Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в государственном строе России
Революция 1905 – 1907 гг., несмотря на свое поражение, заставила царизм пойти на некоторые изменения в государственном строе. Было положено начало к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. 23 апреля 1906 г. правительство опубликовало «Основные законы Российской империи» т.е. своего рода конституцию. Ст. 4 провозглашала, что императору принадлежит верховная самодержавная власть. Это означало, что император был главой исполнительной власти. И как глава исполнительной власти он не был ограничен никакими законами. Но законодательная власть в стране уже не принадлежала всецело императору. Законодательная власть по ст. 7 теперь осуществлялась царем «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Царь не мог теперь принимать законы без их обсуждения в Думе. Но, тем не менее, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения. Таким образом, последнее слово было за императором. В период прекращения работы Государственной Думы царь мог издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. «Основные законы Российской империи» – это первая Российская конституция. Хотя с этим согласны не все ученые, некоторые считают, что это была фиктивная конституция. И все же следует считать эти Законы Конституцией, так как они подводили итог изменениям в государственном строе России. Создание Госдумы, реорганизация Госсовета, реорганизация Совета министров – это новое в государственном строе России. Государственная Дума. По первоначальному проекту от 6 августа 1905г. (был разработан Булыгиным) Государственная Дума должна была избираться на основе высокого имущественного ценза, что лишало избирательных прав значительную часть населения: рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию. Дума планировалась как законосовещательный орган. Положение о Думе определяло ее большую зависимость от императора. Однако обострение политической ситуации потребовало пересмотра проекта. Октябрьская забастовка 1905 г. заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г., а в декабре 1905 г. изменить положение о выборах. По Положению о выборах от 11 декабря 1905 г. был значительно расширен круг избирателей. Практически все мужское население в возрасте старше 25 лет (кроме солдат, студентов, поденных рабочих, и кочевников) получило избирательные права. Но выборы по–прежнему не были прямыми, (они были многоступенчатыми) и они были не равными для избирателей разных курий. Выборы проходили по 4 куриям, причем, сначала выбирали выборщиков. По первым двум куриям – двухступенчатые. Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем от волостного схода – на уездный съезд уполномоченных, затем, от уездного съезда избирались выборщики в губернское избирательное собрание. По землевладельческой (помещичьей) курии I выборщик от 2 тыс. чел., по городской – от 4 тыс., по крестьянской – от 30 тыс., по рабочей – от 90 тыс. Представительство от рабочих было трехступенчатым. 20 февраля 1906 г. вышло «Учреждение Государственной Думы». В этом законе было реализовано Положение Манифеста 17 октября о превращении Государственной думы из законосовещательной в законодательный орган. Думе предоставлялось право контроля над исполнительными органами государства, но это оказалось фикцией. Здесь также была определена ее компетенция: разработка и обсуждение законов, кроме Основных законов, утверждение бюджета (царь не мог больше бесконтрольно распоряжаться финансами), обсуждение вопросов о строительстве железных дорог, учреждение акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет, депутаты были неподотчетны избирателям. Дума могла распускаться досрочно императором. Дума получала право запроса к министрам. Одинаковые законодательные права с Думой имел Государственный Совет, который был реформирован (акт «О переустройстве Госсовета» от 20 февраля 1906 г.) и стал верхней палатой. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет, и лишь в случае принятия их Советом предоставляться на утверждение императору. Госсовет был консервативным органом, он постоянно сдерживал либеральные порывы Госдумы. Половину Госсовета составляли выборные члены, которые избирались дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками. Вторую половину – члены, назначаемые императором из высших государственных сановников. В Госсовете преобладало крупное дворянство. Члены Госсовета избирались на 9 лет. Весной 1906 г. I Дума начала свою работу. Она просуществовала 72 дня и была распущена. Аграрный вопрос в Думе – гвоздь конфликта. Кадеты и трудовики требовали принудительного отчуждения помещичьих земель, правительство с этим не соглашалось. Дума потребовала отставки правительства и сама была распущена. Выборы во II Думу дали еще больший перевес левым силам, а потому она оказалась еще более несговорчивой и непослушной. Премьер-министр П.Столыпин изложил Думе программу будущих реформ (в частности аграрную реформу), она натолкнулась на жесткую оппозицию и тогда царь распустил Думу (просуществовала 103 дня). Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах (существенно было урезано представительство окраин, возросло число выборщиков от помещиков, сократилось от крестьян и горожан). Большинство в III Думе получили октябристы, в целом она была более приемлема для правительства, нежели II Дума. Разгон II Думы был своего рода «государственным переворотом» (по Основным законом Российской Империи без ведома Думы положение о выборах не могло быть изменено). III Дума просуществовала весь срок, т.е 5 лет. IV Дума была еще более правая, нежели III Дума. 26 февраля 1917 г. Дума была распущена. Февральская революция 1917 г. покончила с монархией в России, завершилась и краткая история развития российского парламентаризма начала XX в. С началом революции царизму понадобилась сильная исполнительная власть. Совет министров в октябре 1905 г. был реорганизован, до этого он был совещательным органом при царе, теперь он стал постоянно действующим органом во главе с председателем Совета министров. К нему перешли функции упраздненного в 1906 г. Комитета министров. Совет министров еще не стал «буржуазным кабинетом», т.е. министры назначались Царем, были ответственными только перед ним. На западе в это время правительства уже формировались парламентами, в России же царь мог в любой момент уволить любого министра.
|