Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль за губными избами осуществлял Разбойный приказ.
Кроме губной реформы в середине XVI века была проведена земская реформа. Согласно этой реформе были созданы земские избы – органы земского самоуправления. Они выбирались из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Их компетенция распространялась только на посадских и черносошных крестьян, бояре и дворяне не были в их компетенции. Первоначально земские избы занимались в основном финансовыми вопросами. Позже в их компетенцию вошли и другие вопросы управления (контроль за промыслами, торговлей, исполнение полицейских функций). Земские избы действовали в городах и на территории, населенной государственными, т.е. черносошными крестьянами. Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лутчих» людей. При земской избе был земский дьяк. Порядок организации и компетенцию земских органов управления определяли земские уставные грамоты, которые издавал царь. Грамоты предписывали, что избрание земских старост – не только право населения, но и обязанность. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем, кто будет пользоваться властью в своих корыстных целях. Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем «жалования» грамот отдельным местностям. Общего единого указа принято не было. Организация губного и земского самоуправления отвечала интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства, она усилила их позиции. За предоставление самоуправления население должно было платить в казну так называемый «кормленый откуп» – своего рода налог за самоуправление. В пограничных уездах самоуправление не вводилось, там хозяйничали управители – воеводы. В отличие от наместников они получали жалованье, им запрещено было брать поборы с населения. Начиная с XVII века, в целях более эффективной борьбы с народными движениями, началось внедрение воевод во все уезды. Воеводы постепенно подчинили себе местное самоуправление. Воеводы назначались правительственной властью, они выполняли административные и военные функции: командовали вооруженными отрядами, расположенными на их территории, ведали судом, контролировали сбор податей и выполнение повинностей. В помощь воеводе создавалась приказная (съезжая изба с дьяками, приставами и др. должностными лицами). Военная реформа. В правление Ивана Грозного много было сделано по укреплению вооруженных сил страны. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. После принятия в 1556 году Уложения о службе вотчинники обязаны были нести службу наравне с дворянами. Кроме личного участия и те, и другие должны были выставлять с каждых 150 десятин земли одного вооруженного конного человека. В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско (3 тысячи человек). Стрельцы вербовались из посадского населения и вольных охочих людей всякого чина. Они были единообразно одеты и вооружены, время от времени проходили военное обучение. Регулярным войском их пока трудно назвать (они жили семьями в своем доме, кроме несения службы занимались промыслами, огородничеством). В начале XVII века начали создаваться и так называемые «полки нового строя» (рейтарские, драгунские). Они были постоянными, регулярно пополняемыми. Их можно назвать зародышем будущей регулярной армии. Комплектовались они из вольных и даточных людей (с 20 – 25 дворов крестьянских брали 1 человека по принудительному набору).
|