемый перед наблюдателями образ. Наблюдателей просят поверить в то, что персонаж обладает демонстрируемыми качествами, и что его исполнение будет иметь именно те последствия, которые ею подразумевается. Поэтому Гофман акцентирует свое внимание на таком аспекте, как собственная вера исполнителя роли в тот образ реальности, какой он пытается запечатлеть в головах его зрителей (наблюдателей).

Гофман говорит о континууме, где на одном полюсе исполнитель полностью захвачен исполняемой ролью и убежден в том, что впечатление о реальности, которое он создает и есть та самая реальность, на другом полюсе- исполнитель не верит в роль, а движим желанием управлять убежденностью аудитории как средством для реализации других целей (такого исполнителя Гофман называет «циник»-противоположно ему «искреннее» исполнение). Циник не верит в собственное исполнение, а также у него нет интереса к верованиям собственной аудитории.

Несмотря на то, что циничное исполнение часто воспринимается как способ обмана собственной аудитории с целью получения выгоды, но оно может быть использовано, как считает циничный исполнитель, во благо людей (работники в сфере услуг, доктора, прописывающие своим пациентам таблетки-плацебо, пациенты в психиатрических больницах, симулирующие симптомы причудливых болезней и т.д.).

Каждая позиция дает индивиду его собственные средства безопасности и защиты и исполнитель склонен идти до конца в исполнении своей роли. Начав с отсутствия веры в собственную роль, индивид будет склонен идти до конца в исполнении данной роли, часто следуя логике естественного движения (Парк «маска представляет понятие о себе, представляет роль, которую мы стараемся оправдать совей жизнью – эта маска есть наше более истинное Я, чем то Я каким нам хотелось бы быть»)

Таким образом, может быть пройден цикл от «неверия к вере» (пример новобранца, который вначале просто исполняет воинский устав, а потом уже верит в роль), также это цикл может быть пройден в обратном порядке (в данном случае цинизм используется как защита собственно Я от слишком тесного соприкосновения с аудиторией). Также встречаются типичные колебания веры (студенты мед. Вузов).

Существует также переходный случай, который держится на самообмане (с одной стороны- желание побудить аудиторию относится к нему определенным образом, с другой -не полная вера в заслуженность того, чего он просит или достоверность впечатления о реальности, которое он создает).

Передний план исполнения.

Термином «исполнение» Гофман обозначает «все проявления активности индивида за время его непрерывного присутствия перед каким-то конкретным множеством зрителей, при чем эти проявления каким-либо образом влияют на них». Передний план, по Гофману, «та часть индивидуального исполнения, которая регулярно проявляется в устойчивой и обобщенной форме, определяя ситуацию этого исполнения для наблюдающих». Таким образом, «передний план-это стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения». Это обстановка, которая имеет часто неподвижность в географическом плане (за исключением некоторых случаев - похоронная процессия, например); личный передний план-это те характеристики, которые наиболее тесно связаны с самим исполнителем (это пол, возраст, раса, статусные и ранговые знаки, вербальные и невербальные характеристики индивида и т.д.), при этом знаки могут быть относительно подвижны (выражение лица) или неподвижны (не меняются от ситуации к ситуации). Иногда удобно делить знаковые системы, составляющие личный передний план на внешний вид и манеры. Внешний вид сигнализирует нам о тех социальных переменных, которые действуют в данный момент (ритуальные состояния индивида), манеры сигнализируют нам о том, какую роль исполнитель будет разыгрывать в данной ситуации.

Ожидается соответствие внешнего вида и манер -это гармоничное соответствие представляет собой некий идеальный тип, и в случае несоответствия внешнего вида и манер, возникает интерес к отклонениям от этого идеального типа.

Социальная информация переднего плана, за редким исключением, будет содержать нормы, в обобщенном виде, что позволяет наблюдателю вписать данного исполнителя в широкую категорию данного типа и использовать для восприятия прошлый опыт и стереотипы. Так, большое количество актов представляется небольшим количеством передних планов. Дискриптивное, то есть восприятие уникальности данного исполнителя, возможно только в небольших обществах, в то время как в крупных, передний план воспринимается и конструируется как коллективное представление об исполнителях данного типа. Когда исполнитель принимает социальную роль, он обнаруживает, что передний план для него уже установлен, исполнитель выбирает из уже имеющихся передних планов, и в связи с этим возникают сложности, когда нужно выбрать из нескольких, совершенно непохожих между собой, передних планов (анестезия в медицине -мед.сестра и врач).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал