Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






K Задания для самостоятельной работы. 1. Сформулируйте свой взгляд на источник античного материализма.






1. Сформулируйте свой взгляд на источник античного материализма.

2. Оцените аргументы Платона в пользу идеализма.

3. Охарактеризуйте принципиальную новизну идей И. Канта о роли философии.

4. Состоялась ли, на ваш взгляд, научная теория общества и его истории в философии марксизма?

5. Покажите уникальность «русского космизма».

6. Что дал науке и философии психоанализ З. Фрейда?

7. Покажите политическую злободневность экзистенциализма.

8. Свяжите программу позитивизма с неклассическим характером науки в XX веке.

 

K Литература

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 кн. – Л., 1991.

4. История философии: учебник для вузов. – М., 1998.

5. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М., 2000.

6. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. – Новосибирск, 1999.

7. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. В 3 ч. – СПб., 1997–1999.

8. Современная западная философия: словарь. – М., 1991.

9. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

 

 



 

 

 
 


Глава 3

Философская методология:
диалектическая логика

В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг по направлению к успеху.

Алфред Норт Уайтхед

В

 

позднем средневековье философ Н. Кузанский замечает, что реальный процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классической (аристотелевской) логики. Ф. Бэкон в XVII веке прямо ставит задачу создания «нового метода», положив начало разработке индуктивной логики. И. Кант тоже заявляет о необходимости создания «новой логики», актуализируя вопрос о «содержательной» логике. По существу, систематическое решение вопроса о создании нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX века Гегель.

Диалектическая логика – это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Гегель утверждал, что «Дух и природа имеют всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их изменения». Всеобщность законов диалектики, т. е. отражение в этих законах и развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика бытия) – это диалектика «вещей», противоречивое движение (развитие) материального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышления) – это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления, познания. В дальнейшем под «диалектической логикой» будет пониматься прежде всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и законов) теоретического мышления.

Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как новый способмышления изложен во вводной части работы Гегеля «Наука логики» и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического:

1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика);

2) отрицательно-разумная форма логического (негативная диалектика);

3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика).

Прежде всего Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Основанием различения служит отношение к противоречию, т. е. наличию противоречивых характеристик одного и того же предмета. Рассудок стремится понять «вещь» непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах объективно. Описать реальное противоречие в понятии – значит сконструировать истинное представление о предмете.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал