Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Труд, подвиг, красота
Предисловие к третьему изданию
Минуло почти полтора десятилетия со времени первого издания этой книги. Но она не только не устарела, а стала еще актуальней – словно Николай Константинович знал заранее о жгучих проблемах сегодняшнего дня. Обращаясь к молодежи, он часто повторял: «Не знающий прошлого не может думать о будущем». Прошлое – огромный опыт человечества, накопленный за сотни и тысячи лет, памятники искусства и культуры со времен каменного века, коллективная мудрость, заключенная в манускриптах, свитках, рукописных и печатных книгах. Если в отроческие годы не прикоснулся к наследию далекого и недавнего прошлого, не осознал, что молодость – это динамика, поиск, самосовершенствование, то рискуешь оказаться на обочине жизни. Недаром Рерих говорил, что могут быть дряхлые юноши и молодые старики. Художника жгуче волновали вопросы воспитания и образования детей, подростков, юношества. По натуре он был наставником, учителем, и это дало направление всем граням его деятельности. Николай Константинович поражает широтой мышления, энциклопедичностью знаний, творческим диапазоном, разнообразием интересов. Во многих областях искусства, культуры, общественной жизни он был пионером. Первым из художников Рерих утвердил жизненность древнерусского искусства. Он исходил из него в самой сущности своего творчества. Вжился в дух, понял смысл, увидел главное и по-своему продолжил его традиции. Первым из художников Рерих дал новую разновидность и пейзажа, и исторического жанра – исторический пейзаж. Первым из художников Рерих по-новому – масштабно, убедительно, ярко – воспел красоту древнерусского зодчества. Огромный вклад внес в развитие монументально-декоративной живописи. Его росписи, панно, мозаики, полные величия, возрождают традиции древнерусского монументального искусства. Рерих довел до совершенства технику темперы. В отличие от многих живописцев он придавал огромное значение технологии приготовления красок и грунтов; но не в этом главное: Рерих показал неисчерпаемые возможности темперы как средства создания художественного образа, замечательного материала для пейзажной и любой другой живописи. Никто до Рериха не ставил перед собой задачи средствами личного творчества – сотнями картин, этюдов, рисунков, статей, речей, лекций, книг – раскрыть другим народам величие и совершенство русского национального искусства. Персонажи картин Рериха полны достоинства, спокойствия, самоутверждения. Людей, нищих духом или приносящих зло, среди них редко можно увидеть. Наоборот, герои Рериха строят, совершенствуют ум философскими размышлениями, участвуют в поэтических обрядах, обороняют Отчизну. Не минутное, преходящее влечет Рериха, а величественное и вечно прекрасное. Отсюда и форма его монументальных произведений, пренебрежение мелкими подробностями, тяготение ко всему прочному, вечному. Статичность и устойчивость характерны даже для тех произведений, в которых художник показывает движущиеся массы, предметы и живые существа: облака, реки, ладьи, людей, зверей. В картинах Рериха напряженный, глубоко насыщенный, словно на ощупь осязаемый цвет соединяется с графичностью, четкостью силуэта, чеканностью линий. Композиция поражает безупречностью, ясностью, согласованностью всех элементов. Цвет локален и чист. Художник стремится не к пленэру, не к запечатлению едва уловимых явлений природы, а к передаче устойчивого настроения, достижению образности с помощью контрастов тона и цвета, средствами воздушной и особенно линейной перспективы. Пейзажи Рериха призваны нести людям радость, расширять их горизонты, вести к размышлениям и дерзаниям – цель, обусловленная философскими взглядами художника, его отношением к миру, постоянно обновляющемуся, эволюционирующему, и к человеческой жизни, неотделимой от жизни природы. Так, запечатлевая горы, художник утверждал, что «хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет укрепляющим средством», что если путник «узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется ими, и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении». Смысл творчества Рериха – создание красоты, пропаганда красоты, воспитание красотой. Изобразительными, педагогическими и всеми другими средствами он прививал соотечественникам любовь к родной истории и культуре, природе и искусству, ибо без этой любви красота не может войти в душу. Красота же в его понимании должна быть действенной, то есть побуждать к творческому труду, к созданию новых ценностей и новой красоты. Рерих посвятил значительную часть своего творчества историческому жанру. Даже написанные им на склоне жизни величественные пейзажи тоже по-своему исторические: показывают природу, какой она была и тысячи лет назад. Но художник никогда не был ретроспективистом. не искал в прошлом убежища от проблем современности. Наоборот – все помыслы устремлял к настоящему и будущему. Не было до Рериха художника, который столь плодотворно и масштабно содействовал бы международному культурному сотрудничеству, прежде всего – укреплению тесной дружбы между СССР и Индией. В том, что ныне проводятся фестивали национальной культуры: индийского в СССР, советского – в Индии, длящиеся много месяцев и охватывающие сотни городов обеих стран, есть и большая доля участия Николая Константиновича. Рерих – пионер в деле защиты произведений искусства: зодчества, живописи, народного творчества. В самом конце прошлого века поднялся на борьбу за сохранение, реставрацию, пропаганду национальных сокровищ, рассматривая их не только как художественную и материальную ценность, но и как активное средство культурного и патриотического воспитания. Николаи Рерих в мастерской Извары 1895 г. «Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, – писал Николай Константинович, – я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самою разнообразною публикой». Он призывал молодежь в «кружки ревнителей старины», чтобы охрана и реставрация памятников приобрели характер «национального творческого движения, которым так сильна всегда культурная страна». Молодое поколение, повторял он, с первых школьных лет необходимо воспитывать с «благородными идеями о сохранении ценностей человечества». Рассматривая искусство и культуру как воплощение высших достижений человечества, Рерих не мыслил без них дальнейшего продвижения вперед. Поэтому, полагал он, необходима надежная охрана культурных ценностей. В течение многих лет художник работает в содружестве с деятелями различных областей искусства и науки над созданием пакта по защите культурных ценностей, который в дальнейшем стали называть Пактом Рериха. Несомненно, он был идеалистичен, полагая, что искусство способно стать ведущим общественно-воспитательным средством, основной силой в строительстве нового гармонического общества, «первым двигателем всей жизни». Однако от переоценки миссии искусства, конечных результатов его воздействия на общество все сделанное Рерихом ничуть не теряет ценности. Наоборот, вера в то, что сознание красоты спасет мир, лишь помогало ему во всех начинаниях, умножало энергию. Будучи необычайно многогранной личностью, человеком беспредельной гуманности, доброты, бескорыстия, Рерих обладал многими удивительными способностями. И самая главная из них – умение работать над собой. В постоянном стремлении поделиться всем лучшим с другими Николай Константинович высказал много ярких, живых, мудрых мыслей. Эти мысли – не плод кабинетных раздумий, а результат огромного каждодневного труда. Поражает работоспособность Рериха. Он одновременно учился в Академии художеств и университете, успевал – помимо живописи, графики, декоративно-прикладного искусства – серьезно заниматься археологией, писать статьи, рассказы, сказки и стихи, вести напряженную общественную работу, путешествовать с научными целями, преподавать. Другой пример для молодежи – отношение Рериха к учителям. До конца своих дней он сохранил горячую любовь и благодарность к наставникам: В. В. Стасову, И. Е. Репину, А. И. Куинджи. Тема учителя проходит лейтмотивом через все его творчество. Рерих был человеком с рано сложившимися взглядами и убеждениями. Интересны многие его советы. В 1900 году он писал брату: «Надо учиться распределять время – все выдающиеся люди умели его распределять». Учиться распределять время. Один из секретов решения Рерихом самых сложных творческих задач, к какой бы области искусства, науки, общественной деятельности они ни относились, – в умении организовывать свой рабочий день. На склоне лет художник обращался к молодым коллегам: «Работайте каждый день. Непременно каждый день что-то должно быть сделано. По счастью, работа художника так многообразна, и в любом настроении можно сделать что-то полезное. Один день будет удачен для творчества. Другой – для технических выполнений. Третий – для эскизов. Четвертый – для собирания материала. Мало ли что понадобится для творчества! Главное, чтобы родник его не иссякал...» Великую роль в деле воспитания доброты, духовного здоровья Рерих отводил природе, утверждая, что даже непродолжительное общение с нею облагораживает и освящает. Природа не только совершенствует художественный вкус, но дает образцы лучших украшений. Вдохновит и поддержит в трудную минуту. «Будьте проще и любите природу!» – повторяет Николай Константинович. Он призывал учиться с ранних лет приносить радость окружающим: «Дайте радость и кому-то вам неведомому. Дать радость – это как увидать восход солнца». Хороши намерения, если подкрепляются действием – сознательным, целенаправленным трудом. «Веселей любите труд... Будьте всегда самим собою. Поймите, что в творчестве нашем и отдых, и обновление, и радость». Джавахарлал Неру, Индира Ганди. Н. К. Рерих. Кулу. Май, 1942 г. Закономерен приход Рериха к педагогической деятельности. В 1906 году Николай Константинович возглавил школу Общества поощрения художеств. Хотя она готовила главным образом специалистов для художественной промышленности, новый директор вводит в число дисциплин хоровое пение и мечтает «обогатить программу введением и музыки», имея в виду «своеобычность» художественных дарований Постепенно школа становится не только самым народным, но и самым большим средним художественным учебным заведением России. Чтобы в ней могли заниматься все желающие, Рерих организует сеть пригородных отделений. «Каждое дело может жить лишь постоянным развитием», – писал он в «Записке директора» от 16 сентября 1913 года. Воспитывать художественный вкус, оберегать и развивать творческую индивидуальность и национальные особенности учеников, неустанно расширять и углублять их кругозор в сочетании с последовательным обучением изобразительной грамоте, формировать высокие нравственные качества – вот принципы, которыми руководствовался Рерих. Он и педагогов подобрал замечательных – А. А. Рылова, И. Я. Билибина, А. В. Щусева, В. А. Шуко, Д. Н. Кардовского, Н. С. Самокиша. Аркадий Александрович Рылов вспоминал: «С Рерихом было приятно работать: все делалось по-товарищески, главное – чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников». В наши дни традиции школы Общества поощрения художеств продолжает Ленинградское художественное училище. Рерих был оптимистом. Верил в молодежь, в ее созидательную силу. Часто говорил: «Если всегда и во всем именно молодое поколение будет привлекаться к действенному сотрудничеству, то легче всего образуется живая связь с будущим». Писал из Индии на Родину: «С особым вниманием и радостью мы следим за молодежью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир». «Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение. Иначе всякие паранойные тупики не дают возможности новых нарастаний. Без движения не будет и обновления, но новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной. Н. К. Рерих в экспедиции Улан-Батор 1927 г. Упаси от абстрактных закоулков. Холодно жить в абстрактных домах...» Различные сюрреалисты, футуристы и многочисленные другие последователи различных «измов» уже в силу принадлежности к тому или иному направлению или течению заключают себя, по мнению Рериха, «в заколдованный круг всяких запрещений». Своим искусством Рерих утверждал: лучший и вернейший путь к интернациональному – через национальное. Следование художественным традициям своей страны не означает пренебрежение искусством других стран и народов, наоборот, – приводит к разнообразию форм творчества, а тем самым – к обогащению мировой культуры. Хотя Рерих вдохновлялся древнерусской живописью, народным творчеством, на него благотворно воздействовали произведения итальянца Беноццо Гоццоли, француза Пюви де Шаванна, финна Аксели Галлена-Каллелы. В свою очередь, достижения Рериха использовали американец Р. Кент, мексиканец X. Ороско, болгарин Б. Георгиев, эстонец Н. Трийк, многие другие представители различных национальных школ. Литературное наследие художника и художественное наследие писателя. По отношению к Рериху оба эти определения почти эквивалентны. Высочайшая одаренность в одной области подкреплялась и дополнялась другой. Статьи, рассказы, притчи, сказки, листы дневника Рериха окрашены особым видением природы, человека, мира, вселенной. А картины, рисунки, монументальные произведения обогащены литературным талантом. Он очень любил мозаику. Писал: «Мозаика всегда была одним из любимых моих материалов. Ни в чем не выразить монументальность так твердо, как в мозаичных наборах... Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов, и вся наша жизнь является своего рода мозаикой. Не будем думать, что можно сложить повествование или жизнеописание, которое не было бы мозаичным. Не только мозаична целая жизнь, не только мозаичен год жизни, но и день жизни уже состоит из мозаики... Лучшие литературные произведения носят на себе признаки мозаики, и сила их в монументальном запечатлении и сведении воедино всех деталей». Слова Рериха приложимы и к его «листам дневника». Когда их читаешь, постепенно открывается эпическая панорама. Она рассказывает о бесконечно многом: о Родине и подвижничестве, преодолении косности, невежества, о бесстрашном познании жизни. О «сеятелях» – людях, создающих прекрасное. Об Отчизне и ее обороне. О «звучании народов» и охране культурного достояния человечества, о молодежи. Есть у Рериха увлекательные, изумительные по слогу, глубокие по смыслу статьи. Скорее не статьи, а небывалые по жанру повествования. Такие, как «Радость искусству», где вдохновенно, поэтически взволнованно, но вместе с тем глубоко научно он рисует картину эволюции искусства: «Не будем слишком долго говорить о том, почему мы сейчас почти разучились радоваться искусству... Теперь мы должны посмотреть, когда именно бывала радость искусства и на наших землях. Для будущего строительства эти старые вехи сделаются опять нужными». Памятник Н. К. Рериху в Кулу. Печататься Рерих начал еще в конце прошлого века. Главным образом это были «листы дневника» или «записные листки», посвященные многим и поныне животрепещущим вопросам – образование молодежи и бережное отношение к природе, устройство выставок и сохранение памятников отечественной истории и культуры. Писал он ясно, образно, но в то же время документально точно, с указанием конкретных фактов. Гражданин в самом высоком, не расхожем смысле этого слова, Рерих всегда был тверд и бескомпромиссен в отстаивании своих убеждений, доказывая их правоту конкретными делами. Находясь в 1926 году в Синцзяне и будучи на краю гибели, Николай Константинович пишет завещание, в котором говорилось: «Настоящим завещаю все мое имущество, картины, литературные права... в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После же нее все указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии. Единственная просьба, чтобы предметам искусства было дано должное место, соответствующее высоким задачам коммунизма». В последующие годы, до самой своей кончины Н. К. Рерих многократно подтверждал, что эти слова – не минутный порыв. Подарил и завещал Родине более пятисот картин. Живя в Америке и Индии, сделал все, чтобы помочь соотечественникам (он не принял иностранного подданства) в борьбе с голодом и разрухой, в битве с фашистскими захватчиками. Публиковал в журналах и газетах патриотические статьи, рассказывающие об СССР, о России: «Подвиг», «Горький», «Толстой и Тагор», «Пушкин», «Русская женщина», «Крылья победы», «Слава» и другие. По инициативе Николая Константиновича в Индии начинает издаваться журнал «Новости Советского Союза». Уже тогда, в 1942 году, Н. К. Рерих вместе с Джавахарлалом Неру намечают планы создания Индо-Русской культурной ассоциации. И в живописи Рериха лейтмотивом проходит тема патриотизма, прославления и обороны Родины. Это полотна: «Сергий-строитель», «Партизаны», «Настасья Микулична», «Земля славянская», «Александр Невский», «Богатыри проснулись»... В книге собрана лишь малая часть литературного наследия Н. К. Рериха. Тем не менее предлагаемые «листы дневника» достаточно полно отображают основные идеи художника, его устремления, заветы – то главное, с чем он обращался прежде всего к молодежи. Название книги, ее глав – подлинные слова Н. К. Рериха. В каждой главе собраны листы, объединенные одной темой. Книга включает и «Детскую сказку», написанную девятнадцатилетним выпускником гимназии, и его обращение «Друзьям» от 18 октября 1947 года. Это последний в жизни художника – шестьсот шестидесятый лист дневника, им кончается его подборка «Моя жизнь. Памятки. Письма», начатая в 1937 году листами «Жизнь» и «Самое первое». Почти все картины, воспроизводимые в книге, принадлежат Государственному музею искусства народов Востока и входят в его постоянную экспозицию. В музее создан мемориальный кабинет Н. К. Рериха. В конце 1989 года в нашей стране образован фонд Рерихов. В Москве будет открыт культурный Центр-музей Н. К. Рериха. А. Д. АЛЕХИН
|