Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемная лекция. 1. Понятие, задачи и значение стадии надзорного производства.
Вопросы лекции: 1. Понятие, задачи и значение стадии надзорного производства. 2. Понятие, задачи и значение стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Литература: Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б.Булатова, А.М. Баранова. — 2-е изд., перараб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — 606 с. — (Основы наук). Извлечение* Вопрос 1. Понятие, задачи и значение стадии надзорного производства Понятие и значение стадии производства Производство в надзорной инстанции — исключительная стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон или представлению прокурора после предварительного производства проводит проверку законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу приговора, определения, постановления нижестоящего суда и принимает меры к исправлению выявленных судебных ошибок. Значение стадии состоит в том, что в рамках производства в надзорной инстанции существует возможность исправить ошибки и нарушения закона, допущенные нижестоящими судами, по вступившим в законную силу решениям. Кроме того, пересмотр в порядке надзора судебных решений позволяет вышестоящим судам обеспечить формирование единой судебной практики. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 «О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции» даны разъяснения, касающиеся предварительного производства по надзорным жалобе или представлению, порядка рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции, полномочий суда надзорной инстанции, требований использования дополнительных материалов и других правил надзорного производства. Задачи, участники, сроки, средства и итоговые решения стадии производства в надзорной инстанции Задачами стадии являются проверка законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу приговора или иного решения суда (определения, постановления), а также исправление судебных ошибок, допущенных нижестоящими судами. Круг участников стадии производства в надзорной инстанции достаточно отчетливо определен законом. 1. Суд надзорной инстанции, в качестве которого выступает президиум суда субъекта РФ, президиум окружного (флотского) военного суда, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ. Причем рассмотрение уголовных дел в судебных коллегиях по надзорным жалобе и представлению осуществляется в составе не менее трех судей, а в президиумах судов — в составе большинства членов президиума (ч. 4 ст. 30 УПК, ст. 10 Закона РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР»). Кроме того, при производстве по делу в надзорной инстанции участвуют судья суда надзорной инстанции, Председатель суда субъекта РФ, Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель (ст. 403, 406, 407 УПК). Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции либо в порядке надзора в нижестоящих судах, не вправе участвовать в надзорном производстве по данному делу (ст. 63 УПК). 2. Лица, наделенные правом ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда (ст. 402 УПК). К ним, согласно разъяснению, данному в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1, относятся: подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, их защитники, представители или законные представители, потерпевший, его законный представитель или представитель, гражданский истец и гражданский ответчик, их представители, прокурор, частный обвинитель, а также иные лица в той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением, а иных участников — надзорной жалобой. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе подать надзорную жалобу только в части, касающейся гражданского иска (ст. 402 УПК). В ст. 402 УПК не указано, какой именно прокурор вправе принести надзорное представление. Согласно п. 3—7 приказа Генерального прокурора РФ от 11.02.2003 № 10 «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства» надзорные представления в президиум суда субъекта РФ приносятся прокурором соответствующего субъекта РФ или его заместителем. Надзорное представление в Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Президиум Верховного Суда РФ приносится Генеральным прокурором РФ или его заместителем[29]. 3. Иные лица, участвующие в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом (ч. 2 ст. 407 УПК). Временные границы, сроки стадии. Начало стадии исчисляется со дня поступления в суд надзорной инстанции надзорных жалобы или представления. Моментом окончания производства в надзорной инстанции является день принятия судьей решения об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления либо день принятия судом надзорной инстанции одного из решений, предусмотренных ст. 408 УПК. В рамках стадии закон устанавливает сроки рассмотрения надзорных жалобы или представления и сроки рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции (ч. 1 ст. 406, ч. 1 ст. 407 УПК). К процессуальным средствам стадии относятся представление сторонами дополнительных материалов, истребование судьей уголовного дела, поддержание прокурором надзорного представления, устные объяснения сторон (ч. 2 ст. 86, ч. 2 ст. 406, ч. 5, 6 ст. 407 УПК). Итоговыми процессуальными решениями стадии являются постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, проверенное лицом, указанным в ч. 4 ст. 406 УПК, определение или постановление суда надзорной инстанции, вынесенное в соответствии с положениями ст. 408 УПК. Порядок производства в надзорной инстанции Основные черты надзорного производства Порядок производства в надзорной инстанции характеризуется рядом особенностей, которые именуются — черты надзорного производства. Свобода обжалования. Закон предусматривает возможность обжалования любых судебных решений, вступивших в законную силу (как итоговых, так и промежуточных), достаточно широким кругом лиц. Надзорная жалоба может быть подана на родном языке участника судопроизводства или на другом языке, которым он владеет (ч. 2 ст. 18 УПК). Закон не ограничивает сроки обжалования в порядке надзора. Свобода обжалования в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений ограничена закрепленными в законе формальными требованиями к жалобе или представлению (ст. 404, 375 УПК). При несоответствии жалобы или представления предусмотренным законом предписаниям они возвращаются заявителю судьей, который назначает срок для их пересоставления. В случае если требования судьи не выполнены и жалоба или представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются не поданными (ч. 2 ст. 363 УПК). Право суда надзорной инстанции выйти за пределы предмета надзорных жалобы или представления. Данное право суд может реализовать как в рамках предварительного производства по надзорным жалобе или представлению, так и при рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только в отношении одного или части осужденных, суд вправе проверить дело в отношении всех осужденных (ч. 1, 2 ст. 410 УПК). При этом суд надзорной инстанции обязан устранить все выявленные в судебном заседании нарушения, если их устранение влечет улучшение положения осужденного (осужденных) (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1). Возможность представления в суд надзорной инстанции дополнительных материалов. Нормы гл. 48 УПК не закрепляют права сторон на представление в суд надзорной инстанции дополнительных материалов, но и не запрещают этого. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 86 УПК обвиняемый (осужденный, оправданный), а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Правом собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК, наделен и защитник. Дополнительные материалы в суд надзорной инстанции могут быть представлены как одновременно с жалобой или представлением, так и после их принесения в ходе судебного заседания. Они оцениваются в совокупности с другими доказательствами, содержащимися в деле, и могут быть положены в основу судебного решения. Широкие полномочия суда надзорной инстанции при принятии итогового решения. Рассматривая уголовное дело, суд проверяет законность, обоснованность и справедливость приговора, определения, постановления. По итогам проверки суд вправе оставить в силе, отменить или изменить практически любое решение нижестоящего суда (ст. 408—409 УПК). Суд также может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении (ч. 3 ст. 410 УПК). Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 УПК). В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 указано, что «…суд надзорной инстанции по ходатайству стороны или по своей инициативе, руководствуясь положениями п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, вправе отменить состоявшиеся судебные решения и возвратить уголовное дело соответствующему прокурору». Вместе с тем закон устанавливает пределы прав суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении уголовного дела суд не вправе: устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания. Отменяя определение суда кассационной инстанции, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела (ч. 7, 8 ст. 410 УПК). Недопустимость ухудшения положения осужденного или оправданного в результате рассмотрения его дела судом надзорной инстанции. Закон по общему правилу не допускает пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. В виде исключения пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений, вынесенных в связи с его обжалованием, по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда. При этом к фундаментальным нарушениям относятся нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей, а равно лишили участников уголовного судопроизводства возможности осуществления прав, гарантированных процессуальным законом, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда (ст. 405 УПК). Так, например, Президиум Верховного Суда РФ оставил без удовлетворения надзорное представление прокурора об отмене кассационного определения по основаниям, ухудшающим положение осужденного, в связи с тем, что в надзорном представлении не были приведены какие-либо доводы, по которым допущенная в кассационном определении ошибка может рассматриваться как существенное (фундаментальное) нарушение[30]. В случае когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить решение нижестоящего суда, касающееся тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение (ч. 5 ст. 410 УПК). Неоднократность пересмотра судебных решений в порядке надзора. Закон не содержит запрета на пересмотр приговора (определения или постановления), уже проверенного в порядке надзора, что служит гарантией реализации принципа обжалования процессуальных действий и решений. Однако при принесении надзорных жалоб и представлений должна строго соблюдаться инстанционность, означающая, что ходатайство о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, а также уголовное дело вначале рассматриваются в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде надзорной инстанции (строгая очередность внесения и рассмотрения надзорных жалобы или представления). Порядок производства в надзорной инстанции Производство в надзорной инстанции состоит из нескольких этапов. Принесение надзорных жалобы или представления. Закон устанавливает, что надзорные жалоба или представление должны быть составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 375 УПК для кассационных жалобы или представления, и к ним прилагаются: копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются; копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу; в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении (ст. 404 УПК). Также могут быть приложены и другие (дополнительные) материалы. Надзорные жалоба или представление со всеми прилагаемыми материалами направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. При этом должно учитываться правило о том, что внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается (ч. 1 ст. 412 УПК). Если поданные жалоба или представление не соответствуют установленным законом требованиям, что препятствует рассмотрению уголовного дела, то они не порождают надзорного производства и возвращаются судьей заявителям. Рассмотрение надзорных жалобы или представления (предварительное производство) осуществляется судьей соответствующего суда надзорной инстанции (кроме председателя суда субъекта РФ, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей) в течение 30 суток со дня их поступления. В целях проверки доводов, изложенных в жалобе или представлении, судья вправе истребовать уголовное дело, по которому они принесены. Рассмотрение жалобы или представления завершается вынесением судьей мотивированного постановления об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления либо постановления о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано. В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 указано: «В любом случае суд надзорной инстанции не вправе рассматривать жалобу или представление без истребования уголовного дела». Решение судьи суда субъекта РФ об отказе в удовлетворении жалобы или представления может быть обжаловано председателю суда субъекта РФ, а судьи Верховного Суда РФ соответственно Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, которые вправе не согласиться с решением судьи, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства. Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции производится в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ — не позднее 30 суток со дня принятия решения о возбуждении надзорного производства. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК. Участие прокурора в судебном заседании является обязательным. Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, участвуют в судебном заседании при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой и (или) представлением, а также с постановлением о возбуждении надзорного производства. При этом лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видео-конференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом. Такое ходатайство может быть отражено в надзорной жалобе либо заявлено в течение 10 суток со дня получения указанными лицами извещения о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции. Вопрос о форме их участия в судебном заседании решается судом. Рассмотрение дела судом надзорной инстанции производится в порядке, установленном ст. 407 УПК. Дело докладывается членом президиума суда надзорной инстанции или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесенного по ним постановления о возбуждении надзорного производства. Судьи суда надзорной инстанции могут задать ему вопросы по существу доклада. Прокурору предоставляется слово для поддержания внесенного им надзорного представления. После выступления прокурора осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель вправе дать свои устные объяснения. Если уголовное дело рассматривается по надзорной жалобе, то прокурор вправе высказать свое мнение по поводу ее обоснованности. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. Рассмотрев дело, Президиум суда субъекта РФ, Президиум Верховного Суда РФ выносит постановление, а Военная коллегия или Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ — определение. Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в рассмотрении дела. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление оставляются без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения. Исключение из этого правила установлено только для уголовного дела, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь (ч. 10 ст. 407 УПК). В этом случае надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием при их рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума, присутствующих на заседании. Принятое судом надзорной инстанции решение объявляется в зале судебного заседания в присутствии лиц, участвовавших в рассмотрении дела. Виды решений, которые вправе принять суд надзорной инстанции, определены ст. 408 УПК: 1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение; 4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Причем в случаях отмены или изменения судебного решения суд надзорной инстанции должен указать для этого конкретное основание. В Определении Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 № 237-О «По жалобе гражданина Воскресова Николая Михайловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 388 и частью третей статьи 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» указано: «Положения части третьей статьи 408 в их конституционно-правовом истолковании не допускают отказ судов кассационной и надзорной инстанции при вынесении определения (постановления) об оставлении обжалуемого решения без изменения от рассмотрения в полном объеме и оценки доводов жалобы, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные основания, по которым доводы отвергаются вышестоящим судом». Согласно ч. 1 ст. 409 УПК основания отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда, вступившего в законную силу, совпадают с основаниями отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке. К ним относятся: несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несправедливость приговора. В ч. 2 ст. 409 УПК приведены дополнительные основания, при наличии которых судебное решение, вступившее в законную силу, подлежит отмене или изменению. Это случаи, когда суд надзорной инстанции признает, что: определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу; определение или постановление вынесено с нарушением требований закона, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления. Кроме того, в ч. 3 ст. 409 УПК содержится еще одно основание отмены приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении дела в порядке надзора — устранение обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УПК. Определение и постановление суда надзорной инстанции оформляются в соответствии с требованиями, установленными ст. 388 УПК для кассационного определения. При этом определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума. Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления либо о возбуждении надзорного производства, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 406 УПК. После отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции уголовное дело рассматривается в порядке, установленном законом для каждой соответствующей стадии уголовного процесса. Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован в соответствии с гл. 43—45 УПК.
|