Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распространение правовой информации
Значение эффективной системы распространения правовой информации для современного общества трудно переоценить. Очевидно, что никакая реформа экономического уклада и политического устройства в стране в принципе невозможна без доступа к правовой информации как отдельных граждан, так и организаций. Владение гражданами страны правовой информацией позволяет обществу эффективно развиваться. Не случайно в статье 29 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». А в статье 15 сказано, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Однако юристы со стажем могут рассказать, что еще менее пятидесяти лет назад в СССР нормативные документы вообще почти не публиковались. Еще пятнадцать лет назад обращение в органы власти с просьбой передавать документы для дальнейшего распространения очень часто вызывало просто удивление - разработчики СПС хорошо это помнят по первым годам своей работы. А сейчас даже силовые ведомства сами обращаются к разработчикам СПС с идеями создания совместных информационных систем для распространения своей информации. За прошедшие годы произошел существенный поворот в отношении государства и общества к вопросам распространения правовой информации, и в немалой степени этому способствовали процессы компьютеризации, развития информационных технологий и, в частности, широкое распространение компьютерных справочных правовых систем. История развития справочных правовых систем в нашей стране берет свое начало с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации - 25 июня 1975 года вышло Постановление Совета министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». Пункт 7 этого документа звучал так: «Признать необходимым ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. В этих целях создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР научно-информационный центр, оснащенный современными техническими средствами для поиска и выдачи информации». В результате в 1976 году при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который стал первой в стране организацией, предпринявшей попытку решить на современном научно-техническом уровне проблему поиска правовой информации. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли только государственные органы. С началом реформ спрос на электронные базы данных стал активно расти, и государственные организации оказались не в состоянии удовлетворить этот спрос ни количественно, ни качественно. Поэтому именно на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века одновременно с появлением в стране персональных компьютеров появились негосударственные, коммерческие СПС. Стремительный рост числа специалистов (руководителей, юристов, экономистов, бухгалтеров, управленцев), которым требуется постоянный доступ к правовой информации, и развитие парка персональных компьютеров в совокупности привели к перевороту в области распространения правовой информации. Можно без преувеличения сказать, что меньше чем за два десятка лет в России произошло чудо. В начале 90-х годов вряд ли кто-нибудь мог поверить, что за 10-15 лет разработка и обслуживание СПС превратятся в передовую отрасль информационного бизнеса, в которой ныне заняты десятки тысяч работников, и их услугами пользуются сотни тысяч организаций и миллионы специалистов. Сегодня использование справочных правовых систем (СПС) окончательно стало стандартом работы с правовой информацией, привычным инструментом специалистов различных областей. Превзойдя в последние годы по тиражам печатные издания юридической и бухгалтерской направленности, справочные правовые системы предоставляют своим пользователям максимум удобств при поиске и работе с информацией, обеспечивают экономическую безопасность ведения бизнеса. Можно утверждать, что в России успешно реализован крупный общенациональный проект в высокотехнологичной сфере - создание в стране эффективной системы распространения правовой информации. Значимость проекта не исчерпывается новыми технологическими разработками, организационными решениями и экономическим эффектом от применения справочных правовых систем тысячами российских организаций. Не менее важно, что для российского бизнеса все привычней становится работа в рамках правового поля в соответствии с действующим законодательством. Только на таком пути наше государство может стать действительно правовым, «где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы своей страны. А уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников обществом»[2]. Чтобы эффективно использовать в работе правовую информацию, в том числе полученную с помощью справочных правовых систем, надо иметь представление о видах правовой информации, ее структуре, знать условия и порядок применения правовых актов.
|