Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11. 1. Феодота — знаменитая гетера того времени, о которой Атеней (XIII 574 Е) рассказывает, что она была возлюбленной Алкивиада и после убийства его в 404 году
1. Феодота — знаменитая гетера того времени, о которой Атеней (XIII 574 Е) рассказывает, что она была возлюбленной Алкивиада и после убийства его в 404 году похоронила его. 2. Такая приличная обстановка у гетеры была редкостью и потому обратила внимание Сократа. Подробно о быте гетер изложено в сочинении Беккера (W.A.Becker) " Charikles", B. II, экскурс к второй сцене. 3. Иностранцы, даже метеки, постоянно жившие в Афинах, кроме высшего разряда метеков, " исотелов" (каким был, например, оратор Лисий), не имели права владеть в Афинах недвижимой собственностью. Поэтому домами владели почти исключительно афинские граждане. А так как в Афинах было большое число иностранцев (одних метеков 45000, не считая их рабов), то был спрос на квартиры. Ввиду этого некоторые граждане строили дома не только для себя, но и для отдачи внаймы жильцам; это было довольно выгодное предприятие: у оратора Исея (XI 42) упоминается случай, где домовладение приносит 84/7% дохода в год. Доходность, конечно, колебалась в зависимости от количества населения: так, в " Воспоминаниях", II 7, 2 Аристарх жалуется, что дохода от домов нет, потому что в городе мало народа по случаю анархии. 4. Мастерские (можно сказать, фабрики) в Афинах обслуживались рабами. Хозяин или сам заведовал такой фабрикой, или отдавал своих рабов внаймы другому, или предоставлял рабам вести дело на их собственный риск, платя ему известную сумму денег. 5. Сократ уклонялся от общественной деятельности, как он сам говорит об этом в Платоновой " Апологии" (31с-е): " Внутренний голос (демоний) противится тому, чтобы я занимался государственными делами". Конечно, по законам афинским, он не мог уклоняться совершенно от государственной деятельности. В " Воспоминаниях" I 1, 18 Ксенофонт рассказывает, что Сократ был членом Совета пятисот и даже эпистатом; вероятно, он посещал Народное собрание и не раз бывал членом суда присяжных. Слова, " что он не занимался общественными делами", надо понимать в том смысле, что он не стремился занимать какую-либо ответственную государственную должность, как он говорит это в Платоновой " Апологии" (32а). 6. Так Сократ называет в шутку своих учеников. 7. О любовных зельях и заговорах (напевах) говорится также в II 6, 10. 8. Об Аполлодоре см. примеч. 14 к " Защите". 9. Об Антисфене см. II 5, 1 и введение к " Пиру". 10. Кебет и Симмий, оба фиванцы, упомянуты также в I 2, 48 как достойные ученики Сократа; с именем Кебета дошло до нас небольшое философское сочинение под заглавием " Картина", аллегорически изображающее человеческую жизнь; однако новая критика доказала, что оно не принадлежит Кебету, ученику Сократа. 11. В подлиннике поставлено слово i[ugx, которым означается птица вертишейка из отряда лазающих птиц, с длинной шеей, маленькой головой. Греки считали, что она обладает чудесной способностью возбуждать любовь, вследствие чего пользовались ею для привораживания. Ее привязывали к колесу и вертели его, распевая заклинания, думая этими манипуляциями возбудить любовь в намеченном человеке. Эта процедура очень картинно описана Феокритом в его второй идиллии " Колдуньи". Затем это слово стало означать и самое колесо, к которому привязывали птичку.
|