Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и функции деятельности психолога в ПМПК
Основными принципами деятельности специального психолога в ПМПК являются: • Принцип семейной центрированности – психолог ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из ближайшего окружения ребенка). • Принцип партнерства - деятельность специалиста направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей. • Принцип междисциплинарного взаимодействия - работа с клиентами осуществляется специалистами, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия. • Принцип добровольности - родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу сопровождения. • Принцип открытости - ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием. • Принцип конфиденциальности - информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи. • Принцип уважения к личности ребенка - специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития. • Принцип уважения к личности родителя - уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания. • Принцип профессиональной ответственности - специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка. • Принцип информированного согласия - ПМПК дает родителям, законным представителям достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и принятия помощи. В рамках деятельности ПМПК психолог осуществляет определенные функции. Основной функцией психолога ПМПК следует считать экспертно-диагностическую. Теснейшим образом к экспертно-диагностической примыкает и консультативная функция психолога. Она осуществляется в отношении следующих лиц: детей и подростков, обратившихся в ПМПК; лиц, представляющих интересы детей, обследуемых на ПМПК (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.) Функция сопровождения, с одной стороны, обеспечивается отслеживанием динамики развития и обучения детей, прошедших через ПМПК, а с другой - распределяется как на деятельность психолога самой ПМПК, так и на специалистов психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, в которое направлен ребенок. Аналитическая функция деятельности психолога ПМПК реализуется в первую очередь в виде анализа собственной деятельности. Организационно-методическая и просветительская функции психолога ПМПК полностью совпадают с аналогичными функциями педагога-психолога любого образовательного учреждения. Различия состоят в том, что деятельность психолога ПМПК, ориентированная на специалистов подобных ПМПК нижележащих уровней и на членов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, реализуется проведением методических совещаний, семинаров, разборов, сложных в диагностическом и коррекционном плане случаев. Вопросы для самоконтроля. 1) Для чего необходим психолог в составе ПМПК? 2) Раскройте основные принципы, функции и задачи психолога в ПМПК.
|