![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 07.09.15Стр 1 из 8Следующая ⇒
Понимающая психотерапия Василюк Федор Ефимович Лекция 07.09.15
1 ступень. Базовые понятия и технологический алфавит понимающей психотерапии
Формат мастер-класса, диалогическое общение. Понимающая терапия – это терапия сопереживаний.
Наша задача – описать свою систему психотерапии. Для этого нужно будет ответить на ряд вопросов (на которые должна отвечать каждая психотерапия). Будем опираться на опыт разных дисциплин.
Примеры определений психотерапии. … это лечение души. Здесь – это относится к медицинскому типу лечения. … это эмоциональная поддержка и помощь человеку. К какой из культурных практик это ближе? К дружеским отношениям.
Введем представление о тех культурных практиках и системах помощи, которые ближе всего к психотерапии. Для чего это нужно? Необходимо опираться на опыт, который есть в этих практиках, при построении своей системы психотерапии.
Будем называть профессию смежной, если клиент, первый раз придя на консультацию, ожидает от консультанта чего-то, что можно ожидать от смежных профессий (например, ожидает, что вылечит – близко к медицине). Педагогика – запрос «научите меня…» Социальный работник: запрос помочь найти работу. Тренер: проведите со мной работу, чтобы достичь мышечной релаксации (тренер близко к педагогу). Экстрасенс: попытка заглянуть в будущее. Священник: запрос к нему: «…чувствую свою вину» и т. п.
Раньше у человека было «право на несчастье», т. е. человек чувствовал одиночество, грусть, тоску, и это считалось нормальным. Человек справлялся сам. Сейчас все больше считается, что человек не имеет права быть несчастным…
Общество потребления переходит в общество переживания. Например, человек такого общества покупает джип, в котором нет необходимости (дороги хорошие), для того, чтобы просто почувствовать себя за рулем «крутой» машины. Человек в обществе переживания все время должен принимать решение, что он должен сделать, чтобы получить то или иное переживание. В этом обществе психотерапевты становятся «консультантами по приобретению опыта».
Высшая цель и ценность Отвечая на этот вопрос, мы отвечаем в терминах итогового результата. В медицине – здоровье пациента. Это – результат. Ради него действует врач. В педагогике – знания. Это знания ученика. Соц. работа – социальная адаптация. Например, проблема пожилых эмигрантов: им нужно приобрести множество социальных навыков. Тренер – развитие спортсмена и т. д..
Что произойдет с моим пациентом в самом идеальном случае? Каким он будет, что с ним случится?
Пациент станет любящим, добрым, легким, радостным, чувствующим полноту и красоту этой жизни.
Другие примеры терапевтических концепций: Самоподдержка (спокойствие) Гармония душевного состояния Самосовершенствование
Пример. Приходит родитель с проблемой «не могу найти общий язык с ребенком, с подростком».
Самоподдержка. Это обретение человеком способности самому, своими силами справляться с жизненными обстоятельствами.
Есть реплика клиента, есть теория, и нужно, чтобы фраза учитывала то, что сказал клиент (плюс теория).
Секрет терапии: как сядешь, так будет и работа идти.
Предмет или антропологический образ. У каждой из этих профессий складывается свой образ объекта. Человек как объект многих профессий представляется по-разному.
Например, врач видит человека как организм. Т. е. врач думает о человеке в терминах организма. Врач оценивает походку, смотрит на цвет лица, слышит дыхание и т. д. На основе этого выстраивает различные гипотезы.
Продуктивный процесс. Например, врач думает, что в организме есть некий продуктивный процесс, который приводит к здоровью, и таблетка ему только поможет. Т. е. с помощью таблетки мы только запускаем целебные процессы в организме.
Д. з. 1. Дописать свою теорию. Дать краткое объяснение каждому пункту. 2. Провести сеанс сам с собою (письменно), пытаться воплотить свою теорию. Писать комментрии. 3. Психотехнические инновации. Опыт работы с собой покажет, что моя теория может быть усовершенствована. Далее описать одну инновацию, которую я ввела в изначальную теорию после опыта с самим собой.
|