Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности отклоняющегося развития
Общие закономерности развития присущи всем категориям детей: • определенная последовательность стадий развития психики; • наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; • последовательность развития всех психических процессов; • роль деятельности в психическом развитии; • роль речи в формировании высших психических функций; • ведущая роль обучения в психическом развитии. Наряду с закономерностями, общими для нормального и отклоняющегося психического развития, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго выделяют закономерности, общие для всех типов аномального развития: Закономерности 1-го порядка (наиболее общие, присущие всем категориям дизонтогенеза): • системная, иерархически организованная структура дефекта; • изменение активности по амплификации внешних воздействий (характера и динамики присвоения); • социально-психологическая дезадаптация; • изменение всей структуры и соотношений сформированности системы базовых составляющих психического развития. Закономерности 2-го порядка (типологические, отражающие специфику отдельных групп отклоняющегося развития): • характерный для каждой группы отклоняющегося развития профиль сформированности базовых составляющих; • нарушение речевого опосредования; • изменение (специфические особенности) способности к приему, переработке и воспроизведению информации; • нарушение процесса формирования понятий и представлений. Закономерности 3-го порядка (типологические, специфичные для отдельных вариантов отклоняющегося развития). Таким образом, у всех детей отклонениями в развитии снижен уровень развития, который проявляется в следующем: нарушение или снижение способности к приему, переработке, храпению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; характерно замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Вопросы для самоконтроля. 1) Приведите примеры среднестатистической, функциональной, социально – психологической, идеальной норм. 2) Представьте схематично структуру дефекта и соотнесите в ней первичные и вторичные нарушения. 3) Какие параметры психического дизонтогенеза наиболее значимы и почему? 4) Перечислите группы факторов риска. В чем отличие закономерностей отклоняющегося развития первого, второго и третьего порядка.
|