Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание, его возможности и средства 233 5 страница
О тема 16
бщество и культура
как предметы философского анализа
1/Специфика философского осмысления общественной жизни
2/ Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби 3/ Смысл истории и ее постижение в философии истории
К. Ясперса
4/ Понятия культуры и цивилизации.
Культура как форма самореализации человека.
5/ Особенности западной и восточной культур.
Россия в диалоге культур
Специфика философского осмысления общественной жизни Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т. д. Ближе всего к философии, в плане изучения общест- венных процессов, находится социология. Философию и социологию сближают генетические корни. В течение дли- тельного времени социологическое знание об обществе на- капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице ее «отцов основателей» О. Конта, Г. Спен- сера, Э. Дюркгейма и М. Вебера провозгласила свою неза- висимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала и продолжает играть заметную роль в социологических исследованиях. Со спе- цификой социологического подхода к изучению общест- венных процессов вы познакомитесь позднее, когда при- ступите к изучению этой учебной дисциплины. Наша за- дача уяснить особенности философского подхода к объявлению общественных явлений По нашему мнению, в наибольшей мере эта особенность проявляется в рамках философии истории.
Философия истории представляет собой относи- тельно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Предметной сферой философских размышлений является исследование об- щественной жизни, прежде всего, под углом зрения миро- воззренческих проблем, центральное место среди кото- рых занимают смысложизненные вопросы. Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существо- вания общества, его генезиса, судеб и перспектив, направ- ленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Итак, мы в самом общем виде определили, что специ- фика философского осмысления общества проявляется в рамках философии истории. Однако, существуют различ- ные подходы к объяснению объекта и предметных облас- тей философии истории. Рассмотрим же некоторые широ- ко распространенные точки зрения по этой проблеме. На- чало философии истории в европейской культуре положил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Центральным событием, положившим начало историческому процессу, с точки зрения Августи- на, является грехопадение первых людей Адама и Евы. Ис- тория в концепции Августина рассматривается как дли- тельный целенаправленный процесс «спасения» челове- чества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего».
Августиновская концепция исторического процесса господствовала в европейской философии до XVIII в. Фи- лософия истории как светская наука формируется в XVIII—XIX вв. Наиболее развернуто она была представ- лена в системе Гегеля, который связывал философско-ис- торические исследования с изучением смысла истории, с поисками законов истории, направленностью историчес- кого развития, возможностью предвидения будущего. В гегелевской концепции исторического процесса еще силь- но ощущается влияние религиозно-философского подхо- да к развитию общества. Для него, также, как и для всей религиозной философии истории, характерными являют- ся провиденциализм и эсхатологизм (См. тему «Основные принципы христианского мировоззрения»). Однако в
Общество и культура как предметы философского анализа 287
учении Гегеля уже ярко проявляется характерная особен- ность светской философии истории: соучастие человека в историческом процессе, поиск субстанции истории, раз- вертывание во времени, преемственность традиции и но- ваторство в различных культурах и т. д.
Существенный поворот в осмыслении исторического процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс предложили концепцию материалисти- ческого понимания истории. В рамках этой концепции ре- шающее значение в осмыслении общественной жизни при- дается экономическим и социокультурным моментам, прежде всего, материальному производству и производ- ственно-экономическим общественным отношениям.
Материалистическое понимание истории в XX в. по- лучило широкое распространение. В период господства коммунистической идеологии оно было единственно воз- можным для гуманитариев и представителей социальных наук, проживающих в странах «реального социализма». Его исповедовали и пропагандировали идеологи коммуни- стического движения на всем земном шаре. Однако парал- лельно с материалистическим пониманием истории и в борьбе с ним существовали и развивались иные историко- философские концепции.
Заметное влияние на Западе имеет французская школа философии истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и , др.). Обосновывая необходимость философии истории, Э. Калло отмечал, что существует множество гуманитар- ных, в том числе и исторических наук. Каждая из них изу- чает те или иные события в истории. Но эти науки не дают цельного представления об историческом процессе. Но без цельного взгляда на историю, по мнению Калло, невозмож- но развитие научного знания. Поэтому необходимо, чтобы существовала наука, изучающая универсальную историю. Такой наукой, считает Калло, и является философия исто- рии. «Философия истории, — по его определению, — явля- ется одновременно синтезом и интерпретацией истории. Она анализирует ход событий, показывая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной цели, которая представляет собой единственный критерий их объясне- ния». Калло подчеркивает, что философия истории долж- на быть не историей человеческих обществ, но историей
более глубокой реальности, объединяющей все эти исто- рии обществ в одну историю — универсальную историю, историю человечества. Другой видный представитель этой школы Р Арон, соглашаясь с основными установками Э. Калло, обращает особое внимание на мировоззренчес- кую направленность философско-исторического позна- ния. По его мнению, философию истории следует опреде- лить не просто как панорамный взгляд на человечество, а как интерпретацию настоящего или прошедшего, связан- ного с философской концепцией существования.
Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби
Мировоззренческая направленность в осмыслении обще- ственных процессов также активно развивалась крупней- шим представителем современной философии истории А. Тойнби (1889—1975). По его мнению, философия исто- рии есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процес- са становится предметом особого, специфически философ- ского воззрения и истолкования.
Специфика же философского знания, по Тойнби, свя- зана с усмотрением в Бытии некой непреложной объек- тивной целостности, находящейся в увязке с субъектив- ным опытом человека. Иначе говоря, философия истории
— это изучение взаимосвязи исторического Бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики че- ловеческой души. Основной вопрос философии и истории
— это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке вре- мени.
Тойнби считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее со- держание. Это содержание состоит в том, что историчес- кий опыт и историческое время не даны человеку как не- что внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в
Общество и культура как предметы философского анализа 289
значительной мере опосредованы человеческой личнос- тью, ибо проходят через ее внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты В этом смысле история пер- соналична. Таким образом, Тойнби подчеркивает, что ис- тория всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое ли- цо. Выбрасывая из истории глубинное, внутреннее содер- жание личности, — содержание, незаметное поверхност- ному взгляду и трудно реконструируемое, — мы, тем самым, рискуем выбросить из нее все наиболее сущест- венное. По мнению Тойнби, бытие в его историческом из- мерении не просто отражает или осознает себя в личности. Оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Внешне слабая, статистически пренебрежимая, количественно не- соизмеримая с огромностью истории, личность качествен- но как бы равновелика ей, ибо истории без нее не сущест- вует. И поскольку конкретный человек поневоле участву- ет в живой эстафете, в живой преемственности поколений и сознании, которой определяется специфика истории, то, следовательно, для каждого человеческого существа объ- ективная всеобщая история одновременно является и лич- ной историей.
Человеческая история как «история людей» всегда, в той или иной мере, определяется ее участниками, специ- фическими особенностями их обликов и характеров. И в этом смысле история есть сфера человеческого общения, осмысленного в его особом временном, долговременном, многовековом измерении. И человеческая личность не рас- творима всецело в этой сфере, но напротив, во многом оп- ределяет ее специфику. Анонимность подавляющего боль- шинства участников исторического процесса не снимает вопроса о личностном характере истории, о ее человечес- кой одухотворенности.
По мнению Тойнби, с точки зрения постижения исто- рии, понятие общения между людьми и человеческого до- стоинства связаны нерасторжимым образом. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Оно есть духовное соотнесение человека к человеку, человека с Бытием и, только благодаря этому, человека с самим со- бой. В этом смысле понятие человеческого достоинства и понятие человеческого в человеке — синонимы. Из этого,
по Тойнби, следует и решение вопроса о смысле истории. «Смысл историй есть реализация человеческого достоин- ства в преемственности исторического опыта людей, то есть духовных, социальных, нравственных, интеллекту- альных, эстетических и иных ценностей». Процесс боре- ния человека, человеческой души, подчас даже в самых страшных обстоятельствах за обретение, утверждение и развитие мира ценностей и есть, по сути дела, процесс ре- ализации смысла истории.
Подчеркивая человеческое, личностное содержание исторического процесса, Тойнби, вместе с тем, стремится утвердить основные принципы христианского философ- ского мировоззрения. В истории, по Тойнби, действует Все- ленский Разум, божественный закон — Логос. Взаимодей- ствие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в ди- алоге человечества с Логосом. Первоначальный диалог с Божественным разумом запечатлен уже в Ветхом Завете, где, по мнению английского мыслителя, содержатся пред- сказания относительно будущего человечества. Позднее Божественный Логос воплощается в образе Иисуса Хрис- та. С этого момента история протекает как процесс спасе- ния человечества. Но одновременно история представляет собой полное выявление человеческой сущности и прояв- ления всех ее потенций. Постижение истории есть ничто иное, как познание человечеством самого себя и в себе са- мом Божественного Логоса. Таким образом, Тойнби опре- деляет историю общества как взаимосвязь, взаимодейст- вие исторического, временного и надысторического, веч- ного. Время фиксирует смену состояния человеческой истории, именно через время раскрывается ее конкретное содержание. Вечное определяет начало и конечную цель исторического процесса.
А. Тойнби категорический противник «европоцент- ристской» или «западноцентристской» схемы историчес- кого процесса. Концепция единой цивилизации, по его мне- нию, ложна в своей основе. Она базируется на переносе со- временных представлений в прошлое С точки зрения этой концепции, западное общество провозглашается уникаль- ной цивилизацией, обладающей единством и неделимос- тью, которая после длительного периода борьбы достигла,
Общество и культура как предметы философского анализа 291
наконец, цели мирового господства. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как законо- мерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического круго- зора. В результате, игнорируются особенности культур, не учитывается многообразие исторического опыта народов и человечества, в целом, три мировых цивилизации объе- диняются в одну, а история этой единственной цивилиза- ции оказывается выпрямленной в одну линию, нисходя- щую от современной Западной цивилизации к примитив- ному обществу времени неолита и палеолита.
Тойнби уверен, что объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие- либо конкретные национально-государственные образо- вания, а только определенные культурно-исторические типы, которые он называет обществами или цивилизаци- ями. Именно общества или цивилизации представляют со- бой умопостигаемую единицу истории, целостные систе- мы, в которых все элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Общества или цивилизации сопос- тавимы, сравнимы между собой. На основе определенных критериев исследователь может определить, как далеко те или иные общества продвинулись вперед, насколько они отстали от наиболее высокого уровня и на этой основе мо- жет сделать вывод о значении каждого отдельного обще- ства или цивилизации. В качестве важнейшего интеграль- ного критерия развития обществ или цивилизаций Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки, определенной Божественным Логосом для предназначе- ния каждого из них в истории. Эту установку Тойнби ха- рактеризует как вызов, брошенный Божественным Лого- сом различным народам. Ответ народов на этот вызов и со- ставляет, по мнению Тойнби, основное содержание исторического процесса. Вызов Божественного Логоса осу- ществляется в многообразных формах: особенности при- родной среды обитания, взаимодействия с другими наро- дами и т. д. Этот вызов реализуется в историческом про- цессе через многоактные конкретные правления.«Ответы» на «вызов» могут быть различны, и в этом причина непохо- жести исторического пути народов.
Тойнби считал, что каждое общество проходит в сво- ем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом и разложение. Жизнеспособность цивилизации определя- ется уровнем освоения жизненной среды и развитием ду- ховных основ данного общества. При этом серия последо- вательных «ответов» на последовательные «вызовы» должна истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания исторического процесса наблюдает- ся тенденция действия из области внешнего окружения в область внутреннего. Тойнби считал, что по мере роста все меньше и меньше возникает «вызовов», идущих из внеш- ней среды, и все больше и больше появляется «вызовов», рожденных внутри действующей системы или личностей. Основной же критерий роста — это прогрессивное дви- жение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.
Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса
Своеобразную концепцию исторического процесса разви- тия общества предложил немецкий философ К. Ясперс (1883—1969). В отличие от А. Тойнби, Ясперс делает ак- цент на том, что человечество имеет единое происхожде- ние и единый путь развития. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невоз- можно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Таким образом, Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объясне- нии исторического процесса к религиозной традиции. Ис- тория, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее дви- жение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории.
Но Ясперс не является теологом или богословом. Он философ, поэтому позволяет себе отступить от традици- онного в христианстве описания исторического процесса. Как уже отмечалось ранее, в традиционной христианской концепции истории кульминационным пунктом мирового исторического процесса, «осью» мировой истории объяв- лялось явление Сына Божьего — Христа. Ясперс же спра-
Общество и культура как предметы философского анализа 293
ведливо полагает, что в явление Христа верят только хри- стиане, только для них оно является осевым событием ис- тории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусуль- манский, синтоистский и т. д. остается как бы в стороне от мирового исторического процесса.
Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыс- лом истории. А значит, возникает вопрос: возможна ли об- щая для всего человечества вера, такая вера, которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различ- ные культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению не- мецкого философа, не может предложить ни одна религия: ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д. Каждая религия объявляет свою веру как откровение ка- кого-либо Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содер- жания вероучений часто служили источниками раздора и взаимонепонимания между народами. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть только фило- софская вера.
Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Она есть акт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию. Признаком философской веры мыслящего человека слу- жит всегда то, что она существует лишь в союзе со знани- ем. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять са- мое себя. Безграничное познание, наука — основной эле- мент философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом. Она есть осознание бытия и его истоков посредством обра- щения к исторической ситуации.
Понятие исторической ситуации является ключе- вым в философии истории Ясперса. Содержание истори- ческой ситуации Ясперс связывает с такими понятиями как «время» и «эпоха». Каждая историческая эпоха отли- чается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу, возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которые являются предпо- сылками возникновения и развития родственных по свое- му духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, произошло между 800 и 900 годами до новой эры. В этот промежуток времени возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который
существует и поныне. Это время Ясперс назвал «осевой эпохой» мировой истории. Это время и есть время рожде- ния философской веры.
Ясперс указывает, что «основная эпоха» — в емя рождения мировых религий, пришедших на смену млфо- логическому сознанию. Почти одновременно, на Земле, не- зависимо друг от друга, образовалось несколько внутрен- не родственных духовных центров. Основное, что сближа- ло их и, следовательно, являлось главной характеристикой «осевой эпохи» — это прорыв мифологического миросо- зерцания, составляющего духовную основу «доосевых культур». Человек, как бы впервые, пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосред- ственному эмпирическому опыту, а также рационализа- ция отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению Ясперса, является одной из главных предпосылок фило- софского мышления.
К. Ясперс, как помечалось ранее, является одним из крупных представителей экзистенциализма. Поэтому и свою философию истории он обосновывает, опираясь на исходные понятия и принципы экзистенциализма: пер- вичность существования, ведущую роль «пограничных си- туаций», в частности, ситуация между жизнью и смертью и т. д. «Осевая эпоха», согласно Ясперсу, кладет конец не- посредственному отношению человека к миру и к самому себе. Обостряется самосознание личности. Человек осо- знает хрупкость своего бытия, перед ним встают «послед- ние» смысложизненные вопросы: о смысле человеческого существования, о смысле бытия. И это, по Ясперсу, слу- жит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуж- дение духа, считает Ясперс, является началом бытия об- щей истории человечества, которое до сих пор было разде- лено на локальные, не связанные между собой культуры. С тех пор человечество неуклонно идет по этому общему пу- ти. Ясперс убежден, что человечество обречено на общ- ность судьбы и единую веру. В противном случае, история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно не- обходимым для человечества. Отсюда вытекает особая роль философии, которая, по его мнению, с помощью фи-
Общество и культура как предметы философского анализа 295
|