Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к определению религии






З. Фрейд: религия – это общечеловеческий, коллективный, навязчивый невроз, коренящийся в эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу. Религиозные идеи и представления – это символизация бессознательных содержаний, которые не могут быть представлены в сознании в чистом, неискаженном виде, так как этому препятствуют механизмы сопротивления.

К.Г. Юнг: религиозные идеи и представления – это символизация динамики и содержаний коллективной психики (коллективного бессознательного). «Религия является особой установкой человеческого ума…внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы – и все прочие названия, данные человеком подобным факторам, которые обнаруживаются им в своем мире в качестве могущественных, опасных…» «Религия – это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного».

Э. Фромм: религия – это любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и поклонения. Религиозным является поклонение идолам, богам, святым, вождям, классу, нации, партии, успеху, богатству, силе и пр. Невроз может пониматься в качестве личной формы религии.

У. Джемс: «религия – это совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение ее к тому, что она почитает Божеством», «религия делает для человека легким и радостным то, что при других обстоятельствах для него является игом суровой необходимости».

А. Маслоу: « религия и философия – системы организующие вселенную и людей в определенного рода логически связанное содержательное целое». К пиковым переживаниям, которые часто сопутствуют процессу самоактуализации личности, необходимо отнести и так называемые мистические переживания – интенсивные переживания религиозного опыта.

Г. Олпорт: в зависимости от типа религиозности (нужно различать внешний и внутренний типы) религия может выступать в виде системы или «единой философии жизни» когда становится внутренней ценностью индивида, выступая в этом качестве как всеобъемлющая, интегративная и мотивирующая сила личности, приводящая к целостности его психофизических состояний. Но религия может выступить в качестве защитного механизма «Я», что связано с инфантилизмом, регрессией, бегством, защитным поведением и т.д. Это так называемая «внешняя» религиозность, «религия, обладающая лишь внешней ценностью», играющая инструментальную роль в достижении эгоистических интересов».

В. Франкл: «Религия и религиозная вера являются, в конечном счете, верой в сверхсмысл, упованием на сверхсмысл». В этом случае бог выступает как предельная смысловая реальность. Именно через «сверхсмысл», обретает смысл индивидуальная человеческая жизнь.

К. Маркс и Ф. Энгельс: «…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия – это опиум для народа».

Таким образом, можно отметить, что религия может играть немаловажную роль в развитии индивида и в динамике его личности. Религиозные верования во многом есть отражение и символизация отношений человека к миру, самому себе, к другим людям, обществу в целом. Религия есть форма упорядочивания и организации мировоззрения человека, индивидуального и группового опыта, опыта взаимоотношений между людьми.

Следует подчеркнуть, что религия неоднозначно трактуется различными авторами, большинство из них отмечает, что религия, с психологической точки зрения, может играть как положительную, так и отрицательную роль в динамике личности, в жизни человека и общества в целом.

 


[1] Степин В.С. Культура // Новейший философский словарь. – Минск, Интерпрессервис, 2001. С. 527.

[2] Степин В.С. Культура // Новейший философский словарь. – Минск, Интерпрессервис, 2001. С. 527.

[3] Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. Под ред. Проф. И.Н. Яблокова. М., 2001. С. 295.

[4] Яблоков И.Н. Там же. С. 296.

[5] Рязанова Е.В. Психологические предпосылки религии в различных концепциях // Введение в общее религиоведение. Под ред. Проф. И.Н. Яблокова. М., 2001. С. 388.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал