Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Легендарные мастера синъицюаньСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЦЗИ ЦИКЭ Цзи Цикэ, или Цзи Лунфэн, выходец из провинции Шаньси, считается основателем стиля синъицюань. Он родился в небольшой деревушке Цзуньцунь в области Пучжоу, расположенной в километре от реки Хуанхэ. В этих местах больше половины жителей принадлежало роду Цзи, а двор отца Цзи Цзикэ считался одним из самых зажиточных, он владел 200 му земли и 200 коровами. Цзи Цзикэ был вторым сыном в семье, сам же имел шестерых детей. В 1644 г. в Поднебесную империю вторгаются маньчжуры, свергая правление китайской фамилии. К власти приходит династия Цин - " Чистая", которой было суждено продержаться до 1911 г. и стать последней в китайской истории императорской династией. Как форма сопротивления манчжурам, по всему Китаю начинается бурный рост религиозных сект и тайных обществ. Занятия ушу в этих обществах рассматривались как ритуальные практики и следование мистическим традициям. Именно в тайных обществах родилось подавляющее большинство стилей ушу. Тайные общества действовали и в родных местах Цзи Цике, большинство жителей его деревни, судя по уездным хроникам, великолепно владели кулачным искусством (цюаньшу) и техникой боя с оружием (цисе). Последняя превалировала, так как владение копьем или мечом давало значительно преимущество над невооруженным противником, к тому же практически до XVIII в. ушу базировалось в основном на бое с оружием, а не на кулачном искусстве. Сам Цзи Цике прославился на всю округу бесподобным владением техникой копья и выполнял приемы с такой скоростью, что его прозвали " священным копьем". До сих пор в арсенале синъицюань сохранились комплексы боя с мечом и копьем, создание которых приписывается самому Цзи Цикэ, а некоторые школы синъицюань в Шаньси даже начинают обучение с упражнений с копьем, а не с кулачного боя. Однажды Цзи Цикэ озарила мысль, которая кажется на первый взгляд парадоксально простой: нельзя ли применить принципы боя с оружием к кулачному искусству и благодаря этому достичь в ударе кулаком такой же сокрушительной мощи, как и при уколе копьем? Разве нельзя рассматривать руку как меч или копье? Разве нельзя прямой удар кулаком рассматривать как укол копьем, удар кулаком снизу вверх - как буравящий удар копьем в горло или подбородок противнику, разве блок предплечьем не похож на отведение удара противника в сторону древком копья? Цзи Цикэ не удовлетворяли местные стили кулачного искусства, поскольку они все больше и больше тяготели к зрелищности и театрализованности. Со временем они утратили свою боевую направленность и эффективность и превратились в красочное представление для деревенских праздников. И тогда Цзи Цикэ начинает разрабатывать принципиально новый стиль. За основу он берет принцип резкого укола копьем с быстрым подскоком к противнику и переводит его в колющий удар фалангами пальцев в болевые точки. Новый стиль использует быстрые подскоки к сопернику, отводящие блоки предплечьем с одновременным уходом в сторону, переход с блока сразу на удар вдоль руки соперника. Движения могли показаться не очень зрелищными, однако они оказались столь эффективны в поединке, что могли противостоять даже копью. В течение многих лет Цзи Цикэ разрабатывал свой стиль, который сначала не имел даже постоянного названия - его именовали то люхэцюань - " кулак шести взаимодействий", то цикэцюань, по имени создателя, но чаще всего называли просто цюань - " кулачное искусство". Из боя с копьем Цзи Цикэ взял принцип шести взаимосоответствий, позволяющий выполнять полноценный выброс внутреннего усилия в удар. Согласно этому принципу, при ударе движения кисти координируются с движениями стоп, локти - с коленями, плечи - с поясницей, сердце или душевное состояние приходит в гармонию с волевым импульсом, волевой импульс стимулирует внутреннюю энергию-ци, а та в свою очередь приводит в работу физическую силу-ли. Этот принцип стал главенствующим практически во всех внутренних стилях, но прежде других он встречается именно в синъицюань. Как утверждают легенды той местности, существовал еще один источник боевого опыта Цзи Цикэ - наблюдение за повадками и боевой тактикой животных. Сейчас в стиле рассматриваются движения 12 священных животных: дракона, тигра, обезьяны, лошади, крокодила, ястреба, курицы, ласточки, змеи, мифологической птицы-тай, орла и медведя. Распространенная легенда так объясняет возникновение форм животных в синъицюань. Однажды Цзи Цикэ довелось наблюдать схватку медведя и журавля. Он обратил внимание на то, что различия в тактике боя проистекают из внутренней природы этих животных, как двух противоположных начал. Цзи Цикэ сопоставил их двум взаимоотрицающим и взаимодополняющим началам китайской натурфилософии - положительным и светлым ян и отрицательным и темным инь. В отличие от многих других подражательных стилей ушу, превратившихся из боевого искусства в танец, стиль Цзи Цикэ не перенимал механически движения, которые используют эти животные в бою, но воспроизводил сам боевой дух, внутренний настрой, или " боевую решимость", которая ощущалась в схватке двух разъяренных животных. Так родился важнейший принцип синъицюань, используемый в разделе двенадцати животных: нельзя слепо копировать движения животных, но следует овладевать их внутренним настроем. ЦАО ЦЗИУ Единственным учеником Цзи Цикэ стал его старый друг - Цао Цзиу, с которым когда-то в молодости они изучали боевое искусство. Затем Цао Цзиу избрал карьеру чиновника, из Шаньси переехал в провинцию Аньхой и отошел от боевой практики. И вот, будучи уже весьма уважаемым человеком, Цао Цзиу приезжает к своему другу с единственной просьбой - объяснить ему основы того стиля, который тот разработал. Старому другу Цзи Цикэ не смог отказать и более того, решил сделать его своим преемником. Двенадцать долгих лет продолжалось обучение, год от года прогрессировал Цао Цзиу, а его успехи на поприще ушу оказали ему немалую помощь в его карьере чиновника. В 1694 г., т.е. в возрасте всего лишь 32 лет, он блестяще сдает экзамен на высшую чиновничью степень цзиньши, при этом занимает лидирующее место в списке конкурсантов, а также оказывается первым среди бойцов, так как на сдаче экзаменов полагалось показать и свое умение вести бой голыми руками, с мечом и копьем. В 1704 г. он возглавляет отряд по охране порядка в провинции Шаньси, где собирались самые отменные бойцы, еще через два года становится военачальником всех провинциальных войск и, наконец, занимает пост губернатора уездного города в Шаньси. Стоит отметить, что образованностью и тонкостью воспитания Цао Цзиу значительно превосходил Цзи Цикэ. Некоторые источники утверждают, что и в боевом мастерстве он превзошел своего учителя. По существу, именно Цао Цзиу благодаря своему неординарному уму сумел собрать и привести в систему все те приемы и принципы, которые разработал Цзи Цикэ, поэтому именно он, а не Цзи Цикэ, почитается в некоторых школах как основатель синъицюань. Синъицюань недолго оставался единой школой, он быстро разветвился на несколько направлений, причем в большинстве случаев их создателями были прямые последователи Цао Цзиу. Сегодня существует три основных направления синъицюань, берущие начало от общего истока и называющиеся по тем провинциями, где возникли: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. МА СЮЭЛИ Слугой в доме Цао Цзиу был молодой паренек по имени Ма Сюэли, выходец из очень бедной семьи из провинции Хэнань из города Лояна, недалеко от которого располагался Шаолиньский монастырь. Расторопный, немногословный, он почти не обращал на себя внимания. Но от опытного взора Цао Цзиу не скрылась какая-то особая пластика движений слуги, легкость и стремительность передвижений. Однажды Цао Цзиу напрямик задал молодому Ма вопрос: " Не знаком ли ты с искусствам ушу, не изучал ли ты умение легких шагов и незаметных разворотов? ". После недолгих колебаний и уступая пытливому взгляду мастера, Ма признался: " Господин, я с самого детства стремился изучить ушу, но у нас в деревне не было ни одного достойного учителя. Лишь один человек рассказал, что в соседней провинции есть один мастер, который обладает поистине чудесным искусством, чьи удары кулаком быстры и незаметны, подобно уколам гибкого копья, чьи прыжки столь стремительны, что кажется - только что человек стоял здесь, а через мгновение он уже в двух метрах отсюда. Но этот удивительный мастер никого не берет в ученики. Это он говорил про Вас, господин. Я не решился даже просится к Вам в ученики, и лишь преданно служа Вам, порой наблюдал за Вашими движениями, перенимая их грациозность и стремительность. До сих пор я не знаю ни одного приема ушу, но зато овладел хотя бы частью образа Ваших движений. Прошу не винить меня, господин". Цао Цзиу пристально посмотрел на ученика, развернулся и ушел во внутренние покои дома. Он не выходил оттуда целые сутки, а Ма Сюэли все ждал во дворе. Наконец он показался из дверей и кивком головы пригласил Ма Сюэли последовать за ним на задний двор, где располагалось место для тренировок. Так начал свои занятия один из величайших мастеров синъицюань, которому было суждено создать новое направление этого стиля. Ма Сюэли стал родоначальником хэнаньской ветви синьицюань и несколько изменил характер тех движений, которым обучался у Цао Цзиу. Он взял к себе поначалу лишь двух учеников, ставших впоследствии известными мастерами, Ма Саньюаня и Чжан Чжичэна, а последний в свою очередь воспитал целую плеяду талантливых последователей, которые и составили костяк хэнаньской ветви. ДАЙ ЛУНБАН Дай Лунбан по прозвищу Эр Лэй (Раскат грома) считается родоначальником хэбэйского и шаньсийского направлений синъицюань. Он был вторым учеником Цао Цзиу, причем два последователя одного мастера - Ма Сюэли и Дай Лунбан - долгое время не встречались и даже не знали друг о друге. В отличие от Ма Сюэли, Дай Лунбан был выходцем из очень богатой семьи в Шаньси, которая имела собственное торговое дело, и получил хорошее образование. К ушу Дай Лунбан приобщился еще в детстве, обучаясь сначала у отца, а затем у местных мастеров. Обучался он достаточно бессистемно, но, тем не менее, сумел прослыть в своей деревне неплохим бойцом. Когда Дай Лунбану было 13 лет, его семья переехала в провинцию Аньхой, где отец открыл новый магазин. В то время в этих местах преподавал Цао Цзиу и, естественно, молодой боец первым делом направился к нему. Нам неизвестно, чем завоевал Дай Лунбан доверие известного, но весьма замкнутого мастера, но так или иначе он оказался вторым (а по времени - первым) учеником Цао Цзиу, причем никого больше суровый Цао, кроме Ма Сюэли и Дай Лунбана, в то время не учил. Десять лет постигал Дай Лунбан премудрости синьицюань, обучаясь у Цао Цзиу. После обучения у Цао Цзиу Дай Лунбан возвращается на родину в Шаньси. Он много тренируется, но считает, что еще не готов преподавать. Однажды случай свел его с Ма Сюэли. Когда два бойца узнали, что они не только последователи одной школы, но и ученики одного мастера, то начали сравнивать технику. Несмотря на то, что у них был один учитель, оказалось, что в технике есть некоторые различия. Например, Ма Сюэли активно применял в бою " форму аллигатора", включающую волнообразные движения корпусом с ударами ребрами ладоней и уходами влево-вправо, и еще целый ряд неизвестных Дай Лунбану форм. Ма Сюэли попал в обучение к Цао Цзиу позже, чем Дай Лунбан, и, вероятно, учитель сумел разработать к этому времени целый ряд новых движений. Так стали постепенно намечаться различия между направлениями синъицюань.
|