Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священная Книга Тота — Великие Арканы Таро






Аркан I..................................................... 48

§ 1. О Божестве Абсолютном............................................................................................. 49

§ 2. О Божестве Творящем, Его Триединстве и Божественном Тернере...................... 50

Учение о Триединстве Божества. Символ Троице-Сергиевской Лавры. Учение Каббалы. Поразительная близость его с христианством. Свидетельство Пико Мирандолы. Первый тернер Арканов как учение о Бытия и Сознании Реальности. Первичность идеи о Трансцендентальном Бытии на пути веков. О пралайе и Проявлении. О Мировом Творчестве. Триединое Творящее Божество как Воля Абсолюта. Руах-Элохим. О трех Ипостасях Творящего Божества. Тернер и Триада. Три группы учений о Троичности Божества.

§ 3. О Мировом Активном Начале.................................................................................... 58

§ 4. О Воле и Вере............................................................................................................... 58

§ 5. О Человеке Совершенном и иероглифе Аркана I.................................................... 61

О природе монады как микрокосма. Символизм иероглифа.

Аркан II..................................................... 63

§1. О Великой Матери всего существующего, о Изиде Божественной........................ 64

Дилемма Бытия и Сознания. О потенциальной многообразности Великой Матери. Идея о Растерзанном Боге.

§ 2. О Мировом Пассивном Начале.................................................................................. 68

Понятие об активности и пассивности. Идея о Космических Активном и Пассивном Началах.

§ 3. Начала теории о бинере............................................................................................... 69

I. Понятие о бинере и его роль в метафизике........................................................... 69

О парности всех явлений мироздания. Представление и идея; жизненность последней. О выявленных и потенциальных бинерах. Бинер как путь к Абсолюту. Божество как совокупность бинеров. Зоны, Архонты, Сизигия. Истина выражается только в антиномиях, — и всякая антиномия есть аспект Истины. «Coincidentia oppositorum». Николай Кузанский и Джордано Бруно. Бинер как вихрь. О связях между феноменами в мироздании.

II. Генезис принципа бинера и его различные виды в разуме............................... 74

Природа частности. Угол зрения и уровень синтеза. О трех формах восприятия бинеров.

Аркан III................................................... 76

§ 1. О Природе Божественной.......................................................................................... 76

Аркан III как связь между Арканами I и II, утверждающая возможность их раздельного постижения. О Внутреннем Самосознании Космического Духа. Бина и Хокма. Дилемма Неба и Земли. Учение Филона о Сверхчувственном Мире Идей. Вечная и Небесная Природа как Первообраз временной и космической природы. Божественная Природа как Источник Произрождения.

§ 2. Мир Нагорний и Мир Бытия.................................................................................... 79

О Первичном Мировом Творчестве. «Небо» и «Земля» Аристотеля. «Essentia» и «Existentia». Об утверждения мировой системы возможностей. Рождение Интеллигибельной Природы. Сефер Иецира, Филон, Джордано Бруно, Гермес Трисмегист, Шеллинг. Учение о Первообразе. Первообраз как орудие Творчества. Замкнутость и целостность Первообраза. Об абсолютности Мира Первообразов.

§ 3. О Тернере, о познавании его законов и соотношений между членами................ 85

I. Генезис принципа Тернера в области Духа.......................................................... 85

О скрытой бинерности. Идея как проявленный бинер. Сущность идеи и Верховный Бинер. Высший и частный Тернер. Триада и Тернер. Верховный Божественный Тернер как Великий Мировой Архитектор. Учение о Нем в различные эпохи и у различных народов.

П. Начала учения о частном тернере....................................................................... 86

О том, что все явления проистекают из бинеров. Понятия об интеграле, андрогине и нейтрализации бинеров. Химические соединения как символ нейтрализации бинеров. О полном или общем, частном и частном относительном андрогинах. Тернер как совершенная проекция нумена в разум. О сложности и трудности нейтрализации бинеров.

III. О природе членов бинера................................................................................... 88

О том, что бинер есть равенство противоположностей. О природе тезиса и антитезиса. Тезис есть утвер ждение утверждения и отрицание отрицания, антитезис есть утверждение отрицания и отрицание утверждения. Тезис есть прообраз Реальности, антитезис есть лишь его тень, не имеющая самодовлеющего существования.

IV. О нейтрализации бинеров.................................................................................... 89

Нейтрализация бинера есть восстановление интеграла как Первообраза. О природе нейтрализации как таковой. О формах и степенях свободы. Нейтрализация бинера как разрушение оков. О последовательных ступенях и технике нейтрализации бинеров. Понятие об ереси.

§ 4. О природе движения. О траектории и элементах простейшего абсолютного движения 92

Ошибочность понятия об «очевидности». О природе движения. Пульсация, элемент и простейшая форма движения. Истинная природа прямолинейного, движения. Понятие о траектория и элементах простейшего абсолютного движения.

§ 5. Об иероглифе Аркана III............................................................................................ 95

Символ креста. О том, что энергия духа воспринимается всеми планами космоса. Об эволюции и инволюции. О законе Орла.

Аркан IV................................................... 96

§1. О Первичном Мировом Творчестве через Логос — Слово Творения.................... 97

Логос как принцип формы. Мировое Творчество есть эманация Вселенским Духом Своего Сознания во вне Его Нерасчлененного Единства. О претворении Божественной Природы в Источник Произрождения. О претворения Первообразов в монады. О нерушимости связи монад с их Первоисточником. Монада как относительная бесконечность. О природе индивидуальной монады. О преемственности этой доктрины на пути веков. О Субстанциональности Проявления Божества. Индивидуальность как modus vivendi монады. О том, что индивидуальность присуща лишь чистому духу.

§ 2. Начала учения об Имени Божественном — ה ו ה י — Тетраграмматоне................... 102

О природе абстрактной истины. Проявление Триады. Понятие о Хе".

§ 3. О коллективизме индивидуальностей....................................................................... 104

О двух аспектах бытия единичных факторов. Понятие о группах. Начала учения об Адаме Кадмоне.

 

Аркан V..................................................... 106

§ 1. Учение о второй пассивности; Хе как пассивное начало; монада и ее индивидуальность............................................................................................................................................... 106

О подобии Аркана V Аркану II. О природе индивидуальности в ее пассивности. Монада как субстанция второго рода.

§ 2. О Божественном Макрокосмическом Сознании и Божественной Душе............... 108

О чувстве стадности. Гений как высшее развитие индивидуальности. О человеке как микрокосме. Понятие о Божественном Сознании.

§ 3. Об эволюции познаваний и чувстве синтеза............................................................ 110

Об эволюции техники мышления. О мерилах и шаблонах. О неумолимой закономерности постижений. О назначения позитивизма Об индивидуальности высших форм познавания. Об эзотеризме. О росте чувства синтеза и способности видеть единство в многообразии. Магия как искусство развития в себе гениальности. Биогенетический закон Геккеля.

§ 4. Об ЭВОЛЮЦИИ И ИНВОЛЮЦИИ......................................................................... 115

§ 5. О двух типах человека................................................................................................. 116

Индивидуальность и сознание. Два аспекта самосознания монады. Вихревая природа индивидуального сознания. Бинерность индивидуальности и сознания человека. Чувствование и разум.

I. О красном человеке иероглифа Аркана V............................................................. 118

О том, что его природа — это сенситивная восприимчивость. Постепенное создание личности. Эволюция. Его стихия.

II. О черном человеке иероглифа Аркана V............................................................. 119

О том, что его природа — это интеллектуальное творчество. Дифференциация самосознания. Инволюция. Его стихия.

III. О Великом Иерофанте иероглифа Аркана V..................................................... 120

О том, что его природа — это синтезирование деятельности обоих типов. Утверждение монады как сверхсущее небытие и как сознательная часть в Целом.

Аркан VI................................................... 121

§ 1. О Природе Небесной, Эдеме, Космическом Коллективном Человеке — Адаме Кадмоне и завершении Первичного Творчества................................................................................ 121

О принципе тварности. О Небесной Природе и начале свободного выбора. Дилемма Божественной и Небесной Природ Закон Аналогии. Мир как совершенное подобие Творящего Божества Символ гексаграммы

§ 2. О возможности грехопадения Адама Кадмона и об иероглифе Аркана VI.......... 123

О природе монады. Падение монады как стремление к утверждению. Две потенции духа.

§ 3. О Динамическом Тетраграмматическом Цикле....................................................... 124

Начало учения о Хе". Триада и тернер. Хе" — как плоскость сознания. Об активности факторов высших планов по отношение к низшим. О процессе нарождения Динамического Тетраграмматического Цикла. Закон непрерывности Йодов.

§ 4. Первоверховный. Закон Аналогии............................................................................ 126

I.Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста......................................................... 126

О природе Закона Аналогии. Текст Изумрудной Скрижали Гермеса.

II. Единство и целостность мироздания как следствие Единства Первоисточника — Утвержденного Космического Первообраза........................................................... 128

Закон Аналогии как закон единства. Астрология. Халдея. О цепи феноменов, порождаемых нуменом. Принцип детонации. Законы гармонических сочетаний.

III. О Верховных Законах Утверждения Нуменальной Субстанции, о Творчестве как эманации Ее аспектов, о рождении феноменальной природы, о нуменах и феноменах и о планах вселенной......................................................................................................... 130

Аналогия и тождество. Субстанция и атрибуты. Понятие о Телесми. Понятие о феномене и нумене. Закон слияния и отождествления. Задача о трех телах Об относительных мирах частных кадмических центров. О методе сознательного неведения. Понятие о плане. Различие между нуменальной и феноменальной силами. Вещь в себе, несовершенство кантовского определения. О том, что все связи в мироздании проистекают или из Закона Аналогии, или из законов гармонии.

IV. Первое приближение к Закону Аналогии. О связях между феноменами одного и того же нумена........................................................................................................................... 133

О двух элементах во всякой системе. Идентичность природ времени и пространства. Протяжение глубины Относительность понятия о времени. Метагеометрическая философия и принцип относительности. Данте, Эйнштейн, Аксенов и Минковский.

V. Второе приближение к Закону Аналогии. О связях между членами бинера.. 135

Цепь феноменов как траектория нумена. Перенесение нуля бинера за плюсовый член.

VI. Третье приближение к Закону Аналогии. О связях между тернерами........... 136

VII. Заключение. Общий текст Закона Аналогии................................................... 136

Аркан VII.................................................. 136

§ 1. О великом падении Человека Вселенского.............................................................. 137

Цикл первых шести Арканов как целостная космогония. Об отходе Божества в Своем Целом от творчества. Понятие о септернере. Космическое Тварное Самосознание Божества как потенциальный Адам Кадмон. О втором тернере Арканов как учении о потенциальном вселенском человечестве. О том, что рождение Первообраза есть одновременно и его падение, и его разрыв с Целым. О падения Первозданного Логоса — Люцифера. Падение Адама Кадмона как рождение феноменальной природы. Эзотеризм библейского сказания о кожаных одеждах.

§ 2. О человеке Мира Бытия, о его семи мирах и их сознаниях. Доктрина о Лайя-центрах или Эа............................................................................................................................................... 140

О физическом сознании. О том, что планы координируются феноменами, миры координируются сознаниями. О том, что бесконечность Божества степенью выше, чем бесконечность Атмана О творчестве Атманом своего относительного мира. Понятие о «теле духа». Дух человека есть луч Божества, пронизывающий материю. Учение о Лайя-центрах. Наименование различных Эа в индусской и египетской фплософиях и Каббале. Великий квадратный пентакль.

§ 3. Основы учения о септернере.................................................................................... 144

Септернер как учение о процессе рождения из Самодовлеющей Субстанции идеи атрибута. О том, что утверждение конечного члена инволютивного септернера вызывает отход первого тернера и о процессе перемещения оси равновесия. О том, что септернер Мира Принципов претворяется в септернер Мира Бытия в виде тернера силы и кватернера осуществления.

§ 4. Доктрина Аркана VII. Основы учения о человеке как микрокосме...................... 146

Истинная природа мировой инволюции. Атман как звено между Миром Божественным и Миром Бытия. О подобии человека Божеству. Об эволюции как совершенствовании сознания. О равновесии проявленного существа человека. О том, что человек, живя в самом себе, в самом себе и двигается. О внутреннем и о внешнем.

§ 5. Дух и душа. Состав человека...................................................................................... 151

Проявление как реализация потенций. Учение о составе человека. Об относительном движении. Проявление — как греза и проявление — как эманация. Школа веданты и школа санкхья. Понятие об элементах состава. О том, что каждый человек есть Адам Кадмон для всего низшего и в то же время является элементом высшего. О законе атрофии. Об отражении и поглощении. О внутренней дисгармонии. О взаимоотношении элементов между собой. Об элементарных центрах волевых импульсов. Мир животных, — как мир эмоций. О сознательной воле и способности воспринимать отвлеченные понятия и абстрактные идеи как основной категории мира человеческого.

§ 6. О свободе воли. Воля связанная и воля свободная. О росте и колебаниях их величин............................................................................................................................................... 155

О свободе единичных элементов состава. Понятие о душе толпы. Определение природы «свободы» воли человека. Математический анализ проблемы. О законе параболической зависимости между свободной волей элемента и его ролью в общем сознании. О том, что воля человека есть комплекс волей всех элементов его состава. Эпюра воли связанной и воли свободной. О том, что у Совершенного Человека свободной воли нет вовсе. Закон роста свободной воли.

Аркан VIII................................................ 159

§ 1. Законы Мира Горнего и законы Мира Бытия........................................................... 159

Различие между их природами. Относительность законов природы. Пример закона Бойля-Мариотта. Понятие об эволюции законов природы

§ 2. О законах вселенной.................................................................................................... 161

I. Об индивидуальных и сверхиндивидуальных законах природы....................... 161

II. Законы космоса или макрокосмические, т. е. безличные законы..................... 161

Понятие о «возможности». Субъективный и объективный элементы в познаваемых законах. О технике познания законов природы. Метод классификации. О том, что всякая работа от частного к общему вампирична и, наоборот, интуитивно воспринятое является источником силы. О двух типах иероглифа Аркана V как вечно воспринимающей и вечно отдающей силу сторонах существа человека.

III. Законы кармы или микрокосмические, т. е. личные законы........................... 164

О том, что всякая проблема о человеке должна рассматриваться во времени.

§ 3. О дыхании, пульсации и сознании........................................................................... 165

Пульсация как дыхание. Жизнь человека как движение сознания. Эволюция как рост амплитуд пульсации. Понятие о сознательности. Понятие об Адире. Природа стеснений. Воплощения на земле как проектирование в физический мир, под различными углами физического Адира.

§ 4. О метемпсихозе........................................................................................................... 168

Космогония как классификация реальностей. Антропогония как учение о соотношениях между состояниями сознания Атмана и космической средой. О порождения Атманом пульсацией относительных Эго. Эго абсолютное и Эго относительное. О том, что самоутверждение Атмана осуществляется последовательным утверждением в цепи отдельных частных комплексов элементов, т. е. путем последовательной реализации всех относительных Эго в количестве, необходимом для полного и гармоничного самосознания Атмана. Закон причинной последовательности. О том, что связь между причиной и следствием может быть доступна лишь тому сознанию, которое объемлет как то, так и другое. Вопрос о бессмертии личности. Два вида воплощений: Гилгул и Иббур. Эзотеризм учения о метемпсихозе. Свидетельство Иеронима о наличии его в первобытном христианстве. Исаак Лориа.

Аркан IX................................................... 173

§ 1. Принцип Тройственной Триады................................................................................ 173

О пределах Тетраграмматического Цикла. О природе Bay. Принцип Тройственной Триады. Учение о ней в древнем Египте.

§ 2. О Природе Земной, о самоопределении монады в ментале, о самосознании в астрале и одиночестве на физическом плане.................................................................................... 175

I. Индивидуальность и обособленность как руководящие начала Природы Земной 175

II. Об одиночестве на физическом плане.................................................................. 177

III. О самосознании в астрале.................................................................................... 179

IV. О самоопределении монады в ментале............................................................... 180

V. Заключение.............................................................................................................. 181

§ 3. О сознании духа и жизни истинной в Свете Незримом, о даре созерцания......... 181

О том, что путь познания есть путь разрушения ценностей. О свободе человека. Понятие о Космическом Сознании. Дух и среда. Разум и интуиция. Экстаз. Ментальное ясновидение Учение о Космическом Сознании. О Человеке Совершенном. Об истинной жизни и высшем назначения разума. Голос Безмолвия и Космическое Сознание как синтез разума и чувствований. Восприятие созерцания как уподобление Божеству. О высшем покое. О претворении в бесконечность и слияния с Божеством.

Аркан X..................................................... 190

§ 1. Аркан X как грань Мира Божественного и Мира Бытия........................................ 190

О целостности системы первых десяти Арканов. Истинное значение слова «сверхъестественный». Закономерность Божественного Провидения. Deus sive Natura.

§ 2. О принципе последовательности............................................................................... 193

О мышления по элементам. Понятие о принципе последовательности. Элемент времени. Об условности масштабов времени. О прерывистости нашего мышления. О природе космогонии. О вечности мироздания.

§ 3. О Великом Вечном Мгновении Rota или Taro......................................................... 195

О том, что в мире времени нет. Творение Мира Божеством есть в то же время творчество Его Самого. О целостности и замкнутости Бога и вселенной.

§ 4. Система Сефирот......................................................................................................... 199

Древность Каббалы. Происхождение ее из Египта и родство с неоплатониками. Арабская культура. Отсутствие систематики как основная черта каббалистической литературы. Составные части Каббалы. Учение, что ex nihil nihil fit. Элохим и Иегова. Доктрина пралайи. Учение о Меркабе. Учение о сосудах. Система Сефирот. Сефироты и Имена Божий. Учение о Сефиротах в маздеизме. Десять Сефирот невещественных, три буквы-матери, семь двойных и двенадцать простых. Тридцать два пути Мудрости Божией. Исаак Лориа о мирах: Азилут, Бриах, Жезирах и Азиах. Сефироты как система первых десяти Арканов Книги Тота. Схема расположения Сефирот Генриха Кунрата. О полярностях и тернерах Сефирот.

Аркан XI................................................... 209

§ 1. О Великой грани между Арканом X и последующими Арканами. Второй цикл Арканов как система принципов Мира Бытия....................................................................................... 209

§ 2. Об иероглифе Аркана XI. Аркан XI как аналог Аркана I...................................... 210

§ 3. Основы учения о космической энергии.................................................................... 211

I. О двух видах энергии: энергия кинетическая и потенциальная........................ 211

Закон Роберта Майера. Неразрывность между понятиями о потенциальности состояния энергии и силовым полем. Исаак Ньютон и его задача о трех телах. Понятие о цене потенциального состояния энергии.

II. О трех модификациях космической энергии...................................................... 212

III. Об электричестве как активной модификации космической энергии........... 212

Понятие о динамическом и стационарном видах энергии. О том, что вселенная есть мир энергии. Об атомных вихрях и линиях тока. Принцип косности энергии.

IV. О магнетизме как пассивной кодификации космической энергии................. 214

Учение о силовом поле. О возможности энергии. О том, что всякое движение происходит за счет силы индуктора. Понятие об общем потенциале поля. Об однополюсном и многополюсных силовых полях. Потенциальный и кинетический магнетизм

V. О флюидическом состоянии энергии, о силах магнитных и силах безличных, об элементарии и элементале.......................................................................................... 215

О силах направления и силах безличных. Понятие об элементарии и элементале. О различии между элементарием и элементалом. Понятие о мыслеформах

VI. Основы учения о силе вообще............................................................................. 217

О силовых линиях магнитного поля. О том, что передача энергии возможна лишь через посредство магнитного поля. Понятия об энергетическом атоме, высоте тона, вибрации и мощности вибраций. Строение энергетивного атома

Аркан XII.................................................. 218

§ 1. Об отождествлении и растворении............................................................................ 219

О формуле: «разделяй, соединяя и соединяй, разделяя». О поверхности соприкасания и тональностях. О технике процесса познавания: отражение, очерчивание и растворение через переориентировку состава. О том, что каждый человек развивается независимо от других. Об относительном мышлении и эластичности сознания. О многосторонности Совершенного Человека. Разум как орудие переработки восприятий

§ 2. О принципе равновесия.............................................................................................. 223

Начало д’Аламбера. О том, что движение человека во времени есть следствие его общения с внешним миром. О критической точке в процессе отождествления. О естественном стремлении факторов мироздания к сохранению равновесия

§ 3. Первоверховный Закон Жертвы............................................................................... 224

О том, что потеря уже приобретенного в принципе невозможна. Познание синтеза через творчество осуществляется посредством жертвы. Ограничение и сознательное неведение как жертва целостным сознанием.

§ 4. Взаимоотношения между частью и целым. Предопределение и предначертание 225

О том что человек несет на себе бремя вселенской кармы. О свободе проявления во вне единичного элемента состава. О том, что мерилом совершенства человека является совершенство его сознания. Предопределение и влияние случайностей.

§ 5. Мессианство................................................................................................................. 227

Различные виды миссии. О необходимости согласования интуиция с деятельностью разума. О том, что мировая история делится на периоды накапливания фактов и на периоды их обобщения и синтеза. О явлениях Мессий. Тождественность их учений. Абсолютный и относительный синтезы. Доктрина об аватарах. Учение Мессии как абсолютный синтез. О разрыве сознания и падении человека. О нравственности и ответственности человека за свои поступки.

§ 6. О Великом Посвящении.............................................................................................. 233

О стадиях эволюции человека. Цикл выработки элементов и цикл познавания. О стремления к Абсолютному. Верховное назначение индивидуальности. Об единстве высшего познания. Мудрость и глупость. О предвосхищении конечных достижений. Место Посвящения на пути эволюции человека. Мистерия Посвящения. Посвящение и смерть. Слияние с Божеством через обретение Космического Сознания.

§ 7. О гениальности и ее двух видах................................................................................. 241

Гениальность и талант. Гений и толпа. Самобытность и индивидуальность гения. О двух видах гениальности. О том, что гений несет критерий в себе самом. О ценности достижений. Гениальность как миссия. Гений как олицетворение синтеза. Гениальность и мученичество. Гений как порождение Демиурга.

§ 8. Учительство.................................................................................................................. 246

О том, что всякий неофит обуревается жаждой учительства. О фанатиках узкой идеи. О необходимости изоляция ученика. О трудности обнародования идей. О том, что единственный путь к управлению познаванием — это управление волей познающего. О технике восприятия идей. О том, что задача каждого учителя заключается не в передаче ученику конкретных знаний, а в умении научить его самого приобретать их вполне самостоятельно. Принцип непрерывности мышления. Правило сосредоточия. Закон пирамиды. Величие и трудность подвига учительства.

Аркан XIII................................................ 249

§ 1. Место Аркана XIII среди других Арканов: Мем как буква матерь....................... 249

Об условии необходимом для равновесия. Мировое начало косности. Тернер трех букв-матерей. Аркан XIII как аналог Аркана III. Истинная природа майи.

§ 2. Мир как царство майи................................................................................................. 252

О различных видах сознания. О бинерных представлениях. О том, что степень совершенства мира в глазах человека есть мерило его собственного совершенства. Разум как грань между реальностью и иллюзией. Иллюзии как формы познания.

§ 3. Permanentia et Transmutatio.......................................................................................... 255

О том, что всякое конкретное познание есть создание в составе человека нового элемента через объектирование в Атмане соответствующего аспекта. О вечном течении и видоизменениях феноменальной природы. О том, что цель человека есть полное расчленение всего и обратное синтезирование. Единство и аналогичность природы. Генезис и причины заблуждений.

Аркан XIV................................................ 257

§ 1. Идея мысли, мысль и слово (λ ό γ ο ς)............................................................................ 257

О пассивном и активном мышлениях. О том, что всякое познание идет не от феноменальных проявлений, а от нуменальных усилий. О том, что всякое обобщение по самой природе своей более абсолютно, чем его отдельные составляющие. Относительные элементы единичных представлений. Мышление как переориентировка состава, стремящаяся восстановить нарушенное равновесие. О том, что всякое представление стремится перейти в бинерное. О том, что генезисом мышления является невозможность в принципе найти удовлетворение в объектированных комплексах элементов. Процесс выработки идеи мысли. О проявлении конкретной мысли и частных Логосах. Мышление как творчество. О том, что Абсолютное осуществляет творчество чрез относительное. Отдельные этапы создания частного Логоса. Культ Имени. Скрывание имени в религиях древнего мира.

§ 2. Основы учения о Логосе............................................................................................. 262

Всеобщность распространенности учения о Логосе. Принцип Логоса как принцип формы. Созерцание и мышление. О том, что мышление рождается с момента начала объектирования единого Я в множественность иллюзии. О том, что Логос рождается из стихии Воды. Образ и Слово (Рупа и Нама). О Высшем Логосе.

§ 3. Внешнее проявление активного Логоса.................................................................... 265

О методе долженствования. О том, что мир человеческих представлений есть мир частных Логосов. О процессе претворения Логоса. Пассивный и активный Логосы. О том, что мир по отношению к человеку есть прежде всего поле последовательных возможностей. Проблема ignoramus и ignorabimus. «Вещь в себе», как самодовлеющая духовная индивидуальность. О возможности закрытой и возможности свободной. Истинная природа «вещи в себе». Понятие об абсолютном частном Логосе и относительном частном Логосе.

Аркан XV.................................................. 268

§ 1. О месте чувства сатанизма на пути эволюции человека......................................... 268

О различных циклах пути эволюции человека: полуживотная сонливость, жизнь внешним, неудовлетворенность, приводящая к тоске и эпоха сознательной грусти и мировой тоски. О значении одиночества Ошибочность следования авторитетам О том, что путь эволюции человека есть путь опытного самопознания. Рождение сатанизма на грани утверждения независимости своего Я и сознания себя частью Космического Целого. О том, что сознательное самоотрицание возможно лишь после исчерпывающего самоутверждения и познания его несостоятельности. Об опасностях красоты и ее обмане. Об аскетизме. Воля и сердце. Сатанизм есть самосознание духа, забывшего любовь, а потому ставшего безжизненным.

§ 2. Генезис сатанизма в области Чистого Духа; Бел-Бог и Черно-Бог......................... 274

Мир как царство бинеров. О том, что человеческий дух, стремясь к простору, должен прежде сам сковать себя цепями и лишь чрез это рабство он может обрести свободу. О подобии Аркана XV Аркану V. Аркан XV как учение о мятущемся духе человека. Мир Божественный и мир человеческий. О разрушении через созидание и о созидания через разрушение.

§ 3. Генезис сатанизма в области чистого разума........................................................... 276

Аркан XV как начало оформливания. Эго абсолютное и Эго относительное. О творчестве как грезе.

I. Отделение сознания от Эго; сознание и мышление; принцип логики............. 277

О методе долженствования. Понятие о шаге сознания. Мышление и созерцание. Рождение начала логики.

II. Мышление и логика, логические законы, последовательность, долженствование, умозаключения и вывод............................................................................................. 278

Понятия о сознании, движения сознания, плоскости сознания и мышления. Мышление стационарное и мышление динамическое. Мышление направления и мышление искания. Этапы процесса мышления. Логика как систематика мышления. Закон последовательности. Закон долженствования.

III. Законы ассоциации............................................................................................... 280

О чувстве ассоциации. Область деятельности ассоциации. Ассоциация и инстинкт. Ассоциация и логика.

§ 4. Генезис сатанизма в душевном мире, мире чувств и переживаний...................... 282

О воле божественной и воле динамической. Математический анализ проблемы. Божественный и демонический аспекты. Критерий.

§ 5. Гармоничность жизни и познания............................................................................. 284

О гармония. О стремления к ней и путях достижения. Внутреннее и внешнее мышление. О причинах потери равновесия и способах его восстановления О том, что для того, чтобы понять человека, нужно стать на его место. О гармоничности познания.

§ 6. Проблема зла. Сатана и его личность. Люцифер и Бафомет................................... 289

О том, что дух возвышается одинаково над добром и злом. Добро и зло как бинерные потенции духа. Добро есть синоним реальности, оно есть прообраз соответствующей категории духа в феноменальной среде; зло лишь есть отрицание этих прообразов, есть лишь их тень и как таковая не имеет независимого существования. Нуменальность добра и феноменальность зла. Невозможность в принципе определить природу зла как такового. Ариман есть сомнение Ормузда в Самом Себе. Сатана не есть черный бог, а есть отсутствие Бога. Дьявол есть результат относительного толкования антиномичной Истины. Учение о «камне». Идолопоклонство. Иконоборчество. О различных видах форм. Частные дьяволы: эгрегор, лярвы, злые личности. Миссия наложения страдания. Дьявол как астрал.

§7. Проблема пола............................................................................................................... 296

Проявление монады и проявление элемента состава; различие между ними. Рождение пола. Символ Бафомета. Эзотерическое учение о мужчине и женщине. Идеи Станислава де Гуайта. Целостный человек как квадриполярный магнит. Магнитные токи в нем. Симпатия и антипатия.

Аркан XVI................................................ 302

§ 1. Дедуктивный и индуктивный методы познавания.................................................. 302

О цели познания. Я относительное и Я абсолютное. Индуктивное познание и принцип последовательности. Истинная цель индуктивного метода. Цель дедуктивного метода. О неразрывности их обоих.

§ 2. О частных целях, о выборе путей в относительном мире, о законе иллюзии...... 305

О гармонии. О способности самоограничения. О чистоте мыслей и чувств. О том, что эволюция этой последней идет параллельно с собственным развитием человека. Боязнь бесконечности. О частных целях. Относительные формы мышления. Схоластика. Эмпирическая философия. Относительность философии Канта. Об истинной природе синтеза. О генезисе заблуждений позитивистов в их исканиях синтеза. Доктрина Аркана XVI

§ 3. О формах и связях относительного мира. Принципы мысли, чувства и тела. Основы учения о ментальном, астральном и физическом планах............................................................ 309

Индивидуальность и форма. Второй тернер Сефиротических Арканов как учение об индивидуальности. Второй тернер второго цикла Арканов как учение о форме. Три модификации принципа формы. Ментал есть мыслеформа, астрал есть форма мысли и физический мир есть форма без мысли.

I. Ментальный мир..................................................................................................... 310

Природа ментала. Каждая мысль несет в себе самой свое отрицание. О познании вихря мыслей. Второй аспект доктрины Аркана XVI.

II. Астральный мир...................................................................................................... 311

О природе астрала. Каждое чувствование несет в себе самом свое отрицание. О познании вихря переживаний. Третий и четвертый аспекты доктрины Аркана XVI. Понятие о возвратном ударе.

III. Мир физический.................................................................................................... 312

Природа мира физического. Жизнь как круговорот форм. О познании вихря форм. Пятый аспект доктрины Аркана XVI.

Аркан XVII............................................... 312

§ 1. Самосознание и самоощущение; ресурсы человека................................................. 313

О том, что человек заключает в самом себе в потенциальном состоянии все свое будущее развитие. О законе, что всякое познание осуществляется высшей сущностью, но для возможности его осуществления воспринимающее сознание должно сделать себя способным это познание воспринять. Разум и мудрость. Разум и интуиция. Назначение логики. Интуиция как общий закон. О различии между рассудочным и интуитивным познаниями.

§ 2. Об интуиции................................................................................................................. 316

Об элементе случайности. Основной закон интуитивного познания. Его этапы. О познании сущности. Интуиция как путеводная звезда на пути познавания.

§ 3. Познание интуицией как высшая достоверность; авторитет и единство интуитивного ведения................................................................................................................................ 319

О том, что часть этапов интуитивного познания лежит в области внесознательного. Интуиция и школа. Об источнике интуитивного познания. Абсолютность интуитивных восприятий. О том, что человек во всяком познании черпает уже извечно запечатленные формы — модусы Самосознания Реальности. Вневременность и внеусловность интуитивного знания. Интуиция и простота. Понятие об естественном языке духа.

Аркан XVIII............................................. 323

§ 1. Путь жизни человека.................................................................................................. 323

Страдность жизненного пути человека. Тоска. О поре переоценки. Страдания духа. О невозможности понимания событий личной жизни. О вечной двойственности сознания: безграничности своей мощи и абсолютности ничтожества. О двух путях борьбы со страданиями; путь смирения и путь активной борьбы. О невозможности найти земного оправдания. Об отчаянии. О тленности всего. Иероглиф Аркана XVII. Эзотеризм мифа о Сцилле и Харибде. Теория перспективы. О значения опыта. Путь спасения.

§ 2. Эзотеризм и оккультная иерархия............................................................................. 329

О значения классификации. О различии между обыденными знаниями и Верховным Учением. Высшее знание и гармония. Биогенетический закон. Происхождение эзотеризма. Знаменитый текст Талмуда и его эзотерическое толкование. Эзотеризм и Аристотель. Об эзотеризме Каббалы. О реализации конкретных идей. Верховная Оккультная иерархия. Грааль. Управление эволюцией человечества.

§ 3. Оккультные опасности и оккультные враги............................................................ 335

Об орудиях страдания. О благоприятности и враждебности факторов внешнего мира. О том, что все препятствия суть заблуждения. О природе заблуждений. Виды опасностей. Эзотеризм.

§ 4. О мрачном конусе, о тьме внешней.......................................................................... 337

О том, что внешний мир для человека — есть прежде всего область последовательных возможностей. О ценности внешнего мира. Завоевание бессмертия. О страшном суде. О расколе индивидуальности и тьме внешней.

§ 5. Об искусственных путях и частных целях. Магия и колдовство.......................... 340

О ценности достижений. О подавлении страстей и их переработке. Об естественном и искусственном элементах эволюции человека. Понятие о колдовстве. Идея о Маге.

Аркан XIX................................................ 343

§ 1. О Сознании Космическом.......................................................................................... 343

О дилемме Аркана XVIII и Аркана XIX. Понятие о проводниках. О Космическом Сознании. Ясность и простота как главнейшие признаки истины. Ценность разума. Активный и пассивный мистицизм. Эзотеризм мифа о Финее, Гарпиях и Аргонавтах. Орфей и вакханки. О смерти конечной. Нирвана вовсе не есть уничтожение личности; свидетельство Будды. Эзотеризм повествования Евангелия о поклонении Магов Христу Младенцу.

Аркан XX.................................................. 347

§ 1. О доктрине Аркана XX.............................................................................................. 347

Аркан XX как учение об утвержденном Первообразе. Сознание индивидуальной монады и Сознание Божественное. О высшем критическом этапе самоутверждения. Монада и идея о Боге.

§ 2. О воскресении из мертвых......................................................................................... 349

Об эволюции как непрерывной смене созиданий и разрушений. О восстановлении монады в Мире Реального. «Отрицательная бесконечность» Вл. Соловьева. О причине многообразности вещей. Пессимизм. Область работы разума Что есть Реальность? О разрыве духа с материей и воскресении из мертвых. Воскресение человеком относительных форм.

§ 3. О покидании уз материи............................................................................................ 353

Об эволюции как переработке и одухотворении материи. Постепенность эволюции. О предвосхищении конечных достижений. Понятие о ясновидении и выделении астросома

Аркан 0 или XXI..................................... 354

§ 1. Великий символ Таро. Триада Верховных Арканов: Аркан 0, Аркан XXI и Аркан XXII............................................................................................................................................... 354

Мир есть космическая греза Брахмана. Аркан XXI и Аркан XXII как верховный бинер модусов Самосозерца ния Брахмана. Аркан О, XXI и XXII как Верховный Тернер. Высочайший синтез Царственного Знания

§ 2. Идея об Абсолюте в разуме как комплекс Конечных Мировых Бинеров. Иероглиф Аркана 0............................................................................................................................................... 356

Об эволюции конкретных бинеров. Божество как совокупность всей массы мировых противоречий. О том, что мышление есть творчество. О первобытном He-Бытии. На пути веков все Откровения во всех Посвящениях выражались неизменно в антиномиях. Иероглиф Аркана 0, как символ совокупности противоречий

§ 3. О Дыхании Вселенском............................................................................................. 358

О том, что движение относительного имеет своим генезисом Мир Абсолютный. О том, что Божество, осуществляя творчество, в Себе Самом остается Неизменным. У Бога нет ни прошлого, ни будущего, а одно лишь настоящее. Все, что относительно — смертно, все, что абсолютно — вечно. Закон энтропии и дематериализации материи. О Днях и Ночах Брахмы. Современная европейская наука уже подошла к познанию этой доктрины. Свидетельство Стэнли Джевонса.

§ 4. Аркан 0, как Учение о Вселенском Синтезе............................................................ 361

О том, что конечная цель всех исканий человека есть стремление познать Первопричину, Которая одинаково разлита во всем. Божество как Причина причин. Книга Тота как путь к познанию Реального. Аркан 0 является синтезом всех других Арканов, но так как наше сознание не в силах до него возвыситься, нам остается лишь утвердить в разуме последовательно тождество каждого из Арканов с Арканом 0.

I. Аркан 0 заключает в себе Аркан I......................................................................... 364

II. Аркан 0 заключает в себе Аркан II...................................................................... 365

III. Аркан 0 заключает в себе Аркан III.................................................................... 366

IV. Аркан 0 заключает в себе Аркан IV.................................................................... 366

V. Аркан 0 заключает в Себе Аркан V..................................................................... 367

VI. Аркан 0 заключает в себе Аркан VI................................................................... 368

VII. Аркан 0 заключает в себе Аркан VII................................................................. 369

VIII. Аркан 0 заключает в себе Аркан VIII............................................................. 370

IX. Аркан 0 заключает в себе Аркан IX................................................................... 371

X. Аркан 0 заключает в себе Аркан X...................................................................... 372

IX. Заключение........................................................................................................... 372

Система первых десяти Арканов исчерпывает собой Мир Принципов; вторые десять Арканов являются их аналогами в Мире Бытия, а потому, действительно, все Арканы синтезируются в Великом Принципе Аркана 0.

Аркан XXII............................................... 372

§ 1. Начала учения о Великом Астрале, Telesmi — Азоте............................................. 373

О Верховном Бинере Арканов XXI и XXII. О том, что в мире проявленном Брахман одновременно является и субъектом и объектом. Учение Капилы о Пракрити. Учение Гермеса Трисмегиста о Тернере Верховных Арканов. Бог, мир и человек и соотношения между ними. Арканы XXI и XXII в совокупности с дилеммой пралайи и Проявления утверждают наивысший конечный Божественный Кватернер как абсолютное тело Его Триединой Сущности. О том, что пралайя как таковая без проявления есть nonsense. Учение Порфирия и Плотина об инволюции духа в материю. Материя это — противоположный полюс проявленного духа; это — энергия в состоянии покоя; это — сила и движение в состоянии полного равновесия; словом, материя есть дух кристаллизованный. Учение Кришны о двух аспектах Творящего Божества — Ишвара и Пракрити, выливающихся в две Троицы — Духовную: Брахма, Вишну и Шива, — космическую: Сарасвати, Лакшми и Бхавани. Бог есть Творец творений и то Космическое Лоно, в котором эти творения имеют бытие. Идея Геффдинга. Зогар, Талмуд, Сефер Иецира, Филон, Бхагавата пурана, Шри Рамакришна Парамахамса. Вселенское Лоно как всемирный Агент. Агриппа и его учение об Астрале.

I. Закон магической цепи........................................................................................... 376

Воля как кинетическое состояние духа. О том, что всякое волевое действие для своего осуществления требует наличия объекта. Жизнь мира как стремление нейтрализовать Бинер Арканов XXI и XXII. О том, что Абсолютное содержит в Себе потенцию ограничения. Эзра Азриель. Дух есть Нерасчлененный Синтез, могущий лишь грезить о возможности независимого бытия отдельных совокупностей Своих единичных потенций; среда есть суммарность частностей, ни чем между собой не связанных. О кватернере атомности. Духовный атом и атом среды. Закон Аналогии в аспекте Телесми. Закон автоматизма космической жизни: утверждение потенции духа автоматически влечет за собой утверждение соответствующей потенции среды. Дух тяготеет к творчеству, среда же стремится предстоять пред ним. Понятие о «рождения динамизма». Рождение центра или точки опоры. Архимед. Магия как наука об изыскании и утверждении опор человеческой воле в среде феноменальной природы. Закон магической цепи и закон Ампера. Закон рождения вихря.

II. Закон Кватернера................................................................................................... 379

Закон Аналогии и закон Кватернера. Загадка Сфинкса Эдипу. Понятие о динамическом и стационарном Кватернерах. Вторая форма Принципа Тройственной Триады. Учение Зороастра о Тройственной Триаде. Относительность учения о Динамическом Тетраграмматическом Цикле. Понятие о реализации. Два принципа истинного Кватернера. Познание Кватернера как осуществление Великого Делания. Каждый член Кватернера есть тоже Кватернер. Закон магии об условии равновесия.

§ 2. О Трансмиссионном Кватернере............................................................................... 381

Дух способен утверждать активные разности потенциалов, могущие давать эквиваленты; среда же способна выявлять лишь пассивные разности потенциалов, неспособные давать эквиваленты. Дух выявляет силы и деятели, среда же выявляет лишь пустоты — просторы манифестациям духа. Первая половина доктрины Кватернера. Выявление Трансмиссионного Кватернера и границы его деятельности. Иероглиф Аркана XXII. Эзотеризм символа Шехины.

§ 3. Начала учения о Квадриполярном Кватернере....................................................... 382

О двух этапах реализации. Среда как мир добавочной полярности. Закон реализации: нуменальное воздействие на среду порождает в ней систему Квадриполярного Кватернера в виде системы шестнадцати объективных форм.

Дополнение......................................................................................................................... 383

I..................................................................................................................................... 383

II.................................................................................................................................... 383

III.................................................................................................................................. 384

IV.................................................................................................................................. 384


[1] «Есть ли большее счастье, большая радость, как обожать красоту, медленно встающую в далях Невозможного?» — Калдерон.

[2] «Сад плодовый». Рассказы и поучения. Перевод с персидского Н. Урри.

[3] Saint-Yves d'Alveydre. Mission de 1'Inde en Europe. La question du Mahatma et sa solution. Dorbon-Ainé, Paris.

[4] См. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Критическое исследование Михаила Корелина. Москва, 1892.

[5] Поэтому глубоко справедливо замечание Виндельбанда, что «культура Возрождения началась в индивидуализме».

[6] Эти мысли являются характерными большинству философов последнего времени. С особенной яркостью эти идеи развивались Огюстом Контом и Джоном Стюартом Миллем; см. также Тиндаля в его «Fragments of Science», стр. 362. Насколько наивно было заблуждение крайних позитивистов особенно ярко свидетельствует хотя бы тот факт, что не прошло 5 лет, как О. Конт наметив пределы науки — поставил среди «ignorabimus» — возможность изучения состава небесных тел, как был открыт спектральный анализ и огромная область неведомого и непостижимого сделалась сразу хотя еще и неизвестной, но уже открытой постижению испытующего человеческого гения.

[7] См. Густав Лебон. Психология социализма.

[8] См. Борис Демчинский. Сокровенный смысл войны. Петроград, 1915.

[9] Именно об этом и говорит притча Христа о построения здания на песке и на камне. — Евангелие от Матфея, 7: 24-27. Песок разрозненный и не способный сохранять приданную форму — есть олицетворение разрозненных случайных явлений феноменальной природы, камень есть эмблема твердости и устойчивости синтеза, который, вместе с тем, есть и источник отдельных манифестаций; они рождаются из него, как из камня рождается песок.

[10] См. проф. Хвольсон. Принцип относительности. С.-Петербург, 1914. — Открытие этого принципа относится к 1904—1905 гг.

[11] М. Аксенов первый создал теорию о природе времени, как четвертой координате протяжения. Идеи Аксенова претерпели ту же участь, как и все другие гениальные русские открытия, т. е. — были осмеяны и забыты. Так продолжалось до тех пор, пока Герман Мин-ковский, совместно с Эйнштейном, не провозгласил нового учения на съезде естествоиспытателей в Кёльне в 1908 г. и, таким образом, мысли нашего соотечественника не получили блистательнейшего подтверждения. Из трудов М. Аксенова см. «Трансцендентально-кинетическая теория времени», 1896 и «Опыт метагеометрической философии». Москва, 1912.

[12] См. знаменитый опыт Майкельсона (Michelson) и Морли (Morley), показавший постоянство скорости света вне зависимости от прямолинейного равномерного движения земли. Работы Лоренца, Эйнштейна, Минковского, Планка и др. совершенно ликвидировали гипотезу об эфире. На русском языке см. Ла Роза. «Эфир — история одной гипотезы». Перевод Хвольсон под редакцией проф. О. Д. Хвольсоиа. С.-Петербург, 1914.

[13] Из книг на русском языке о дематериализации материи см.: д-р Густав Лебон «Эволюция материи и «Эволюция сил». Перевод инж. Бычков-ского. Петербург, 1911 — в двух выпусках. Проф. Жан Беккерель. «Эволюция материи и миров». Перевод Г. А. Гуревича. Москва, 1913.

[14] Закон Карно-Клаузиуса — основной принцип термодинамики был формулирован последним (в 1865 г.) так: «Энергия вселенной постоянна, энтропия вселенной стремится достигнуть максимума». — Наука XIX века пришла к синтетическому выводу, что вся жизнь вселенной, все проявления ее энергии суть следствия разностей потенциалов. Закон энтропии выражается в том, что все формы энергии переходят в теплоту, которая уже не может быть в принципе целиком переведена обратно в механическую энергию. Теплота рассеивается в космическом пространстве, а потому космическая совокупность разностей энергетических потенциалов постоянно уменьшается. Материя есть гигантский резервуар кристаллизированной интроатомной энергии, но все же конечный. Если мир существует вечно, то вся совокупность энергии неминуемо должна была бы уже рассеяться. Очевидно, что в мире, кроме начала, ведущего энтропию к максимуму и вызывающего «смерть теплоты» (Warmetod — по выражению Клаузиуса), должно быть другое Начало, ведущее энтропию к минимуму, т. е. вновь создающее разность потенциалов. Что же это за Начало? — наука XX века остановилась на этом вопросе — и вот здесь то к ней на помощь теперь должно придти Герметическое учение о исходных причинах Бытия. Это Начало есть Дух, Истинная Субстанция, Бог. — Энергия, теряемая разрушающимся миром, поглощается Космическим Логосом, и обратно, — падение и дифференциация Логоса есть создание материальной вселенной. Оба эти процесса вечны и непрерывны, взаимно друг друга обусловливают и утверждают. — Доказательство этой доктрины и составляет цель настоящего труда О значения закона энтропии в сказанном смысле см.: Клерк Максвелл. «Theory of Heat». Стр. 245, и Стэнли Джевонс. «Основы науки». Стр. 692.

[15] Акад. проф. Анри Пуанкарэ. Новая механика и эволюция законов. Перевод Г. А. Гуревича. Москва, 1913.

[16] Принцип относительности, стр. 6—7.

[17] Чтение I о Богочеловечестве. Т. III, стр. 14.

[18] La Tré ï cie, seul voie des sciences divines et humaines. Стр. 246.

[19] Маг, греческое μ α γ ο ι происходит от зендского mog, mogbed или mobed. Mog значит священнослужитель на pehlvi или huzvâ resh — языке, который заменил зендский язык в маздеизме в эпоху Сассанидов (Keukler. Zend-Avest. Anhang II, 3, § 30). На зендском языке mè h, mah, произносимое megh, magh, значить «великий», совершенный. (Anquetil-Duperron. Zend-Avesta. T. II, стр. 555.) Тот же корень мы видим в халдейском языке — man — значит «могучий», «всеведующий» — см. Fabre d'Oliver. Histoire Philosophique du Genre Humaine. Paris, biblio-theque Chacornac, 1910, 1.1. pp. 307—308.

[20] Сила и Материя. Проф. д-ра Людвига Бюхнера. Перевод Н. Полилова. СПб., 1907.

[21] Проф. д-р Эрнст Геккель. Борьба за свободу мысли. СПб., 1907.

[22] Давид Фридрих Штраус. Старая и новая вера. СПб., 1906.

[23] См. его новейшие исследования над эманацией радия и превращением меди в литий.

[24] Introduction to «Phantasms of the living». (Published by the London Society for Psychical Research). — «Мне хочется указать на то, что духовный мир культурного человека ныне отделяется от его научного кругозора; что как в былое время рамки религиозной догматики были слишком узки для вмещения человеческого знания, так ныне догматика научного материализма слишком тесна для вмещения всех чувств и потребностей человека. А потому, как религиозные данные растягивались и выпирались, чтобы дать место открытиям геологии или астрономии, так и ныне заключения материалистической науки растягиваются и выясняются, чтобы дать место таким чувствам и стремлениям, игнорировать которые уже нет возможности».

[25] См. «La Doctrine Secrè te. Synthè se de la science, de la religion et de la philosophic» par H. P. Blavatsky. Paris, 1909. Traduction franç aise, 5-e volume, section XX. «La Goupta Vidya oriental et la Kabale». Стр. 179—181.

[26] «Это все равно, что вылавливать драгоценный жемчуг из соленой и мутной воды. Его, правда, находишь, но приходится выискивать его при слишком уже странных и докучливых условиях» — В. Виндельбанд. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Перевод под редакцией проф. А. И. Введенского. СПб., 1913, том первый, стр. 93.

[27] Ключ к таинствам натуры. Сочинение Г. Эккартсгаузена. С.-Петербург, 1821, в 4 томах.

[28] Thoth — есть олицетворение Божественной Премудрости, он есть «Бог письмен», «Владыка Божественных Словес», «Владыка Истины» — см.: «Les Bibles et les Initiateurs religleux de PHumanité» par Louis Leblois. Paris, librairie Fishbacher, 1885. Livre troisiè me, стр. 434.

[29] É liphas Lé vi. Dogme et Rituel de la Haute Magie. Paris, Germer Balliè re, libraire — é diteur, 1861. Dogme, стр. 63—65.

[30] É liphas Lé vi. Dogme. Стр. 221.

[31] «Тайная Доктрина», том 3, отдел IX.

[32] «Возможно, что Покок вовсе не сделал ошибки производя немецкое Himmel (небо) от слова Himâ laya, и нельзя отрицать, что индусское слово Kailâ sa (небо) есть отец греческого слова Κ ο ι λ ο ν (небо) и латинского Coelum» — прим. Е. П. Блаватской.

[33] «La Doctrine Secrè te. Syntè se de la science, de la religion et de la philosophic» par H. P. Blavatsky. Traduction franç aise, 5-e volume, Miscel-Mané es.Orp. 105—106.

[34] Александрийская библиотека, частью сожженная Цезарем в 48 г. до Р. X., была почти совершенно уничтожена христианами в 390 г. по Р. X. и окончательно докончена Омаром в 640 г. по Р. X.

[35] La Clef de la Magie Noire.

[36] Сm. «Le diable au XIX-е siè cle. La Franc-Maç onnerie Lucifé rienne» par le docteur Bataille. Delhomme et Briguet, é diteurs. Paris, t. I.'ch. XV. — «Albert Pike et son oeuvre». Стр. 305—435.

[37] Теософическое общество, как известно, основано нашей соотечественницей — Еленой Петровной Блаватской. Ее бесспорно исключительная личность в продолжении немногих лет создала переворот в умственном мире человечества. В самую мрачную эпоху черствого материализма ее гений открыл многим тысячам людей врата в иную область, к лицезрению Истины в ореоле ее вечности. К глубокому сожалению, в теософии в последнее время возник ряд весьма нежелательных течений; главнейшая причина этому та, что многие доктрины Е. П. остались непонятыми. Ее «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида» оказались настолько недоступными широкому кругу читателей, что, например, в России, при всей известности Е. П., в ней видят лишь «Радду-Бай» (псевдоним Е. П.) — автора фельетонов-повестей: «В горах и дебрях Индостана», «В голубых горах» и «Дурбар в Лагоре».

Новейшее мистическое движение в Индии было возбуждено недавно умершим последним индусским пророком Бхагаваном Шри Рамакришной Парамахамсой. Если теперь нет в мире образованного человека, кто бы хоть по слуху не знал бы понятий о эзотеризме и тождестве всех религий всемирной истории по их внутренней сущности, то этим человечество обязано гению двух людей: Е. П. Блаватской и Шри Рамакриш-ны. Миссия Бхагавана целиком и вылилась на то, чтобы спасти человечество, когда оно вплотную подошло к бездне ужаса, отчаяния и безумия материализма. Через своих учеников, понесших его благовестив в Европу, и Америку, он первый из учителей широко приоткрыл покрывало Изиды для взора каждого. Вивекананда, Абхедананда, Рамачарака, Чаттерджи и другие — суть первые из проповедников, начавшие говорить открыто, непосредственно воздействуя на интеллект слушателей и учеников.

[38] Основы христианства. Краткое изложение автора. 1913.

[39] É liphas Lé vi. Histoire de la Magie. Genmer Baillié re, Libraire—É diteur, Paris, 1860. Стр. 163.

[40] liphas Lé vi. Dogme et Rituet de la Haute Magie. Dogme. Стр. 71.

[41] Моцарт и Сальери.

[42] Saint-Yves d'Alveydre. Mission de PInde en Europe.

[43] Etudes encyclopediques. T. I, стр. 161.

[44] По свидетельству Платона.

[45] É liphas Lé vi. Dogme. Стр. 68.

[46] «Человеческие деяния я старался не осмеивать, не подхваливать, даже не презирать, а — понимать». — Спиноза.

[47] La Clef de la Magie Noire.

[48] Les Harmonies de l’Ê tre. T. I, стр. 4.

[49] Eth. II. Prop. XLV—XLVII. Prop. XL. Prop. XXXIV, XXXII.

[50] Эта идея утверждается дилеммой XXI и XXII Арканов.

[51] Аналогичным по сущности, по различным по природе объектов, является учение Карлейля.

[52] Т.е., иначе говоря: Сознание Потенциального Бытия (пралайя) четырехмерно, т. е. заключает в себе, целиком протяжение по времени как четвертую координатную ось, вследствии чего в нем нет течения времени, которое сводится в мгновение вечности; Сознание Кинетического Бытия (Проявленного) трехмерно и воспринимает протяжение во времени как аргумент видоизменений по всем другим геометрическим и метафизическим протяжениями.

[53] Свет Египта или наука о душе и о звездах. Перевод и издание В. Н. Запрягаева. Вязьма, 1910. Стр. 8.

[54] См. теорию сложения относительных движений.

[55] Paris, Calmann Lé vy, é diteur, 1884, стр. 32.

[56] De compendiosa archite


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.065 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал