Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Взаимодействия.

I. Введение.

Необходимость в кардинальной коррекции пути страны выражена достаточно единодушно почти всеми политическими и общественными силами страны. Однако проект пути (стратегия) и целевой образ чаще существенно различается в различных сообществах неравнодушных граждан и политиков. Общие условия неслучайных трансформаций проектных версий в рамках стратегического мышления, методы и средства таких новаций мы выразили в большом ряду публикаций монографического уровня. Встретившись с размышляющей и активно действующей в направлении на совершенствование жизни в регионе (области) администрацией, ее руководством и в общении с соратниками, принимающими участие в усилиях Белгородской области, мы пришли к необходимости ввести достаточно конкретную стратегическую инициацию в соответствии с принятым областью направлением к созданию «солидарного общества», обеспечив рядом сущностных ориентиров.

В данной работе дана концепция прихода к солидарному обществу, имеющая стратегическую рамку последовательности шагов. В дополнение приведены материалы концептуально-технологического типа, касающиеся механизмов совершенствования страны и сплочения инновационных сил.

23.-24.12.11

Солидарность и солидарное общество.

I. Взаимодействия.

Человек живет в обществе и неизбежно входит в различные типы взаимодействий. С точки зрения человека как самостоятельного носителя субъективности и телесности он либо не входит в отношения, защищает свою автономность, либо входит в отношения потребительского типа, рассматривая окружающее и окружающих в качестве источника предметов своих потребностей и интересов, в качестве их «ресурса», из которого он может и берет актуально необходимое, либо осуществляет согласование способов взаимоприемлемого использования имеющихся ресурсов с иными носителями потребностей и интересов, либо подчиняется принятым в том или ином сообществе нормам поведения, как временным, так и постоянным в той или иной мере, либо участвует в созидании норм социокультурного, деятельностного и т.п. типов. Если рассмотреть эти отношения с системной точки зрения, то легко различимы следующие типы:

· автономизация (рядоположенность «единиц»);

· структурность (ситуативная, временная, постоянная);

· системность;

· метасистемность.

При рядоположенности нет никаких обязанностей и ответственности и человек самовыражается в своем воспроизводимом бытии. При вхождении в структурные отношения он либо стихийно реагирует, адаптируясь или воздействуя, либо является участником создания требований, имеющих значимость для согласующихся, понимает и принимает «соглашения», требования к совместному существованию, но остается открытым к нарушению соглашений при их явном противоречии со своими интересами. Обязанности возникают, как и ответственность, но они ситуационно значимы, прежде всего, в зависимости от внутренних условий. Приоритет «своих» потребностей и интересов остается фундаментальным качеством отношений. Рядоположенности и структурные отношения составляют общую базу «потребительского общества», если им подчиняются все механизмы общества, в том числе оформляемые как «демократические».

Системность в отношениях предполагает подчинение общезначимым «основаниям» и критериям, их приоритетность в сравнении с собственными потребностями и интересами и интересами иных участников системных отношений. Системные основания подчиняют самоорганизацию каждого и всех включенных групп, предполагают самокоррекцию под «внешнее требование», преобразовательное соотношение в случае конфликта между частью системы и системой как целым. Отчужденность системных требований, социокультурного или деятельностного типов, преодолевается сменой мотивации, переходом от самовыражения и ситуационного реагирования к устремленности на полноту следования требованиям, идущим от целостности и ее субъективных выразителей, представителей (вождей, авторитетов, руководителей и т.п.). Для снятия отчужденности необходимо осуществление мотивационной идентификации с содержанием требований «целого», которое может дополняться воодушевлением, радостью, ощущением счастья и т.п. Относительно общества в целом идентификация с требованиями типа Конституции и т.п. ведет к появлению гражданской мотивации, самоорганизации, появлению гражданина, не входящего в противоречие с обществом и его выражающими лидерами, а также к протестам из-за несоответствия лидеров требованиям общества к их поведению и деятельности для приведения их к соответствию.

Метасистемость в отношениях предполагает подчинение мировоззренческим основаниям и критериям, их приоритетность в сравнении с исторически конкретными общезначимыми основаниями и с собственными потребностями и интересами, интересами иных участников метасистемных отношений. Это происходит при предопределяющем статусе культуры и духовности в построении отношений в обществе, непосредственно или через посредников, выразителей мировоззренческих и мироотношенческих оснований. Поэтому метасистемные основания предполагают самокоррекцию под высшие требования интеллектуального, мотивационного, самокорректировочного типа, включая требования к структурированию и системообразованию. Метасистемная самоорганизация человека и групп либо остается подчиненной гражданскому бытию, либо превращается в источник трансформации содержания оснований гражданского общества, смещая его к культурно или духовно ориентированному уровню развитости гражданского общества, в соответствии с культурными и духовными традициями народа.

Системность отношений возникает в социокультурных взаимодействиях, когда вводятся критерии для согласования способов взаимоиспользования как условия преодоления конфликтов, противодействия, борьбы. Предпосылкой таких отношений выступает неотчужденное согласование, т.е. участниками конфликтных взаимодействий. Метасистемные отношения опираются на использование и подчинение высшим критериям согласования и иных ответственных отношениях, в том числе в управленческой, аналитической, научной, философской деятельностях. В деятельностных системах ведущим выступает отчужденная форма введения и реализации норм, но привлекается, в инноватике, развитии и т.п. неотчужденная форма согласований как условие интенсификации и устранения дефектов отчужденных форм отношений.

Многообразность отношений в обществе, в том числе в «случайных» ситуациях, в семье, в сообществах, в коллективах и т.п., ведет к субъективным коррекциям, в том числе к субъективным «сближениям» и отдалениям». Поэтому положительные последствия совместности с наличием субъективного сближения могут быть различной интенсивности. Следует различать уровни:

· согласовательный;

· сплачивающий;

· солидарный.

Согласовательный уровень опирается на способность корректировать объем своих притязаний в зависимости от учета притязаний и интересов партнера, что приближает внутренний мир партнера и доступность его положительных качеств и возможностей в процессе прихода к взаимоприемлемым способам достижения заявленных и корректируемых целей. Ведущим фактором выступает более надежная перспектива достижения намеченных целей в условиях совместности.

II.

Сплочение предполагает коррекции своего поведения в рамках согласованной нормы совместного поведения и деятельности с установкой на соучастие в действиях партнера, в усиление его результативного эффекта, а также в достижении эффекта усиления совмещенного действия. Эффективность рассматривается как актуальная, так и потенциальная. Ведущим фактором является «плотность» действия и достигаемая эффективность. Субъективное сближение предстает обслуживающим фактором. Оно предопределят готовность к тесным взаимодействиям в рамках решаемых задач и проблем, допуск взаимокоррекции ради достижения целей, в том числе положительное отношение к критике партнера, к росту притязаний ради конечной эффективности и привлечению партнера к введению более сложно способа действий, росту интенсивности в деле и т.п. Условием сплочения предстают как отношения симпатии, так и ответственность за решаемость задачи, значимой для всех партнеров, решаемой проблемы, совместная устремленность к идеалам и соответствию целостным критериям.

III.

Солидарный уровень опирается на соучастие в действиях, в жизненных ситуациях, в судьбе партнера, сталкивающегося со значимыми затруднениями, с судьбоносными изменениями, являющимися поводами для ожидания помощи со стороны тех, кому можно довериться. В случае такого соучастия резко повышается роль понимания партнера, субъективного его принятия, следовательно, субъективного самоопределения в пользу самозначимости партнера и открытие возможности прямого соучастия в разрешении затруднений, актуальных и потенциальных. Этим подготавливается перспектива жертвенного отношения. Для солидарного отношения принципиальным предстает смещение акцента с проявлений типа «в-себе» и «для-себя» на проявление типа «для-иного», для партнера с возможностью ослабления самоотношения типа «для-себя».

Поэтому солидарное отношение опирается на идентификацию с партнером, его потребностями, мотивами, целями, предпочтениями, основаниями, принципами, а сама идентификация рассматривается не как условие только лишь более эффективного согласования и сплоченного действия, а как условие подчиненности динамике внутренней жизни партнера и его внешнего проявления. В солидарных отношениях максимально идентифицируется субъективное совершенствование и развитие и сами единицы этих процессов становятся условиями принимаемой солидарности со стороны партнера, оценивающего отождествление как адекватное и принципиально перспективное для согласования и сплочения.

Солидарность следует различать по уровням:

· с партнером;

· с группой (социокультурной, гражданской, политической);

· с обществом, страной, человеческим сообществом в целом.

В отличие от солидарности с партнером социодинамических, социокультурных, профессиональных взаимодействий солидарность с группой предполагает выявление надиндивидуальной «объективности» группы, отличающейся от «объективности» партнера, отдельного человека, от простой множественности партнеров, а затем осуществление объектной идентификации. Еще более сложной предстает выявление объектности макросистем, в том числе общества, страны и т.п. с последующей объектной идентификацией. Идентифицируясь с макросистемой, человек субъективно перевоплощается в целое, проходя путь «перевоплощений» в содержательность всех частей, отношения между ними, содержательность объединяющего процесса, переходы от него к признакам частей с их подчиненностью признаку целостности. Применительно к «стране», если учитывать типовые блоки страны – народ, индустрия (все типы), экономика, управление (государственное) и культура (совместно с духовностью) – это означает отождествление с бытием всех блоков, совмещение бытия по критериям системности и метасистемности. Как и во всяком отождествлении (идентификации) свои мотивы, образы, способы самоорганизации и т.п. заменяются на характерные для идентифицируемого, а если нет еще нужных ролевых состояний, то эти состояния вырабатываются. Технологически процедура похожа на вхождение в роль и обретение практики, способности быть самому себе и режиссером и сценаристом и т.п., быть «человеком – театром».

IV.

В солидарных отношениях соотношение акцентов объективного требования и субъективного отрыва смещается в пользу субъективного отрыва, а в сплочении – в пользу объективного содержания требований. Вместе с этим подхватывается и удерживается субъективная значимость затруднений в идентифицируемом и устремление к своему соучастию в преодолении затруднений. В связи с этим выделяется комплекс «заказов» на помощь, либо подхватываемых от идентифицируемого, либо дополнительно предлагаемых для него с целью укрепления или развития. Мобилизация под «заказы» может быть как легкая, так и тяжелая, трудоемкая, ведущая к самоизменению и саморазвитию, развитию с помощью других, интеллектуальному, мотивационному, самокорректировочному.

Управление (администрация области, региона, страны) реализует установку на «согласование» всех фрагментов общества, страны, на «сплочение» и «солидарность» либо стихийно и на персонифицированное понимание этих установок, обеспечивая вовлеченность административных иерархий, а затем и всех слоев населения, либо неслучайно, за счет аналитического обеспечения и консультирования, за счет научного и философского обеспечения, либо методологического обеспечения, совмещая возможности всех сервисов. Аналитическое пространство включат в себя функциональные звенья следующих типов:

· фиксация опыта (информационная);

· наличие мотивационных критериев, включая идею солидарности и предшествующих ей идей сплоченности и согласования;

· наличие интеллектуальных (понятийных, категориальных, теоретических, философско-онтологических) критериев;

· построение проблемного поля;

· разработка норм, включая задачи, методы, стратегии, планы, технологии, касающиеся прихода, укрепления солидарности в едином (область, страна).

В цикле аналитики совмещаются процессы постановки и решения проблем, преобразования проблем в задачи с учетом прошлого и будущего, за счет прогнозирования.

Понимание, адекватный учет партнера, согласование с ним, включение в солидарные отношения, принимая во внимание различие персональных партнеров, групп, сообществ, сфер деятельности и т.п. предполагает как обретение способностей для этих процедур, специальное образование народа, прежде всего склонных к лидерству или проявившихся как лидеры. Следовательно, наряду с действиями в этих направлениях необходимо корректирование образовательной сферы, а также нормативных рамок, организующих, регулирующих отношения между людьми во всех звеньях общества, создание атмосферы субъективного единения по критериям типа –

· «все проблемы можно решить только совместно»,

· «никто не должен становиться «чужим»,

· «каждый гражданин имеет потенциал полезности для общества»

и т.п. Все типы взаимодействий, сопровождаемые коммуникациями, обсуждениями, дискуссиями должны иметь арбитражное сопровождение как в моменте содержательности мысли, ее формы движения, средственно-языкового обеспечения, так и в моменте самоопределения, мотивации, в моменте совмещения, согласования, сплочения и солидарности. Наибольшее внимание нужно уделять взаимодействиям представителей различных этносов, концессий, мировоззрений, мироотношений в связи с их особой ролью, как в порождении конфликтного потенциала, так и устранения его.

V.

Этапами прихода к «солидарному обществу» могут быть:

· обесценивание принципа главенства потребительских установок и форм отношений при их естественной сохранности в локализации и сюжетах автономного и автономизирующегося существования;

· введение принципа неизбежности согласовательных отношений, стабилизирующих и укрепляющих общество;

· введение принципа сплоченности в отношениях однородных и разнородных фрагментов общества как условие совершенствования и роста эффективности общества;

· введение принципа солидарности в отношениях всех членов общества, группах, фрагментах общества как условие решения всех значимых проблем общества и придания ему качества «единого» и «счастливого».

Механизм следования этим этапам опирается на самовыдвижение «актива» и «лидеров», порождающих опыт прохождения «ближайших» и «последующих» этапов, вторично вовлекающих в базисный процесс все звенья общества («народ», «индустрию», «экономику», «управление», «культуру») приобретающих качества сопротивления деструктивным воздействиям, терпения и воли, сохраняющих достигнутый уровень гармонизации и корректности и прилагающих усилия для их роста. Поддержка всеми звеньями общества должна оформляться в появлении «актива» и «лидеров» в каждом звене с их соорганизацией, как «снизу», так и «сверху», с поддержкой СМИ, общественными и политическими организациями. Придание неслучайности самодвижению солидарности обеспечивается активизацией усилий культурного звена, в том числе методологов, а также созданием «инкубаторов» солидарного существования и эталонных групп с реализацией функций консультационной и педагогической, включая использование интенсивных форм выращивания способностей, игромоделирования и т.п. ячейки приверженцев солидарных отношений должны трансформироваться в единицы сети, с современными формами самоорганизации и соучастием организуемых систем.

 

VI.

Устремление к солидарности несет в себе случайный характер, если опирается на субъективное восприятие в условиях «обыденной» жизни. Но все главные проблемы теперешнего этапа жизни России в преобладающей степени зависят от состояния общества в целом, от способности реалистично видеть это состояние «лидерами» общества, руководителями страны, политическими вождями, от их самоопределенности в пользу интересов России, народа, здоровья «механизма» страны. Однако даже в случае субъективной их устремленности в пользу России качество управленческой мысли и действий зависят от профессионализма стратегического типа. Его как раз либо нет, либо унизительно мало для великой державы. Народ может солидаризироваться со страной и ее вождями, предпринимать усилия в пользу оздоровления и развития лишь будучи убежденным, что профессионализм есть, что не пропадут совместные усилия из-за никчемности профессионального уровня стратегов. Поэтому ключевая потребность страны и народа состоит в потребности «стратегической компетентности» и надежности мысли и действий стратегического типа. При всей талантливости и искренности, обычной опытности (достратегической) многих замечательных людей успех в мобилизации может быть гарантирован лишь при наличии «лобных долей мозга государства», при профессиональности и сущностной адекватности любящих свою страну людей.

Поэтому между всеми формами согласованности, сплоченности, солидарности активной части населения, во всех сферах, солидарности со страной, с одной стороны и качеством стратегической мыли, профессиональности в ней, с другой стороны, есть прямая зависимость. Она осознается и интуитивно, и «вычислительно», если есть те, кто знает «законы» стратегического искусства и мысли. Следовательно, главная задача сообщества солидарного типа – выращивание корпуса профессиональных стратегов. И Россия может взяться за такую задачу, для этого есть нужный интеллектуально – нравственный ресурс.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Создание фактур и «сохранение белого» в акварели. | Если кто-нибудь введет новшество в наше дело, где ему не место, оно будет отвергнуто.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал