Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЛЛЮСТРАЦИИ 14 страница






Родные, не тревожьтесь никакими событиями. Все они послужат лишь на благо. Ход кармы не остановить, и мудрее, чем в жизни, не бывает. Все предуказанное совершилось в больших размерах, нежели наше воображение подсказывало нам; как было, так и будет. Потому в полном Доверии будем продолжать нашу борьбу. Знаем, что чем больше приложим сил, тем радостнее будет наша победа. Итак, пусть дух радуется, что может принять битву во Имя Великого Владыки – что может быть достойнее и прекраснее!

Сейчас пришли газеты – разрушена Альмериа. Это очень серьезно, ибо после Мадрида я слышала об Альмерии как о следующей вехе. И слышала еще в прошлом году. Ход событий наметился.

Пришло и письмо Радночки от 17-го. Как хорошо было бы, если бы именно «Агни Йога Пресс» начал требовать манускрипты. Конечно, будет видно, как лучше. Книгу «Аум» можно печатать и от Рижского издательства, конечно, в самой Америке можно и просто <...> [171], как издавалась первая книга «Листы Сада Мории».

Очень прошу Модрочку выслать в Ригу все клише с картин Н.К. Они совершенно необходимы для готовящейся русской монографии. Очень прошу исполнить эту просьбу. Также я просила уже давно выслать хотя бы 2 книги «Foundations of Buddhism»[172].

 

Е.И.Рерих – П.О.Горбачевскому

4 июня 1937 г.

Многоуважаемый Сотрудник, поджидала ответ на посланные Вам советы в связи с Вашим здоровьем, но он запаздывает, потому я решила больше не ждать и приняться за обещанный разбор Вашего письма от 20 февраля. Вы правы, что ко мне обращались по поводу «Чаши Востока», но процент усмотревших в этой книге посягательство на их установившееся мировоззрение и возмутившихся этим пока что был ничтожен.

Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний, но этого еще нет; во-вторых, Вы не ставите прямых вопросов, но просто критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы к затронутым в этих письмах вопросам.

Напомню Вам также, что «Чаша Востока», к сожалению, представляет собою лишь незначительную часть большего тома «Писем Махатм к Синнетту», причем часто из целого письма приведено лишь несколько выдержек, что неизбежно должно затруднить неподготовленному читателю понимание многих затронутых тем. Кроме того, следует иметь в виду, что письма эти есть ответы на вопросы, поставленные весьма образованным по тому времени лицом и к тому же отчасти уже знакомым с Восточной философией.

Возражая на Вашу критику, буду следовать порядку изложения в Вашем письме, и для большей ясности ответов придется приводить и смущающие Вас фразы. Также проверю перевод по имеющемуся у меня английскому изданию этого тома.

1. «Теперь от вас зависит решить, что вы желаете иметь – высокую ли философию или же простую манифестацию оккультных сил...» Читатель в Вашем лице отвечает – «хочу и то и другое, ибо манифестация оккультных сил раз и навсегда решила бы вопрос об их существовании». Сочувствуя Вам в этом желании, тем не менее должна сказать, что напрасно Вы думаете, что какие-либо феномены из области оккультного могут в чем-то убедить людей, впервые встречающихся с ними и незнающих ничего об оккультных законах. Таких людей я не встречала. Сама неожиданность проявления этих феноменов и условия, при которых они происходят, часто совершенно не совпадающие с предвзятыми понятиями и представлениями наблюдателей, уже вызывают и подозрения и сомнения, причем предложение о внушении стоит не на последнем месте. Полезно было бы Вам прочесть книгу «Оккультный Мир» Синнетта[173], в которой он описывает многочисленные и замечательные оккультные манифестации при участии Е.П.Блаватской. Но в результате все эти проявления никого не убедили, даже наоборот. Именно за эти манифестации Е.П.Блаватская и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких проделках.

2. Ваш вопрос – «Не является ли величайшая философия тоже манифестацией оккультных сил?» – не лишен некоторой справедливости. Разница лишь в том, что в философии силы эти действуют на соответствующем им ментальном плане, тогда как проявления, долженствующие убедить Неверов, должны быть произведены на плане физическом и приурочены к условиям, доступным неверам и невеждам, требующим их вопреки всяким законам.

Сознания, не понимающие действия скрытых тончайших сил, или энергий, не хотят усвоить, что тончайшие энергии требуют такого же утонченного отношения к ним. Беда в том, что большинство людей подходят к таким явлениям именно с топором и со своими механическими измерениями, но в области тончайших энергий всякая физическая примитивная грубость неприемлема. Впрочем, не мне говорить Вам, что не только каждый план существования имеет свои определенные законы, но каждая область физической науки имеет их и нуждается в соответствующих условиях для желаемого результата.

«Вода, претворенная в вино – не внушение ли?» – спросит кто-то. Вот слепой видит, но подобные явления совершались, совершаются и будут совершаться, и мало-мальски образованный человек понимает, каким образом они совершаются. Кто будет отрицать чудеса Христа? И не знаем ли мы из тех же Евангелий, что «и не совершил там многих чудес по неверию их»? Так и Самому Христу нужны были определенные условия для совершения чуда. Но для нас чудеса Христа были, главным образом, в новом сдвиге сознания и новом утверждении Подвига. Теперь скажите, многие ли из желающих убедиться в проявлении оккультных сил на нашем физическом плане обладают и необходимыми качествами своих излучений (аурой), чтобы способствовать к созданию необходимой для этого среды? Не кажется ли Вам, что излучения людей чаще пресекают всякую возможность или же, в лучшем случае, искажают и понижают качество феноменов? О непригодности оккультных манифестаций для убеждения людей изложено очень ясно в отрывках из первых писем Махатм, приведенных в «Чаше Востока».

Часто подходящие с топором к тонким явлениям забывают, что одно прикосновение тончайшей энергии может их испепелить.

Впрочем, в наше время во многих странах уже существуют Общества Психических Исследований, где при помощи медиумов изучаются так называемые спиритические феномены. Также в некоторых странах уже открыты отделения при университетах для изучения психических феноменов. И, несмотря на это, огромное большинство продолжает сомневаться в существовании их. Имеется и большая литература по спиритизму, конечно, все это в странах, где свобода совести и мысли менее задушена всякими ревнителями порядков старых и новых.

Но так как Вы отослали «Марфу манифестировать на кухню», то я, в свою очередь, приведу Вам параграф из Восточной Мудрости: «К великому Учителю пришел ученик, требовавший чуда – " после чуда верую". Через некоторое время Учитель показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: " Теперь я готов принять твое Учение". Но Учитель грустно улыбнулся и сказал: " Теперь ты мне больше не нужен"»[174]. – Предоставляю Вам выводить Ваши заключения.

Страница 31. «Теолога мы спросим, что препятствует его Богу, раз он признанный создатель всего сущего, наделить материю способностью мышления? Получив ответ, что, очевидно, ему не понравилось это сделать...» На это Вы замечаете, что «так ответил бы автор, будучи теологом, потому что культурный и просвещенный теолог не только не препятствовал бы " своему" Богу сделать это, а даже поощрял бы к тому...», и, приведя пример Преподобного Сергия Радонежского, разговаривающего с медведем, и Франциска Ассизского и кончая примером ответных вибраций в камне, Вы делаете вывод – тогда «вся дальнейшая постройка автора рухнула бы». Но вот рушения этого я и не вижу, ибо ни Сергий Радонежский, ни Франциск Ассизский богословами не были, также не исключительные Духи или отдельные светлые умы среди богословов (по сей день еще преданные анафеме) имеются здесь в виду, но большинство теологов, ныне власть имеющих прощать и карать. Именно наследников того большинства, которое участвовало в Соборных постановлениях, ставших догмами в нашей церкви. И среди таких догм наиболее поражающая есть обособление Бога от Вселенной, или отделение Его от Материи. Ведь восточный Пантеизм особенно ненавистен нашим церковникам. И я была рада услышать от Вас, что имеются среди них такие, которые приняли в сознание Величественный Пантеизм, лежащий в основании Восточной Философии. Но если известные Вам просвещенные богословы принимают Бога как Божественное Начало, разлитое во всем сущем, то как обошлись они с Единородным Сыном и Вторым Лицом Троицы, беспорочным зачатием и т.д.? Я имею корреспондентов среди архиепископов, и мне очень хотелось бы знать и точку зрения Ваших просвещенных богословов.

Следующее Ваше замечание тоже поразило меня, может быть, Вы поймете почему, но продолжу дальше.

Страница 33. «Наши представления о зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра...», далее Вы на примерах выражаете свои недоумения. Здесь мне приходится напомнить, что Вы захотели остаться у ног Учителя ради величайшей Философии, но для этого даже не позаботились запастись ни необходимым для этого знанием, ни выражениями, приличествующими в присутствии Учителя. Без основательной подготовки нельзя подойти к высшей математике, так и Высокая Философия не приложима к обиходным рассуждениям. Чтобы понять вышеприведенное утверждение о зле, нужно вполне освоиться с Восточной Мыслью, знать первоосновы – именно существование Единой (Абсолютной) Трансцендентальной Реальности, ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной, иллюзорность, или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ, всего Проявленного. Когда Вы продумаете эти положения, то Вы поймете, почему не может быть зла как такового в Высшем Аспекте Совершенного Бытия. Несовершенство, или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ, может быть постигаема лишь при существовании понятия Единой ВЕЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Вы поймете, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту или иную окраску, то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней познания, столько и качеств проявлений.

Но спустимся к ближайшим к нам планам. Несомненно, в мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство сознания при свободной воле породило все виды зла. И понятие жертвы синхронично с первым проявлением зла. Также правильно, что есть жертвы сознательные и жертвы бессознательные. Но я не согласна с приведенным Вами примером из русской революции. Конечно, в обычном понимании это – жертва злобы и невежества, но человек, знающий действие непреложных космических законов, поймет, что можно быть жертвой своих же прошлых проступков. Истинно, каждое проявление имеет несколько аспектов, и потому оно неизбежно будет относительным.

Страница 32. «Другими словами, мы верим только в материю...», а на страницах 39/40 – и «только таким образом, а не иначе, именно укрепляя и утончая эти таинственные звенья симпатии между разумными людьми – временными разобщенными частицами мировой и космической Души, – приближаются они к полному согласию. Раз это установлено (что?), тогда только эти пробужденные симпатии действительно послужат на соединение человека с тем, что за недостатком европейского научного слова, которое могло бы передать мысль, я опять-таки принужден описать как ту динамическую цепь, которая связывает материальный мир с нематериальным Космосом...». – «Это, поистине, называется, что начал за здравие, а кончил за упокой» – таково Ваше скорое заключение. И оно мне показало, что Вы невнимательно прочли книгу и выбрали отдельные слова и утверждения, почему-либо Вас задевшие, но имеющие лишь косвенную связь между собою. Именно, взяли фразу на странице 32 и связали ее с мыслью, изложенною на странице 40.

Неужели так трудно усвоить точку зрения Востока, что Дух и Материя едины? Что все произошло из Единого Элемента ДУХО-МАТЕРИЯ? Что Материя есть лишь дифференциация Духа и что Дух, лишенный Материи, не имеет проявления, иначе говоря, не существует? Ведь и в действиях и в мышлении мы отделиться не можем от материи, мы обращаемся к высшим или к грубейшим видам той же материи. Материя, или тончайшая субстанция ДУХО-МАТЕРИЯ, беспредельна в своих дифференциациях и проявлениях, но с чистым духом оперировать нельзя. Ведь даже Свет есть лишь материя в движении. Неведение все разъединяет и разлагает, но великое знание Востока все объединяет и синтезирует. Западное сознание настолько привыкло на протяжении тысячелетий все делить на материальное и нематериальное, или физическое и духовное, что трудно в беседах с ними совершенно изъять эти термины. Автору письма приходилось все время приноравливаться именно к западному сознанию прошлого столетия, с трудом усваивавшему не только новые понятия, но даже просто более подходящие термины для тех же старых понятий. И в приведенной Вами выдержке, выражаясь современным языком, мы сказали бы вместо «нематериальный Космос» – «Космос тонких субстанций или энергий». Ведь при современном энергетическом мировоззрении материя потеряла свою прежнюю плотность. В науке Мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем.

Вы недоумеваете, что хотел Автор сказать словами – «Раз это установлено...» Но ведь все предыдущее в этом письме поясняет «это». Именно на той же странице письма указывается, что, прежде чем пытаться решать высшие проблемы Евклида, ученик должен изучить элементарные правила арифметики. И только его успешность в усвоении первоначальных основ Сокровенного Знания приведет его к пониманию великой Мысли Востока. И только таким образом, постоянно укрепляя и утончая нити симпатии, или, иначе говоря, объединяя сознания разумных или знающих людей, возможно приблизиться к взаимному пониманию и согласию, и только тогда могут быть открыты им космические законы, соединяющие мир физический с миром Тонким, или потусторонним. Гармония есть Закон Мира Высшего. Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь гармонического завершения, положенного для земной эволюции, именно когда он научится сознательно действовать в этих естествах на соответствующих трех планах бытия.

Страница 33. «Природа лишена добра и зла, она лишь следует законам, давая жизнь и радость или посылая страдание и смерть...» – здесь Вы заключаете, что «если Автор думает сказать, что жизнь и смерть относительны, что никакой смерти нет, тогда в нашем понятии не должно быть и жизни». Опять все то же, и Вы пытаетесь путем арифметики решить задачу высшей математики – потому снова вернемся к уже сказанному: чтобы понять относительность, нужно знать, что Мир Реальности есть Вечное ЕСТЬ и вся относительность рождается лишь при дифференциации в состоянии беспредельного Бытия. Разве можно назвать смертью смену одной оболочки на другую и пробуждение к более утонченной и широкой деятельности (последнее, конечно, лишь в случае развитого и одухотворенного сознания)? И перечисленные Вами понятия, как Девачан[175], Кама-лока[176] и другие, есть лишь различные состояния нашего сознания.

Страница 33. «Природа имеет противоядие для каждого яда... Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей...» По всему вижу, что Вы не одобряете Космических законов. Согласна с Вами, что в проявленной Природе много несовершенства и даже жестокости с нашей человеческой точки зрения. Но в большинстве жестокостей и неуравновесий в Природе, увы, повинен прежде всего человек, так называемый венец ее создания. Человек призван к совершенству, к сотрудничеству, к постоянному даянию, а вместо того мы видим, как он все силы употребляет на разъединение, разрушение и истребление. Человек нарушил свое сотрудничество с Природой и тем нарушил великое равновесие. Может быть, Вы возьметесь пояснить Космические законы, кажущиеся Вам такими жестокими, со своей точки зрения или со стороны Всемилосердного и Всемогущего Отца Небесного? Мы знаем лишь единый закон причин и следствий.

Страницы 36/37. «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для славы своих верований и т.д....» Так Вы не согласны, что именно религии являлись большим злом? Вы не согласны, что религии порождали самые большие кровопролития и что именно служители религий пресекали каждое нахождение в области науки и тушили каждую смелую мысль, открывавшую Беспредельность познавания? Но, по счастью, еще сохранились исторические хроники! Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в виду искаженные, выродившиеся религии, а не основы Учений Великих Носителей Света. Думаю, что Вы сами согласитесь, что церковные догмы и действия многих духовных отцов совершенно не отвечали и не отвечают и по сей день духу Учения их Основателей. Ведь не будем же мы с Вами возвращаться к истории Церковных Соборов, к гонению таких великих Отцов Христианства, как Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и Григорий Великий и прочих, их невежественными коллегами? Или же воскрешать в памяти папские хроники со всеми ужасами инквизиции? Также не будем вспоминать уничтожение буддийских храмов и общин и вырезывание буддистов браминами, магометанами и китайцами, или вечную вражду между индусами и мусульманами, ежегодно стоющую многих жизней из-за зарезанной коровы или подброшенной свиньи! Все это продолжается и будет продолжаться, пока лучшие умы среди духовных отцов не поймут, в чем и как они жестоко погрешили против Заветов Великих Учителей и Основателей. Нельзя безнаказанно держать в невежественных тисках догм сознание человечества. Рано или поздно дух человеческий проснется и возопиет, и сбросит с себя все оковы. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Удушение мысли и духа, которое проводилось в некоторых странах, породило все последующее безумие. Мысль есть венец создания, и убийство ее есть тягчайшее преступление. Гонимые и лучшие духовные Отцы давно осознали это и сказали: «Ад есть невежество».

Долго сдерживаемые запруды не устояли против натиска, и волны бурного сознания смели все на своем пути.

Страница 52. Вы негодуете, что в «Чаше Востока» нет раскрытия Высшей Тайны? Но кто достоин и может постичь эту Сокровенную Тайну? Где то синтетическое и чистое сознание, которое может вместить всю красоту Высшего Бытия? Недоступны тончайшие Понятия и тончайшие чувствования нечистому и грубому сознанию, оно будет ослеплено от одного прикосновения к ним.

Страница 59. «Если целыми поколениями мы исключали мир от приобщения к нашему Знанию, то лишь вследствие абсолютной его неподготовленности...», и Вы спрашиваете: «Кто должен был подготовить Мир?» Отвечу – общие усилия человеческого духа к познанию Истины. Величайшие Умы воплощались на Земле, чтобы продвинуть сознание человечества в понимании космических законов, требующих полного сотрудничества между всеми временно разобщенными частицами Единой Мировой Души. Но свободная воля человека толкала его по пути ограниченной и обособленной самости к полному разъединению и крушению.

Далее Вы приводите: «И если, несмотря на данные доказательства...» – и тут же спрашиваете – «Чего, какие, где и когда?» Отвечу – ознакомьтесь с историей развития человеческого сознания и мышления из сочинений великих Умов, награжденных титулом шарлатанов. В конце фразы <...> [177] Вам чудится угроза, и, как Вы утверждаете, незаслуженная. Но так ли это?

Прежде всего, нет никакой угрозы в том, что Великие Учителя примут добровольный отказ человечества от высшего познавания и приложат свое Знание и Энергии на пользу других человечеств в иных мирах. Мне кажется, что достаточно хотя бы немного вникнуть в происходящее сейчас в мире, чтобы понять, куда все идет. А так как нет следствий без причины, то можно себе представить, каковы были эти причины и где нужно искать их.

Потому лишь предубежденное сознание может усмотреть в приведенных Вами словах какую-то угрозу. В таком случае каждая надпись, поставленная на пересечении путей, – «берегись поезда» и т.д., должна считаться за угрозу. Сознание свободное поймет и с благодарностью примет каждое предупреждение.

Итак, в заключение Вы пишете: «Прежде всего, впечатление от книжки такое, как будто она написана лицами различной духовной высоты. Если же одним лицом, то совершенно не усвоившим предмета, а подобранные крохи знания нанизавшего с большим апломбом, как бусы различной величины, цвета и ценности, на один шнурок...» Подражая Вашему способу выражения, я должна ответить, что в данном случае это есть взваливание с больной головы на здоровую. Нельзя свое неведение и непонимание вменять Высоким Учителям Человечества.

Книга эта написана Величайшими Умами (и Вы знали это, ибо приводите имя одного Автора), но неподготовленному сознанию лучше не прикасаться к ней. Кроме кощунства, ничего не получится.

Можно многого не знать и не понимать, и это не преступление, но кощунствовать недопустимо. Усматривающий всюду противоречия, только не в своем сознании, обнаруживает не только свое неведение, но и самомнение.

Так, Великий Будда, избирая в ученики, прежде всего испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но и вредно. Познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.

В заключение со скорбью должна спросить Вас: неужели Вы читали книги Учения Живой Этики? Вероятно, мое письмо возмутит Вас, но я уже привыкла, что люди, нагромоздившие с три короба всяких грубостей и кощунств на самое Высокое, самое Сокровенное и Дорогое, за справедливое указание им на это становятся врагами. Но не в моей природе говорить лицемерные сладкие слова, чтобы избежать личного поношения. Также не люблю всякий сентиментализм, поощряющий явную ложь и являющийся рассадником несправедливости.

Хочется иногда сказать людям – проверьте побуждения, заставившие Вас приблизиться к Учению Света.

Надеюсь все же, что Вы приняли советы относительно Вашего здоровья в предыдущем письме и что самочувствие Вашего славного мальчика улучшается.

Примите привет и пожелания всего светлого,

Е.Р.

 

Если Ваш дух силен и побуждения чисты, то письмо это найдет правильный отзвук в Вашем сердце[178].

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

8 июня 1937 г.

Родной Рихард Яковлевич, читая Ваше чудесное письмо с описанием посещения Литовских друзей, сердцем приобщались ко всему Вами высказанному. Очень ценим наблюдения Ваши и Гаральда Феликсовича.

Любуюсь изданием «Тайной Доктрины». Не огорчаюсь встречающимися редкими опечатками, ибо в таком огромном труде ошибки неизбежны. И в английском третьем и исправленном издании все еще встречаются опечатки, не говоря уже о французском. Почти невозможно все усмотреть. Очень, очень трудно было мне одной, без помощников. И ввиду поспешности у меня не было времени хотя бы на месяц отойти от чисто механической корректуры, всяких особенностей шрифта и т.д., чтобы сосредоточиться на самом изложении. Все приходилось делать за один присест. Потому еще и еще раз скажу, что буду рада каждой Вашей поправке, ибо вполне доверяю Вашему чутью и опытности. Как противоположность Вашему такому заботливому отношению ко всем книгам Учения, сейчас, может быть, своевременно указать на обстоятельства, сопровождавшие издание «Чаши Востока». Пишу Вам это доверительно. Как Вы знаете, 16 писем в «Чаше Востока» взяты из большого тома «Письма Махатм к Синнетту», и в большинстве случаев они приведены не целиком, но лишь выдержки из них. В 1925 году за два месяца до нашего ухода из Кашмира в Среднюю Азию мне было Указано спешно просмотреть том «Писем Махатм» и, избрав 16 писем, перевести их на русский язык для спешного распространения в Новой Стране. Выбор писем был одобрен, так же как и выдержки, ибо из писем надо было изъять все личное.

Итак, имея лишь два месяца в распоряжении при другой работе, как собирание второй книги Учения и приготовления к экспедиции, я немедленно приступила к чтению и переводу. Перевод был сделан в кратчайший срок, причем я придерживалась как можно ближе английского текста, ибо Георгий Гребенщиков должен был просмотреть перевод с литературной точки зрения. Он тогда заведовал изданием всех наших книг. Чтобы еще облегчить ему работу, я часто приводила несколько русских эквивалентов для одного английского определения или даже одну и ту же фразу в разных построениях. Именно зная, что он будет просматривать перевод, я не стала обрабатывать и поспешила с отправкой вместе со второй книгой Учения. Но каково было наше огорчение, когда через год мы получили эту книгу и увидели, что не только не был просмотрен сам перевод, но даже все мои эквиваленты были внесены, не говоря уже о других опечатках. Привезли нам эту книгу Зинаида Григорьевна и ее муж и рассказали нам грустный эпизод, происшедший в связи с получением ими рукописи «Чаши Востока». Ознакомившись с содержанием «Письма о Боге», Гребенщиков настолько возмутился, что наотрез отказался просматривать и держать корректуру, заявив, что он не может посещать типографию, где будет набираться подобная книга, ибо что подумают о нем наборщики!! Таким образом, перевод был оставлен без просмотра, а Зинаида Григорьевна и ее муж взяли корректуру на себя. Но сами они никогда никакого касания к издательству не имели и знание ими русского языка не безукоризненно, ибо еще в ранней юности они уехали из России и посейчас М.М.Лихтман нам всегда пишет по-английски. Потому можно себе представить, что корректура не могла быть на высоте. Но возмущение Гребенщикова не ограничилось «Чашей Востока», а распространилось и на вторую книгу, «Озарение», ибо обе книги набирались одновременно. Результатом всего этого было, что и книга «Озарение» вышла с невероятным количеством опечаток и нам пришлось дать телеграмму о ее немедленном переиздании. Лихтманы приняли на себя весь расход по переизданию «Озарения». Вероятно, в Риге имеется забракованное издание «Озарения». Переиздать «Чашу Востока» было невозможно, ибо мы уходили в Монголию и Тибет. Отказ Гребенщикова иметь какое-либо касание к этой книге сильно затруднил и ее распространение. Ему было Указано послать эту книгу его сыну, проживавшему в северной стране. Так книга, предназначавшаяся для широкого распространения, осталась лежать без движения. Пишу это Вам для освещения облика. Нужно знать всех сотрудников. У Гребенщикова есть свои качества, но работать с ним очень и очень трудно. Последняя его выходка глубоко оскорбила меня, ибо затронула самое нам ДОРОГОЕ. Так, он написал давнишнему другу всей нашей семьи, княгине Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской, что предательство трех апостатов в Америке есть нам наказание за якобы наш Буддизм. Но когда-то этот самый православный Гребенщиков отлично умел получать деньги и выгоды, как идущие из Источника, от Которого он ныне отворачивается, и только когда Помощь эта ослабевала или прекращалась, до нас начинали доходить странные вести. Его возражение в газете в защиту Н.К.[179] было вызвано тем обстоятельством, что и сам он был задет, ведь писать лишь в свою защиту неудобно. Но самое изумительное – это, что он продолжает нам посылать сладкие письма, а в последнем называет себя нашим блудным сыном, вероятно, после получения хорошей отповеди от нашего друга. Тяжко знать истинные лики сотрудников, но для водительства и продвижения на духовном плане такое распознавание совершенно необходимо. Нельзя умиляться масками, иначе мы можем предать ближайших. И Вам, как стоящему во главе большой группы, необходимо иметь такое осведомление. Потому пересылаю Вам также мое последнее письмо к Карлу Ивановичу, из него Вы увидите, что он писал мне, что его приглашали вернуться в Общество, но сердце его еще не может забыть некоторых неприятных эпизодов. Так лучше не беспокоить его. Сам он вряд ли будет стучаться. Теперь о Пеале. Как я уже писала, мне было дано самое серьезное предупреждение от Владыки М. Также Н.Рудникову мы опасались, главным образом из-за ее мужа Икскуля; его самого и всю его семью хорошо знает кузен моего мужа, барон Таубе, и даже состоит с ними в родстве, и он очень предупреждал нас относительно его деятельности, в которой Пеаль был ближайшим помощником. Несомненно, сама Рудникова – очень талантливая женщина, и возможно, как говорится, что ее заела среда. Феликс Денисович видел ее не однажды, и я очень доверяла голосу его сердца. Рудникова пытается поддерживать со мною переписку, но особой пользы от этого я не усматриваю. Пошлю Вам копии моих редких писем к ней. Пусть трудится на своей ниве.

Также мне не очень по вкусу некоторые письма Елены Федоровны Писаревой к членам наших разных групп. Чудится в них какая-то разведочная деятельность. Как будто она хочет убедиться в многочисленности и материальных возможностях последователей Учения Живой Этики. Не забудем, что за ней стоит ее Авва, А.А.Каменская, которая была Указана как враждебный элемент. Я забыла написать Александру Ивановичу, состоящему с ней в переписке, об осторожности в выдавании ей испрашиваемых ею сведений. Надо раньше убедиться в ее чистосердечии. Странно, что за всеми вопросами она обращается к самым различным группам.

Теперь нечто крайне доверительное. Очень тревожусь за Асеева. Он сейчас проходит через большое испытание. Его исключительное чистое и доброе сердце подвергается жестокому натиску. Около него появился крайне опасный человек. Надеюсь, что он выйдет с честью из этого испытания. Думаю, что, когда он получит краткое Предупреждение о грозящей ему опасности, он несколько призадумается. Очень прошу Вас, дорогой Рихард Яковлевич, не покажите ему вида, что Вам нечто известно от меня, ибо он пишет мне доверительно, но будьте осторожны в своих письмах к нему, не давайте лишних сведений. Привожу § 483 из книги «Братство».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал