![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
K Задания для самостоятельной работы. 1. Сформулируйте свой взгляд на источник античного материализма.
1. Сформулируйте свой взгляд на источник античного материализма. 2. Оцените аргументы Платона в пользу идеализма. 3. Охарактеризуйте принципиальную новизну идей И. Канта о роли философии. 4. Состоялась ли, на ваш взгляд, научная теория общества и его истории в философии марксизма? 5. Покажите уникальность «русского космизма». 6. Что дал науке и философии психоанализ З. Фрейда? 7. Покажите политическую злободневность экзистенциализма. 8. Свяжите программу позитивизма с неклассическим характером науки в XX веке.
K Литература 1. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 кн. – Л., 1991. 4. История философии: учебник для вузов. – М., 1998. 5. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М., 2000. 6. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. – Новосибирск, 1999. 7. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. В 3 ч. – СПб., 1997–1999. 8. Современная западная философия: словарь. – М., 1991. 9. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
Глава 3 Философская методология: В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг по направлению к успеху. Алфред Норт Уайтхед
позднем средневековье философ Н. Кузанский замечает, что реальный процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классической (аристотелевской) логики. Ф. Бэкон в XVII веке прямо ставит задачу создания «нового метода», положив начало разработке индуктивной логики. И. Кант тоже заявляет о необходимости создания «новой логики», актуализируя вопрос о «содержательной» логике. По существу, систематическое решение вопроса о создании нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX века Гегель. Диалектическая логика – это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Гегель утверждал, что «Дух и природа имеют всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их изменения». Всеобщность законов диалектики, т. е. отражение в этих законах и развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика бытия) – это диалектика «вещей», противоречивое движение (развитие) материального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышления) – это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления, познания. В дальнейшем под «диалектической логикой» будет пониматься прежде всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и законов) теоретического мышления. Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как новый способмышления изложен во вводной части работы Гегеля «Наука логики» и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического: 1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика); 2) отрицательно-разумная форма логического (негативная диалектика); 3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика). Прежде всего Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Основанием различения служит отношение к противоречию, т. е. наличию противоречивых характеристик одного и того же предмета. Рассудок стремится понять «вещь» непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах объективно. Описать реальное противоречие в понятии – значит сконструировать истинное представление о предмете.
|