Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Досмотры
" Как у сокола крылья связаны, и пути ему все заказаны". Вот и связаны и заказаны! Иное письмо проходит через шесть цензур и досмотров. Семнадцать лет Культурной работы не помогают. Искусство и наука не ограждают. Главное же в том, что теряется время. Иногда думается, что каравеллы Колумба были быстрее нынешних " воздушных" сообщений. Письма из Америки требуют четырех месяцев, и наши письма ползут, конечно, с такою же скоростью. Конечно, время военное, и каждый принимает свои меры. Но все ли досмотрщики хороши? Знают ли, различают ли, что спешно и что нет? Через месяцы оказывается, что многие письма вообще не дошли. Потоплены или просто закинуты? Особенно же прискорбно, что многие друзья не представляют себе действительность. Они еще живут в иллюзии, что сообщения нормальны. Досмотры для них лишь призраки. Но на деле и в области искусства и науки крылья связаны. И какие же пути? Армагеддон гремит, и огромно его психическое влияние. Танец смерти не только на бранных полях, но во всей земной жизни. Пляшут в преддвериях гостиниц. Борются и скачут, точно бы ничего и нет. Но сущность-то уже иная. Человечность уже сокрылась. Вот и выставки бывают, и журналы печатаются, и лекции идут, и театры гремят, словно бы ничего не случилось. Но случилось в самой сущности. Ничем не прикрыть глубоких трещин сознания. Конечно, выковывается и новое. Но его нужно увидать и глазом новым. Коли что сотряслось, то нечего прикрываться. Нечего скрывать землетрясение под видом кирпичей загремевших. Армагеддон кончится. Новое строительство опять воссияет. Не паника, не уныние, но дозор о Культуре нужен. Вот где настоящий досмотр у места. Не вредит ли что Культуре? Каковы досмотрщики? Известно ли им, что чем труднее час, тем заботливее нужно оберечь сад Культуры. Не сумели договериться о городах-музеях. Не хотели соборяне помыслить о самом нужном, чем жив человек. Пробовали говорить против войны, а о том, как разоружить сердце, не мечтали. Кто-то вообразил, что злоба и несправедливость - земные устои. За эту скверну придется поплатиться. Держите дозор за Культуру. 22 Января 1941 г. Публикуется впервые БЫВШЕЕ Все это было. Был " Арчер". Было издательство нашего Музея. Был " Кор Арденс", была " Корона Мунди", был " Бюллетень". Был " Вестник Музея". Был журнал " Урусвати". Был " Вестник Гоуризогкара", была " Культура". Было издательство " Лига Культуры". Был " Алтаир", был " Угунс", была " Мысль", была " Фламма". Все это было. Начинало развиваться и под давлением разных обстоятельств поникало. Пишут и жалеют, что не сохранилась " Фламма". Только что получены были такие жаления. Но как преобороть грозную действительность? Даже обычная телеграмма в Нью-Йорк потребовала три недели в один конец. Не удивляйтесь, вчера произошел такой плачевный эпизод, повлекший большие расходы и ущербы. Будем разыскивать причины, но ведь никто убытков не покроет. Если такое случается с телеграммами, если письмо вместо двух дней проваливается на восемнадцать, то о каком же издательстве мечтать? Больше двух третей друзей вообще недосягаемы. Жаль видеть, как издания уже начинали становиться на ноги, а затем жестоко пресекались. Вот " Фламма" прожила два года, но с войною скончалась. Некоторые подписчики из Франции и других стран Европы сетовали на прекращение издания. Но, спрашивается, как они могли бы сейчас получать " Фламму"? Вот друзья в Индии: " Сколяр", " Кумар", " Модерн Ревью", " Индиан Ревью", " Хиндустан Ревью", " Твенти Сенчури", " Прабудха Бхарата", " Едюкешенал Ревью", " Висва Бхарата" (Тагор), " Дивайн Лайф", " Кесари", " Веданта", " Лидер", " Читра", " Калапака", " Мира", " Вижн", " Пис", " Ридерс Дайджест", " Кальян", " Динамани", " Калаймагал", " Нью Оутлук", " Пен Фрейнд", " Юнг Билдер", " Олд Колледж", " Ист энд Вест", " Маха Бодхи", " Буддист", " Бозат", " Шри Читра Угам", " Бхаша Пошини", " Индия", " Упасана", " Вишвал Бхарат", " Вичитра", " Навчетан", " Абхюдайя", " Стри Дхарма", " Бхарати", " Ориент", " Дон", " Саки", " Мисиндия", " Кочин Аргус", " Культура", " Ревью оф Философи энд Релиджен" и еще на местных наречиях. Все друзья! Свыше тысячи статей, очерков и воззваний прошло через них. В одном " Сколаре" за десять лет ежемесячно было больше сотни. Культура, искусство, доброе слово о достижениях народа русского широко прошло по Индии и поанглийски, и по-хинди, и по-урду, и по-гуджрати, и по-сингалезски, и по-тамильски. Кто читал? Где читали? Под какими бамбуками и баньянами и в каких хижинах слушали? О скверном не говорилось. Посылались добрые мысли. Привет незримым друзьям! 31 Января 1941 г. " Из литературного наследия"
|