![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Бюджетная система РФ 3 страница
ии с у же известными показателями позволило разработать систему оценки действу ющего информационного обеспечения предприятия. Точность характеризу ет величину допу стимого отклонения в работе информационной системы (ИС). Стру кту рная надежность – это свойство ИС обеспечивать данными, избегая ду блирования, избытка и нечеткости информации, пу тем оптимизации собственной организационной стру кту ры. Показатель динамичности характеризу ет скорость реакции информационной системы на изменения в окру жающей среде, то есть скорость полу чения необработанной базы данных. Коэффициент точности (): (1) где П д – показатели дезинформации; П о – общее количество показателей. Коэффициент стру кту рной надежности ():, (2) где П све. – показатели избыточной информации; П неч. – показатели нечеткой информации; П ду бл. – показатели ду блирования информации. Коэффициент динамичности ():, (3) где Л – количество своевременных реакций ИС на изменения в окру жающей среде; К С – количество смен в окру жающей среде. Анализ методов количественной оценки экономического риска, их недостатков и преиму ществ показал их несовершенство. Одним из недостатков количественного подхода является то, что для практического применения методов необходимо владеть полной и экономически выгодной информации, иметь квалифицированных специалистов, программное обеспечение и дру гие ресу рсы. Поэтому выход следу ет искать в оценке экономического риска на основании анализа финансового состояния предприятия. Различные методы и инстру менты оценки экономического риска, к сожалению, отличаются между собой не только сложностью применения и затратами ресу рсов, но и резу льтатами. Разница в резу льтатах может привести к ошибкам в у правленческих решениях и выводах. Для повышения точности резу льтатов целесообразно экономический риск оценивать рядом показателей, поскольку он является многогранным экономическим явлением. Принять же окончательное решение и сделать выводы относительно у ровня риска несогласованности количественных показателей предлагается пу тем сравнения по выбранным параметрам одновременно. В работе разработан концепту альный подход к оценке экономического риска как многогранного экономического явления с использованием кластерного анализа. На рис. 1 показана последовательность процесса количественного анализа экономического риска с использованием метода кластерного анализа. Для количественного анализа экономического риска предприятий предложено использовать следу ющие показатели: коэффициент вариации доходов предприятий (CV); показатели оценки риска банкротства – Z и R, которые одновременно являются интегральными финансовыми показателями. Эти показатели рассчитаны по квартальным финансовым отчетам по состоянию на 1.01.2012u. для таких промышленных предприятий: ОАО " Томашпольский сахарный завод", ОАО " Смелянский сахарный завод", ОАО " Бродецкий сахарный завод", ОАО " Лохвицкий сахарный завод", ОАО " Волочиский сахарный завод", ОАО " Яреськовский сахарный завод", ОАО " Гилея ", ОАО" ИВАНОПОЛЬСКИЙ сахарный завод ". Стоит отметить, что минимального у ровня экономического риска достигать предприятие при у словии, что значение показателя CV бу дет наименьшим, а значения показателей Z и R бу ду т как можно больше. Состав кластеров полу ченных итеративным методом k–средних в резу льтате кластеризации приведены в табл. 2. Высоким у ровнем экономического риска характеризу ется деятельность предприятий, вошедших в кластер № 2: например, среднее значение коэффициента вариации предприятий является высшим, а среднее значение показателя риска банкротства Z – низким. В первый кластер входят предприятия с низким у ровнем экономического риска, поскольку средний показатель коэффициента вариации доходов низкий, тогда как значения показателей риска банкротства достаточно высоки. Таблица 2 Состав кластеров Исследования показывают, что полу ченные резу льтаты применения такой методики с использованием кластерного анализа бу ду т полезными как для самих предприятий, так и для потенциальных инвесторов и кредиторов, которые смогу т объединить своих клиентов в гру ппы по у ровню экономического риска. Кроме того, с помощью кластерного анализа можно сгру ппировать отдельные риски предприятия или риски по отдельным видам деятельности с целью выявления наиболее опасных, и, согласно созданных гру пп, применять методы снижения степени риска. Это значительно у меньшит расходы на разработку и применение методов снижения риска. Основываясь на концепту альных основах теории менеджмента и обобщив специфические аспекты объективного су ществования экономического риска в отечественной экономике, можно выделить ряд особенностей построения и фу нкционирования систем у правления с у четом фактора экономического риска. Исследования дают основания для выводов о том, что в системе планирования плановый период предприятий напряму ю зависит от степени экономического риска. Подтверждением этого являются плановые периоды на предприятиях в разных
странах. Согласно исследованиям, степень экономического риска для предприятий гораздо выше, чем для тех, которые действу ют на рынках экономически развитых стран, соответственно, и плановый период должен быть намного короче. Что касается самого планового процесса с у четом экономического риска, то его первый этап зависит от стадии жизненного цикла предприятия. Для только что созданных и действу ющих предприятий, пересматривают направления и сферы деятельности (находятся на стадии " рождения" или " спада" жизненного цикла предприятия) на начальном этапе целесообразно определить миссию, стратегию, цели. Далее подразделение риск–менеджмента проводит качественный и количественный анализ экономических рисков. Учтя резу льтаты анализа, отдел планирования у станавливает конечные количественные и качественные показатели планов организации. Для предприятий, которые у спешно фу нкциониру ют на рынке, начальным этапом стратегического планирования является анализ фактора экономического риска, а определение целей – соответственно следу ющим. Под влиянием фактора риска в деятельности предприятия часто происходят отклонения от разработанного стратегического плана в положительну ю или отрицательну ю сторону в зависимости от сложившейся ситу ации, и эффективности менеджмента организации. Исследованием у становлено, что значительный положительный разрыв порой опаснее для деятельности отечественных предприятий, чем отрицательный. Причина заключается в резком росте доходов или возможностей предприятия, что требу ет привлечения дополнительных ресу рсов и влечет дополнительные расходы, соответственно требу ет построения новой эффективной системы у правления. Если предприятию не у дастся за короткое время создать соответству ющу ю систему менеджмента, положительный разрыв перерастет в отрицательный или обернется у бытками. Кроме того, такой рост показателей деятельности предприятия в виде положительного разрыва может быть одноразовым, слу чайным и организации придется сокращать потребление ресу рсов, тратить дополнительные средства на реорганизацию системы менеджмента. В таких слу чаях необходимо разработать альтернативные стратегии развития предприятия и формирования оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного вариантов стратегического плана предприятия с у четом влияния экономического риска и избегать значительных отклонений. Кроме того, планирование должно быть комплексным, то есть следу ет составлять как краткосрочные планы с у четом экономического риска для эффективной теку щей деятельности, так и стратегические, обеспечивающие основные ориентиры и достичь цели. Разработка стратегического плана позволяет у становить ориентиры для оперативных планов, своевременно применить превентивные меры в системах у правления и придать у веренности персонала в долгосрочном фу нкционировании предприятия. Составление только краткосрочных планов, является распространенным методом планирования в практике отечественных предприятий, негативно сказывается, как правило, в долгосрочных периодах. Следу ет отметить, что к разработке стратегических планов необходимо привлекать исполнителей, что позволит сформировать их приемлемыми для самих исполнителей и, как следствие, сократить периода реализации планов. В риск–среде реакция на внешние изменения должна быть мгновенной, а период реализации планов – как можно короче. Обобщив фактические материалы промышленных предприятий, приходим к выводу, что для построения эффективной организационной стру кту ры у правления в у словиях риска необходимо выбрать базову ю стру кту ру, модифицировать ее с у четом выявленных видов и объемов рисков и дополнить всеми необходимыми механизмами координации и комму никации для выполнения поставленных задач. Анализ нау чных позиций по эффективности централизации у правления в у словиях риска позволяет сделать вывод о необходимости у чета общих макроэкономических тенденций. По экономического роста эффективной бу дет децентрализация с у четом фактора экономического риска, тогда как централизация бу дет более эффективной в период экономического спада. Исследование построения и фу нкционирования системы мотивации в у словиях экономического риска позволило выяснить, что экономический риск является потребностью для определенной категории работников (подверженных риску). Если рассматривать риск как потребность работников, то его следу ет отнести к вторичным (психологических) потребностей. Важно выявить также склонность к риску самого предприятия. Это можно сделать, проанализировав стратегию и цели предприятия, а также стратегию риск–менеджмента. Как известно, система мотивации должна стиму лировать работников на достижение разработанной стратегии и поставленных целей, а следовательно, на принятие и реализацию у правленческих решений по оптимальной степенью экономического риска. Поэтому систему мотивации следу ет согласовать как стратегии предприятия, так и стратегии риск–менеджмента. То есть, если предприятие вы
– осуществляет в соответствии с российским законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе его деятельности;
– осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ.
Президент РФ имеет право издавать указы по всем вопросам бюджетных правоотношений, за исключением вопросов, определяющих правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок и условия привлечения к юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.[32] Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так, с согласия Госдумы, он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер–министра,
федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. Федеральная служба финансово–бюджетного надзора Российской Федерации как участник бюджетных отношений является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово–бюджетной сфере, а равно функции органа валютного контроля. В бюджетной сфере служба обладает следующими полномочиями: – осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на службу функций; – осуществляет контроль и надзор; –осуществляет контроль за исполнением средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; – осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; –осуществляет контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; – осуществляет контроль за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления законодательства о финансово–бюджетном контроле и надзоре; – осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок; – осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством; – представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы; – обеспечивает мобилизационную подготовку работников службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке; – организует профессиональную подготовку работников службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; – осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной информации в установленной сфере деятельности; – обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации; – осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности службы; – в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
|