![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок самопознания: структурные компоненты, схема анализа
Краснова Н.В., Аллаярова Г.И., гимназия «Самопозание Система воспитания и обучения молодежи в новых реалиях времени призвана не столько «давать знания», «формировать навыки», «развивать способности», сколько раскрывать возможности познания в обретении навыков, в реализации природных способностей в ходе личностного самоутверждения и самосовершенствования. Современному человеку не так просто найти помощника в трудном деле самопознания. Предмет «Самопознание» – тот предмет, который поможет решить очень сложные задачи современного образования: раскрыть в ребенке его творческие возможности и способности, помочь выработать адекватное миропонимание и мироощущение, сформировать положительные установки на созидательную жизнь. «Мы не должны забывать, что личностями не рождаются, ими становятся. И процесс становления Личности – это задача не только семьи, но и государства, общества, его воспитательных и образовательных институтов», – эти слова Автора нравственно-духовного образования Сары Алпысовны Назарбаевой являются приоритетными в современном образовательно-воспитательном процессе. Уроки самопознания призваны помочь ученику осознать смысл жизни, свое предназначение, ведут его к максимальному раскрытию личностного потенциала, гражданского сознания, жизненных навыков и творческой активности. Как и предметные уроки школьных дисциплин, преподавание самопознания осуществляется посредством уроков. Основными обязательными структурными компонентами урока самопознания являются следующие этапы: 1. Организационный этап, который представлен следующими приемами: «Круг радости», «Наедине с собой», «Игровой тренинг». Необходимость этого этапа урока заключается в том, что он помогает создать благоприятную, комфортную обстановку начала урока, объединяет учителя и учеников в дружеский коллектив. 2. Основная часть урока, которая реализуется посредством применения следующих методов и приемов: «Учебная информация», «Чтение текста», «Рассказывание притчи», «Мозговой штурм», «Беседа», «Цитата урока», «Дискуссия», «Анкетирование». 3. Этап усвоения знаний реализуется через следующие методы и приемы – разыгрывание ситуаций, размышление над ситуацией, инсценировка, творческие задания, работа с цитатой урока. 4. Этап – заключительный, обязательный методический прием, является эмоциональным «финалом» урока, позволяющим определить степень усвоения темы занятия. Основные методы и приемы «Круг от сердца к сердцу», «Пожелание», «Я дарю тебе». Задача применяемых методов и приемов на уроках самопознания – развивать не только гражданскую и социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу. Ведь именно внутренняя свобода является источником самоуважения, самопознания. Для повышения своего мастерства учителю самопознания необходимо проводить самоанализ уроков. В процессе самоанализа он сможет понять, как помочь ученикам стать более наблюдательными, научиться обобщать свои знания, исходя из конкретного опыта, экспериментировать и приходить к собственным выводам. А для себя учитель сможет понять, учел ли он индивидуальные и возрастные особенности школьников, а также уровень развития данного класса, смог ли организовать ученический коллектив на восприятие нового материала. Самоанализ урока подскажет педагогу найти пути повышения своего мастерства и способы, побуждающие учащихся к деятельности.
|