Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умер Погорельский в 1836 г. в Варшаве, где оказался по пути за границу.
Таким образом, творческий путь А. Погорельского был коротким, но очень значительным для развития русской и мировой литературы. 2. «ЧЁРНАЯ КУРИЦА ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО - ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В истории русской и всей мировой детской литературы немного можно найти произведений, которые всеми своими сторонами: темой, композицией, воспитательной направленностью, пониманием природы детей, стилем, языком и другими особенностями - были бы в такой же степени детскими, так всесторонне воплотили бы в себе особенности этой литературы, как волшебная повесть А. Погорельского «Черная курица или подземные жители». В ней как в фокусе сконцентрированы те особенности искусства для детей, над претворением которых бьется не одно поколение детских писателей многих стран. Доброта и скромность, беспредельная честность и смелость, прилежание и трудолюбие, верность слову и преданность дружбе, благодарность и презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям, какой является жажда первенства над равными, ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими, умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками и пороками, которые «обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку», - одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых немыслима подлинная человеческая личность, составляет идейную сущность повести. И все эти сложные, весьма отвлеченные для ребенка понятия глубоко запрятаны в живой ткани произведения, вполне доступны маленькому читателю, так как они входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием Сапожков, С. «Гений, парадоксов друг…» // Погорельский, А. Волшебные повести. Лафертовская маковница. Черная курица или подземные жители/ А. Погорельский. - М.: Дет. лит., 1992. - С.121.. Решению главной своей задачи писатель подчинил все компоненты произведения. События в повести происходят в пансионе. Чтобы глубже раскрыть внутренний мир Алеши, писатель сначала оставляет его одного во время каникул. Мы видим круг его представлений и желаний, его характер. Пространство и время, в котором находится герой, заполняется конкретными деталями, характерными для петербургской жизни конца XVIII века. Затем мы видим Алешу в период занятий, в общении со сверстниками, свидетелем и участником волшебных превращений, что еще глубже раскрывает его развивающийся характер. Погорельский хорошо чувствует и глубоко понимает своего героя. Одновременно он внимательно следит за читателем, тонко и умело направляет его, внушая ему необходимые мысли и чувства, превращая сложные понятия в легкоусвояемые. В развитии событий, в ходе изложения, в поступках героев соблюдается строгая логика, верность правде жизни и чувство меры. В центре внимания автора находится главный герой. Все остальные - учитель, его жена, директор училища, товарищи по пансиону - показаны в той мере, насколько это необходимо для более полного раскрытия образа Алеши. На все события автор смотрит глазами ребенка, но в то же время рассказывает о них как взрослый, нередко прибегая к приему несобственной прямой речи. Каждый шаг главного героя и поступки остальных мотивированы, подготовлены предшествующими событиями. В сюжете, в развитии событий нет резких скачков. Автор осторожно ведет читателя по намеченному пути. Сюжет повествования, композиция построены в расчете на маленького читателя. Об этом свидетельствует, например, довольно большая экспозиция, занимающая почти пятую часть повести. В ней довольно полно сообщены необходимые сведения, чтобы упредить возможные вопросы читателя и подготовить его к восприятию произведения. Читатель узнает, где и когда происходят события, кто такой Алеша, каковы его внешний вид, костюм, привычки и характер. Одиночество во время каникул вынудило его читать рыцарские романы и через них смотреть на мир. Этому способствует то, что двор, куда он изредка выходит гулять, отгорожен высоким забором. Для более глубокого раскрытия его характера очень кстати оказались дырки в заборе, через которые он надеется увидеть волшебника и рыцарей. В повествовании чувствуются интонации живой речи, следы непосредственного общения с ребенком. Чувства и характер мальчика реальны, даны в движении. Ему сначала было скучно в пансионе, но скоро стал привыкать, «и бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме». Наряду с чтением, вполне мотивирована и вторая его привязанность - короткое знакомство с курочками, особенно с Чернушкой. Алеша отличается зоркой наблюдательностью. Он все замечает. Читатель видит Петербург конца XVIII века, костюмы, прически, букли, тупей и длинную косу учителя, целую «оранжерею разных цветов» на голове его жены и старый изношенный салоп, накинутый на ее плечи. Мы видим и одежду Алеши: красную бекешу на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с соболиным околышком. Многообразны авторские приемы описаний. Так, образ директора училища рисуется через восприятие Алеши и дается в двух планах: возвышенно-романтические представления мальчика о нем сменяются обыденно-простыми и реальными. Вместо ретивого коня, на котором, по представлению Алеши, должен был он прибыть, мальчик видит самые обычные извозчичьи сани. Вместо блестящих рыцарских лат и шлема пернатого Алеша на нем видит серый фрак, его лысую голову с пучком волос.
|