Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограниченность благ и эффективность. Кривая производственных возможностей (КПВ).






КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Пермь 2009


 

 

Курс лекций по экономической теории. Сост. В.М. Степанова. – Пермь, 2009.

 

Цель издания – оказать помощь студентам в овладении проблематикой данного учебного курса.

Предназначено для студентов заочной формы обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Введение в курс. Особенности предмета и методов. История развития экономической теории ……………………………………………………………………………………………………...  
Тема 2. Собственность. Экономические системы ……………………………………………………...  
Тема 3. Принципы и свойства рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономке …..  
Тема 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие ………………………………………………....  
Тема 5. Анализ потребительского поведения  
Тема 6. Анализ делового предприятия ……………………………………………………………..…  
Тема 7.Конкуренция. Структуры рынка ……………………………………………………………….  
Тема 8. Виды ресурсных рынков ………………………………………………………………………...  
Тема 9. Макроэкономика. Макроэкономический кругооборот. Измерение результатов экономической деятельности страны. ………………………………………  
Тема 10. Макроэкономическая нестабильность..………………………………………………………  
Тема 11. Модель совокупного спроса и совокупного предложения ………………………………….  
Тема 12. Кейнсианская макроэкономическая модель …………………………………………………..  
Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства..………………………………..  
Тема 14. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства …………………………  
Тема 15. Совокупные доходы населения и социальная политика государства ……………………....  
Тема 16. Мировой рынок. Международная торговля …………………………………………………  
Словарь основных понятий …………………………………………………………………..………….  
Вопросы к экзамену ………………………………………………………………………………………  
Рекомендуемая литература ………………………………………………………………………………  
Примерные тесты для самоконтроля ……………………………………………………………………..  

 

МАТЕРИАЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 1. Введение в курс. Особенности предмета и методов

План

1. Экономическая теория: функции, предмет изучения, структура.

Методы экономической теории.

Этапы развития экономической теории.

4. Предпосылки экономики: субъекты, потребности и ресурсы.

Воспроизводственный цикл и его фазы.

Ограниченность благ и эффективность. Кривая производственных возможностей (КПВ).

1. Экономическая теория: функции, предмет изучения, структура. Объектом изучения экономической науки является экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. Не существует единства в определении экономической теории. Большинство экономистов в общих чертах определяют экономическую теорию как общественную науку, исследующую проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов.

Причины необходимости изучения экономической теории:

а) дает знание социально-экономической среды, закономерностей развития общества;

б) служит основой конкретных экономических наук и принятия фундаментальных решений в осуществлении экономической политики;

в) обеспечивает управленца-менеджера государственной и муниципальной службы, менеджера фирмы и потребителя необходимой информацией и знаниями для выработки своего поведения.

Функции экономической теории:

1. Теоретическая (познавательная) – она объясняет как функционирует экономика, в чем суть, причины, последствия тех или иных экономических явлений, раскрывает законов функционирования экономики.

2. Практическая (прагматическая) – применение теории в хозяйственной практике, создание основы для экономической политики государства. На основе теоретических обобщений реальных фактов экономика объясняет, что есть и что может быть, формулирует принципы экономического поведения. Это позитивная экономика.

3. Прогностическая – разработка научных прогнозов развития экономики. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика – нормативная экономика.

4. Мировоззренческая – формирование определенной системы взглядов на экономическую жизнь общества.

5. Методологическая – разработка методов, приемов и научного инструментария для прикладных экономических наук.

Экономическая теория формулирует ряд основополагающих экономических целей, среди которых - экономический рост, полная занятость, экономическая стабильность, эффективность, социально справедливое распределение доходов и другие. Как общий итог всему - рост богатства общества и благосостояния его членов.

Функция и структура экономической теории представлены схематично в книге К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю “Экономикс”, т. 1, с. 20.

 

Рис. 1. Схема научного познания

Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе. Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение: экономическая теория – это наука о системах экономических отношений в обществе. Экономика – общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества, поэтому тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, юриспруденцией и т.д.

Проблемы благосостояния и экономических отношений в рыночной экономике изучаются на трех уровнях. Микроуровень - изучение отдельных экономических единиц или частных сегментов экономики; макроуровень - изучение национальной экономики в целом или ее крупных агрегатов и мегоэкономический уровень - изучение мировой экономики в целом, проблем интернациональных экономических связей и отношений.

Исследуя экономику общества, экономическая теория открывает и формулирует научные понятия - категории, принципы, законы, строит графики и модели, отражающие экономические процессы, поведение экономических субъектов.

2. Методы экономической теории (метод – это путь, способ исследования каких-либо явлений). При анализе экономических явлений пользуются общенаучными методами исследования: научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, функциональный анализ, моделирование и экспериментирование и т.п. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции. Слово «абстракция» в переводе означает отвлечение. Его суть – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение типичного, главного, сущностного. Результатом научной абстракции являются категории, понятия и законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

Анализ - это расчленение исследуемого предмета на составные части и изучение каждой из них в отдельности.

Синтез - это соединение расчлененных элементов системы в единое внутренне взаимосвязанное целое.

Индукция - формулирование общих выводов на основе исследования множества фактов (от частного к общему).

Дедукция - получение частных выводов на основе общих положений (от общего к частному).

Агрегирование - это прием исследования, когда совокупность специфических экономических единиц рассматривается как одна единица.

Экстраполяция - прогноз экономического развития, который делается на основе выявления тенденции с определенной корректировкой на будущее.

Маржинальный («marginal» - предел) анализ - методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических законов и категорий.

Позитивный анализ дает представление об экономике так, какона есть.

Нормативный анализ дает оценочное суждение об экономике, какой она должна быть.

Субъективно-психологический метод исследует экономическое поведение людей, которые в своих решениях делают выбор с их точки зрения наиболее разумный. Суть метода в учете психологии отдельных субъектов, групп людей и общества в целом (общественного сознания) применительно к конкретной экономической ситуации.

Психоанализ раскрывает проблему мотивации человеческой деятельности, создания гармонии между осознанным и неосознанным в поведении человека.

Функциональный анализ - метод, устанавливающий зависимость между двумя переменными величинами, при этом независимая переменная называется аргументом, а зависимая переменная - функцией. Этот метод позволяет широко использовать графики, как иллюстрации экономических моделей.

Экономическое моделирование - это метод исследования, который позволяет в формализованном виде определять принципы изменений в экономике и их последствия.

Метод графических изображений позволяет наглядно изобразить те или иные экономические зависимости. При этом, экономисты (в отличие от математиков), как правило, помещают независимые переменные на оси ординат (вертикальной оси), а зависимые – на оси абсцисс (горизонтальной оси).

3. Этапы развития экономической теории. Экономика – одна из древнейших наук. Ее истоки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась мировая цивилизация – в страны Древнего Востока 5-3 вв. до н.э. Впоследствии экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель (384 – 322 до н.э.) ввел термин «экономия» (от греч. оikonomia – управление домашним хозяйством, от которого и произошло - «экономика».

Основные этапы развития экономической теории в виде схемы изложены в учебнике Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: Инфра-М, 2000, Стр. 25.

Как наука экономика возникла в XVI - XVIIвв. Первым направлением экономики было учение меркантилизма (от итал. mercante - торговец), в котором содержание богатства общества и личности сводилось к деньгам, а деньги - к золоту. Пути увеличения денежного богатства меркантилисты видели в торговле, в системе денежного, а позднее - торгового баланса. В XVII в. появилось название экономической науки - политическая экономия.

Основоположник классической политической экономии - экономист Адам Смит (1723 - 1790), выпустивший в 1776 г. свою знаменитую книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его учение заложило основы трудовой теории стоимости и рыночной экономики в целом. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в работах немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818 - 1883), создавшего теорию научного социализма в своем многотомном сочинении «Капитал». Идеи А. Смита получили также развитие в работах экономистов австрийской школы, создавших теорию маржинализма, и в работах экономистов математической школы.

В наши дни экономическая наука получила более распространенное название - экономическая теория, а в англо-американской литературе - «экономикс». Термин «экономикс» впервые ввел английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924) в своей книге «Принципы экономики». И ныне в современной англо-американской литературе все три термина -«политическая экономия», «экономическая теория» и «экономикс» рассматриваются как синонимы, отражающие теоретические аспекты современной экономической науки, на что прямо указывает современный американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915 г.).

В современной экономической науке наблюдается синтез старой классической школы и трех новых направлений.

1. Кейнсианское направление, названное в честь его основателя английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946). Кейнсианство и ныне служит теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или уменьшения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Это направление по праву было объявлено «кейнсианской революцией в политической экономии». Кейнсианство в его современном виде часто именуется неокейнсианством.

2. Неоклассическое направление. Первый этап развития этого направления связан с именем А. Маршалла, который предпринял попытки соединить классическую теорию А. Смита с маржинализмом. Маржинализм - учение, основанное на использовании предельных величин (предельная полезность, предельный доход и т.п.). Второй этап неоклассического направления возник в 70 - 80-в г.г. ХХв. Он представлял собой реакцию на чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. Данное направление ныне развилось в теорию монетаризма, по постулатам которого роль государства в стабилизации экономики сводится лишь к регулированию денежного обращения, и теорию неолиберализма, которая полагает, что вмешательство государства надо свести к минимуму, предоставив максимум свободы предпринимателям и торговцам.

3. Институционально-социологический подход к решению проблем хозяйственной жизни. В пределах этого направления возникли теории праздного класса, прав собственности, общественного выбора, постиндустриального (информационного общества), теория глобалистики и др.

Современная экономическая теория изучает поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

4. Предпосылки экономики: субъекты, потребности и ресурсы. Участниками (субъектами) экономики являются домохозяйства, деловые предприятия и государство. Домохозяйство – семьи или отдельный человек, участвующий в экономике с целью удовлетворения своих потребностей. Деловое предприятие - это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи с целью максимизации прибыли. Государство представлено правительственными учреждениями, наделенными юридической и политической власть для обеспечения, в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Необходимость постоянно удовлетворять потребности – свойство человеческого общества, каждого отдельного человека. Потребности многообразны. С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это выражается законом возвышения потребностей.

Ресурсы это имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Существуют четыре вида ресурсов (факторов производства), каждому из которых соответствует определенный вид дохода:

- земля – все естественные ресурсы, включая пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы, снимаемое с земли сырье, недвижимость. Доход - заработная плата;

- капитал - инвестиционные ресурсы, включая все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, инфраструктуру (дороги, сооружения, дамбы, мосты, средства связи и т.д.). Обратите внимание – под ресурсом «капитал» не понимаются деньги, последние есть форма реального капитала. Процесс производства и накопления капитала называется инвестированием. Инвестиционные товары отличаются от потребительских тем, что удовлетворяют потребности людей косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Доход - процент;

- труд - людские ресурсы, совокупность умственных и физических способностей людей. Доход - рента;

- предпринимательские способности – особая способность людей выступать инициаторами, организаторами, способность брать на себя экономический риск. Доход - прибыль.

Форма ресурсов может быть натуральная и денежная. Ресурсы ограничены естественным запасом и уровнем развития НТП. Кроме того, материальные потребности общества в целом являются безграничными, поэтому ресурсы, используемые для производства материальных благ, ограничены в принципе.

5. Воспроизводственный цикл и его фазы. Факторы производства функционируют непрерывно. Производственная функция показывает зависимость объема производства от количества используемых ресурсов: Q = f (Х1, Х2, …, Хn),

где Q - объем производства,

Х1, Х2, …, Хn - используемые производственные ресурсы.

 

Рис. 2. Схема воспроизводственного цикла

При таком представлении ресурсы являются входом, процесс производства - центральным звеном, продукт – выходом, личное потребление – целью, восстановление ресурсов – обратной связью.

Производство есть создание продуктов; включает четыре фазы:

Рис. 3. Фазы производственного цикла

Распределение – это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности. Роль распределения в обществе очевидна: несправедливое распределение благ зачастую является причиной конфликтов, может подорвать желание работать. Различают первичное распределение и вторичное – перераспределение.

Обмен – это доставка произведенных продуктов потребителям.

Потребление – процесс удовлетворения потребностей.

Потребление не может прекратиться, поэтому неизбежно повторение процесса производства, что называется воспроизводством.

Существуют два способа получения благ: 1) сделать их самому и 2) научиться хорошо делать одно благо и обменять его на другое, т.е.специализация. Первый способ определяют как натуральное хозяйство, второй – товарное. При наличии товарного производства обмен происходит путем купли-продажи на рынке. Товар - всё, что предназначено для продажи, включает материальные вещи, услуги, выполненные работы.

Рис. 4. Схема товарного производства

Преимущество товарного производства состоит в большей производительности труда.

6. Ограниченность благ и эффективность. Кривая производственных возможностей (КПВ). Многообразие потребностей приограниченности ресурсов приводит к тому, что в действительности будут удовлетворены далеко не все из них и, скорее всего, не в полной мере. Следовательно, любое экономическое действие фактически означает выбор удовлетворения потребности.

Количество других продуктов, от которого необходимо отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта, называется альтернативной стоимостью (вмененными издержками) этого продукта. Способность выполнять работу с наименьшей альтернативной стоимостью называется сравнительным преимуществом.

Экономическая эффективность по Парето означает такое состояние рынка, при котором невозможно произвести ни одного изменения в пользу улучшения положения дел без нанесения ущерба кому-либо из участков рынка.

Рис. 5. Кривая производственных возможностей

 

Взаимосвязь ресурсов и производственных возможностей экономики отражает кривая производственных возможностей, все точки которой показывают различные комбинации двух товаров, производимых в условиях полного использования всех ресурсов (рис. 1).

При этом допускается, что количество и качество ресурсов, а также технология производства неизменны. Если допускается, что хотя бы один фактор производства не изменен, то речь идет о коротком периоде. В длительном периоде все факторы переменны.

При изменении структуры производства, т.е. в длительном периоде, кривая производственных возможностей может сдвигаться. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо означает экономический рост. Так, может увеличиться предложение ресурсов, улучшиться технология производства и т.д. Сдвиг кривой влево означает уменьшение производственных возможностей экономики. Подумайте, каково практическое применение кривой производственных возможностей?

Литература

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 2005. - Гл. 1, 2.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЮристЪ, 2004. - Гл. 1, 2, 3.

Курс экономической теории / Под. ред. М.Н. Чепурина. — Киров: АСА, 2007. - Гл. 1, 2, 3.

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В. Сидорович. - М.: МГУ, “ДИС”, 1997. - Гл. 1, 2, 4.

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 1, 2.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом экономической теории?

2. Перечислите функции экономической теории. Какова ее структура?

3. Приведите примеры использования в экономической теории методов индукции и дедукции, тематических и графических моделей исследования.

4. Возможен ли в экономической теории эксперимент как метод исследования? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Приведите примеры позитивного и нормативного анализов в экономической теории.

6. Что представляет собой микро- и макроэкономика?

7. Назовите существующие классификации производственных ресурсов.

8. В чем состоит назначение предпринимательской способности?

9. Что показывает кривая производственных возможностей?

10. При каких условиях происходит сдвиг кривой вправо и влево?

11. Что означает закон роста вмененных издержек (альтернативной стоимости)? Объясните причины роста альтернативной стоимости при изменении структуры общественного производства.

12. Сформулируйте понятие экономической эффективности по Парето.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал