![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сведения о районе путешествияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Отчет О водном туристском спортивном путешествии Пятой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье) 2 августа – 25 августа 2013 г Маршрутная книжка № 58 /13 Руководитель группы: Пластинин Николай Владиславович
- Екатеринбург 2013 - ОГЛАВЛЕНИЕ
1. справочные данные о путешествии................... 3 2. список участников............................ 4 3. краткая характеристика района..................... 5 4. техническое описание маршрута.................... 14 5. итоги и выводы..............................27 6. смета расходов.............................. 27 7. приложения:................................29 8. литература:................................47 9. рецензии и заключение мкк....................... 48
выложен на вебсайте https://turclub.clan.su/load/ 1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ
1.1 Район путешествия: Хамар-Дабан, Прибайкалье (Российская Федерация). 1.2.Нитка маршрута: г. Екатеринбург – Улан-Удэ – п. Баянгол – перевал Бархе-Даба – сплав по р. Снежная от реки Шибетуй до п. Выдрино с обносом препятствий 29, 87-90 и радиальным выходом на водопад Грохотун и Соболиное озеро – г.Слюдянка – г. Екатеринбург. 1.3. Протяженность активной части маршрута – 167 км, из них: сплав – 148 км, пешком – 19 км (радиальный выход – 15 км, обносы катамаранов и вещей – 4 км). 1.4. Продолжительность путешествия: 20 дней, из них на активной части – 13 дней. 1.5. Время путешествия: 2 августа – 28 августа 2013 года 1.6. Вид туризма: водный 1.7. Категория сложности: пятая 1.8. Проводящая организация – Уральский Федеральный Университета им.Б.Н.Ельцина, Клуб туристов УрГУ, г. Екатеринбург, пр. Ленина 51 1.9. Маршрут рассмотрен Областной и зональной туристско – спортивной МКК Туристско – спортивного союза Свердловской области. 1.10. Место хранения отчета – Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Радищева 51, офис 8, www.turist-club.ru, turist-club@ural.ru, тел. (343)2124303, 2122028, 2125322(факс). 1.11.Маршрутная книжка № 58/13 2.1. Состав группы.
2.2. Таблица прохождения участниками препятствий 5 к.с.
СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ 3.1. Географическое положение
3.2. Рельеф Цепи гор, расположенные ближе к Байкалу, чисто альпийского типа с остроконечными пиками и гребнями. В глубине горного массива преобладают некрутые округлые гольцы, которые к югу и юго-востоку постепенно уменьшаются по высоте. Во время пешей части маршрута группа пересекла Хангарульский хребет (пер. Берхе-Дабан, 1816 м). Река Снежная в своей порожистой части пересекает «основной» хребет Хамар-Дабана; здесь горный характер местности и образует основные препятствия для сплава по реке. 3.3. Климат Зима здесь (ноябрь-апрель) холодная, малоснежная. Днем – 13–22° ниже нуля, ночью – –25–28°. Устойчивый снежный покров – с начала ноября, достигает к концу зимы высоты 0, 5 м, в лощинах до 1м. Большинство склонов гор лавиноопасны. Снежный покров сходит в марте, апреле. Весна (апрель-май) короткая, сухая, ветренная. Температура днем 8–10°, ночью заморозки до –5°. Осадки в виде кратковременных дождей и снега. Лето сухое, короткое. Температура днем 20–28°, ночью до 6°. Осадки – в виде ливневых дождей с грозами. Осень (сентябрь-октябрь) безветренная и ясная. Днем температура 5–15°, ночью не более 8°. Осадки в виде снега возможны уже в сентябре. 3.4. Растительность и животный мир Разнообразен животный мир хребта. Здесь водятся: медведь, изюбр, лось, кабарга, волк, соболь, белка, заяц и др. Из птиц – кедровка, сойка, дятел, куропатка, глухарь. В реках много рыбы: хариус, ленок, таймень, окунь, щука. 3.5. Экономика, культура, сведения о магазинах, транспорте, медицине Заброска на маршрут проходила через города Улан-Удэ, Закаменск и село Баянгол, выброска – через поселок Выдрино, города Слюдянка и Иркутск. Г. Закаменск – центр одноименного района Бурятии, с населением около 13 тысяч человек. Экономика города изначально (в 30-е годы XX века) строилась на Джидинском вольфрамо-молибденовом комбинате, благодаря которому он в советские годы являлся крупнейшим горнорудным центром региона. В настоящее время комбинат закрыт, но на его базе работает несколько частных предприятий. В городе и окрестностях имеются также золотодобывающие и деревообрабатывающие предприятия, процветает сельское хозяйство. В туристском плане Закаменск представляет собой интерес в основном как перевалочный пункт для путешествий на Хамар-Дабан. В отвалах местных рудников можно найти интересные образцы минералов. С. Баянгол (в прошлом – поселок городского типа) ранее также был центром горнорудной промышленности. Здесь производилась добыча угля и работала электростанция районного значения. В настоящее время в селе проживает около 1, 5 тысяч человек. Для туристов также не представляет особого интереса, разве что наличием последних на пути следования магазинов и фельдшерского пункта. С. Выдрино (в прошлом – также п.г.т.) находится на южном берегу Байкала, при пересечении Транссибирской магистрали с рекой Снежной, на правом берегу реки, с бурятской стороны. Железнодорожная станция, в прошлом – лесоперевалочная база с лесопильным заводом, в настоящее время здесь организовано производство по розливу байкальской воды. Помимо того, что это конечный пункт сплава по Снежной, для туристов село интересно также как начальный пункт маршрута к Соболиным озерам. Здесь также имеется Музей боевой славы имени Быкова И.И. – местного уроженца, полного кавалера ордена Славы. Население с. Выдрино – около 5 тысяч жителей. Г. Слюдянка – расположен на юго-западном побережье озера Байкал. Районный центр Иркутской области. Население – около 20 тыс. человек. Транспортный узел (станция и локомотивное депо на Транссибирской магистрали), центр добычи и переработки слюды и добычи мрамора, имеется рыбоконсервный завод. Этот город – перевалочная база и отправная точка для многочисленных туристских маршрутов (пеших, лыжных, водных и т.д.) по Хамар-Дабану и Восточному Саяну. Здесь (ул. 40 Лет Октября, д. 1Б, тел. (8-39544)-51-9-11) находится поисково-спасательный отряд МЧС, где зарегистрированным группам необходимо сделать необходимые отметки. На территории «спасаловки» также можно за умеренную плату (от 100 руб./сут.) переночевать, просушить снаряжение и т.п. Главным памятником архитектуры города считается здание вокзала, облицованное нешлифованным мрамором. Другие примечательные здания – старинная водонапорная башня и деревянная церковь. В локомотивном депо работает краеведческий музей. В зимнее время поблизости работает горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Ну и, конечно же, здесь можно посетить байкальский пляж. В последние годы в городе появилась еще 1 достопримечательность – частный музей минералов «Жигалов и Ко», по адресу: 665903 Иркутская обл., г.Слюдянка, ул. Слюдяная, 36. Доехать до него можно на маршрутке (ост. РУДО), дальше пешком по ул. Слюдяной. Директор – Жигалов Валерий Алексеевич; телефоны: 8 395 44 53 4 40 (Жигалова Любовь Михайловна), 8 395 44 53 5 60 (Света). Здесь также можно переночевать (стоимость от 150 руб./сут.) и просушить снаряжение. Г. Иркутск – крупнейший областной центр Восточной Сибири, основан в 1652 г. С 1764 г. Иркутск становится губернским городом, а с 1803 года резиденцией генерал-губернатора Сибири. Сохранились архитектурные памятники XVII–XIX веков. В городе расположены 4 театра, цирк, филармония, несколько музеев, более 10 кинотеатров. Население – около 600 тыс. человек. Иркутск – центр машиностроения, слюдообработки, производства стройматериалов, хорошо развита пишевая и легкая промышленность. Это крупный транспортный центр: пристань на реке Ангара, аэропорт (прямые рейсы в Москву и другие города), большой железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. 3.6. Речная сеть Вскрываются реки в конце мая, первая половина лета бывает сухой, во второй –ливневые дожди. В конце сентября наступает ледостав. Летом температура воды в реках не более 6–10°. Зимой характерно промерзание русел рек, образуются наледи. На реках часто встречаются каньоны с отвесными многометровыми стенами и живописными скалами. Почти все реки берут начало в подгольцовой и гольцовой зонах. В большинстве своем реки пригодны для сплава на туристских судах лишь на небольших участках нижнего течения. Наибольший интерес представляют данные о характере паводкового режима рек в период летних дождей в июле-августе. По многолетним наблюдениям, в течение месяца в среднем происходит 2–3 паводка. Колебания уровня воды при этом часто превышают 1 м. Средние, многолетние характеристики: скорость подъема воды – 0, 5–1, 5 м в сутки, продолжительность стояния уровня – 0, 5–1 сутки, продолжительность спада – 3–5 суток. Средняя продолжительность паводка – 8–10 дней. Запаздывание изменения уровня в реках относительно времени выпадения осадков составляет в среднем 5–10 часов, однако картина водного препятствия может сильно измениться на протяжении одной разведки длительностью порядка часа. Таким образом, за время похода туристы почти неизбежно сталкиваются с 1–2 значительными подъемами воды, особенно в июле. Наиболее значительными являются реки с площадью водосбора более 500 км2 (с запада на восток): Зун-Мурин, Утулик, Хара-Мурин, Темник, Снежная. Их общие характеристики приведены в следующей таблице.
3.7. Туристские возможности района (водный туризм) Все они пригодны для сплава на различных судах. В техническом отношении препятствия рек достаточно сложны: на всех есть пороги, которые при определенном уровне воды оцениваются 5–6 категориями трудности. Наиболее просты Зун-Мурин, Темник. Из-за малой протяженности категорийность походов по ряду рек снижается; для ее повышения туристам приходится делать связки из 2–3 рек. Нитки большинства маршрутов идут по ненаселенной местности, без развитой дорожной сети. Подходы к рекам достаточно протяженны: 35–100 км. На некоторых реках (например, Снежной) встречаются водопады. Классифицированные туристские маршруты приведены в следующей таблице.
3.8. Гидрологическая характеристика р. Снежная Водный режим Снежной характеризуется резкими колебаниями уровня воды летом, двумя минимумами в весенний и осенний период, а также устойчивым уровнем зимой. Вскрытие реки начинается в начале мая, в верхнем течении лед тает на месте, а в низовьях бывает кратковременный ледоход. В мае начинается незначительный подъем уровня воды, который сменяется резкими подъемами в период летних дождей. В летние месяцы сток реки определяется в первую очередь осадками, причем это поверхностный сток, четверть – подземный. По многолетним наблюдениям в течение июля и августа происходит в среднем 2-3 паводка. Колебания уровня воды при этом в среднем составляют 0, 5-1, 0 м. Интенсивные ливневые дожди нередко повышают уровень воды и на 1.5-2.0 метра в среднем и нижнем течении реки. Средние многолетние характеристики скорости подъема воды 0.5-1.0 метра в сутки, продолжительность спада 3-5 суток. На своем пути от истока до впадения в Байкал Снежная преодолевает 173 км со средним падением 8, 7-8, 8 м/км, причем основное падение приходится на участок среднего и нижнего течения, после того как река резко поворачивает на северо-восток (после впадения правого притока Орто-Оглок), прорываясь к Байкалу. На этом участке находится двенадцатиметровый водопад Хырмын-Дулю и два сложных порога " Жаба" и " Снежинка". Ниже, общее направление реки меняется на северное. Средний расход воды в точке возможного начала сплава – около 15, в устье – около 80-100 м3/сек. Основные гидрологические характеристики приводятся для водомерного поста, расположенного в селе Выдрино на расстоянии 2 км от устья Снежной и взяты из [5]. Площадь водосбора: 3020 кв. км.(выше водомерного поста – 3000 кв. км). Разделение стока по типам:
Средний многолетний расход воды: 50 куб. м/с. Средний многолетний расход воды по месяцам (куб. м/с):
Максимальный расход дождевого стока рек: 1900 куб. м/с (1971 г.).
Варианты подъездов к месту начала маршрута. В настоящее время существуют 3 основных варианта заброски. Вариант 1. До недавнего времени самый популярный. От станции Мурино пешком (на автотранспорте можно доехать только до автодорожного моста через Хара-Мурин) вверх по реке Хара-Мурин, потом по его правому притоку Лангутай (Лангатуй) до перевала Лангутайские ворота (1750 м). Оттуда спуск к р. Ара-Буректай – подъем по долине последней на пер. Нухен-Дабан (1710 м) – спуск по руч. Нукен и р. Барун-Юнкуцук – подъем на пер. Байри (1574 м) и Лже-Байри (1680 м) – спуск по долине руч. Зун-Байри к кордону Байри. Протяженность пешего пути около 90 км, водной части маршрута – 95 км. Практически с самого начала сплава начинается шиверисто-порожистый участок, что можно рассматривать и как плюс, и как минус данного варианта. Вариант 2. С южной стороны Хамар-Дабана. В связи с появлением возможности подъезда практически до реки, многие группы в последние годы предпочитают его. От Улан-Удэ любым автотранспортом до поселка Баянгол или до бывшего угольного разреза к северо-востоку от поселка. Далее на тракторе или вездеходе по долинам рек Сангина, Дурей, Дурехен и Мазайха до перевала Бархе-Даба (1816 м). При тракторном варианте возможно придется часть пути пройти пешком. С перевала 4, 5-километровый пеший спуск к реке. Основным минусом этого варианта является более высокая стоимость заброски, плюсом – значительная протяженность сплава и возможность исключить длительный пеший подход. Вариант 3. Самый дорогой, но при этом самый быстрый. От Иркутска вертолетом до летника Байри. Вертолет надо заказывать заранее в иркутском авиаотряде. Нами однозначно был выбран второй вариант, первый и третий даже не рассматривались. Забрасывались от Улан-Удэ до Баянгола на микроавтобусе, далее до перевала на гусеничном вездеходе. Контакты предоставленные Сауниным Вадимом: 1. Шультайс Андрей Викторович (Закаменск). Может организовать заброску от Улан-Уде до Баянгола. Телефоны: +7 902160 5641; +7 92465 48747; домашний 8 (30137) 43430 Во всяком случае я пользовался его услугами. Через него узнал тел. Чингиза (п. 2). 2. Чингиз (Закаменск) – организует заброску из Улан-Удэ на микроавтобусах до Баянгола (угольного карьера) и далее гусеничным вездеходом до перевала Бархе-Даба.Телефоны: +7 96440 68985; +7 91483 21959; +7 91498 60573 Он забрасывал нас на перевал. Правда не очень обязательный товарищ - может по времени ненамного двинуть, или во время заброски немного поохотиться. 3. Очиров Валерий (Баянгол) – организует заброску от Баянгола трактором до перевала Бархе-Даба и вроде перевозку груза от перевала до Снежной на лошадях. Телефоны: +7 92475 03289, домашний 8 (30137) 90217; Данилова Ольга (сестра) +7 90256 45899; Геннадий (родственник) +7 90256 50923.Эта данные на 2010 г. В этом году узнал еще один контакт: 4. Альберт Зудаев, г. Улан-Удэ. Телефон +7 90256 55489 Полностью заброска: Улан-Удэ - Баянгол на микроавтобусе, Баянгол - р. Снежная на вездеходе. Мы воспользовались четвертым вариантом. Маршрут заканчивается в пос. Выдрино у железнодорожного или автомобильного моста. От ж/д станции ходят электропоезда на Слюдянку, можно также нанять машину. На самой станции Выдрино останавливаются отдельные пассажирские поезда на 1 минуту. Удобнее как нам показалось впасть в Байкал (при отсутствии ветра с берега!!!) и направо через 100 метров начинается большой залив «Подкова», где месные жители хранят моторные лодки. К обоим берегам залива ведут не плохие дороги. Там можно высушить суда и заказать микроавтобус до г.Слюдянка, а если есть время то и пожить на берегу Байкала(в г. Слюдянка это сделать гораздо неудобнее).
|