![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности современного менеджмента ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Современная научно-техническая революция создает не только новые товары, услуги и технологии, но и порождает новые явления и тенденции в социально-экономической жизни общества. Речь идет о следующем: Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде тот воспринимался лишь как один из его факторов, наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился в главный стратегический ресурс организации. Люди теперь рассматриваются не как “винтики”, а как главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой их деятельности. Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в “человеческий капитал”. Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий для творчества; развитие личных способностей и пр. Поэтому ХХ1-е столетие становится веком человеческого измерения экономики. Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. ХХ столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем. До 30-х гг. ХХ века считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание только собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации доходов. Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься проблемами своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пенсионным обеспечением, социальными выплатами. С 60-х гг. социальная ответственность начала распространяться на все общество. В современное понятие социальной ответственности входит: - ориентация фирмы на перспективные социальные интересы; - возмещение общественных издержек (например, экологических); - оптимизация перспективной прибыли; - сохранение капитала фирмы как элемента богатства общества. Таким образом менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие общества. Выделяются следующие виды социальной ответственности: а) Экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а, следовательно, и налогов, поступающих в бюджет); предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест. б) Правовая, выражающая в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере экономики. в) Этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, соблюдении ею более жестких стандартов, чем общепринятые. В-третьих, резко ускорились темпы изменений во всех сферах общества, возросла нестабильность социально-экономической жизни. В-четвертых, стали набирать темпы процессы глобализации, обостряться глобальные проблемы человечества (экологическая, энергетическая, демографическая и пр.). В-пятых, в развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной (информационной) экономике, основанной на компьютерных технологиях и интерактивном бизнесе. В результате в 1980-х гг. проявилась ограниченность традиционного “рационального менеджмента”, считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильными целями, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на упорядоченность и четкую регламентированность деятельности, обеспечение ее устойчивости с помощью методов планирования, администрирования, жесткого контроля и пр. Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. – пример, образец), то есть базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности, принятой в качестве образца для определенного периода. Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе к управлению, состоит в следующем: Во-первых, фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим, первостепенной задачей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события. Успех такого реагирования обеспечивается на основе: - гибких и информационных технологий; - учета индивидуальных особенностей человека; - предприимчивости и максимальной автономии работника, предполагающих вмешательство со стороны руководителя в исключительных случаях; - ориентировки на предвидение в деле принятия решений; - взаимодействия и интеграции функций; - учета интересов клиентов и акционеров.
Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам – предприимчивости, максимальной автономии работников и информационным технологиям, что позволяет обеспечивать организации гибкость и адаптивность. В-третьих, на смену централизации управленческих процессов (управление по вертикали), приходит отказ от принципов иерархии, децентрализация, предоставляющая большие права низовым уровням (управление по горизонтали) на основе взаимосвязанности участников. В-четвертых, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возможному равноправию участников управленческого процесса. В-пятых, порожденное тяжелыми условиями труда и бесправием безразличное или негативное отношение работников к своим обязанностям, пассивность, отчужденность сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организации, стремлением проявить себя. В-шестых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия у него расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от производственного к маркетинговому подходу к управлению. В-седьмых, меняется характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничеству. В-восьмых, постепенно меняется подход к разработке и принятию управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, конформизм, бездумную исполнительность, неприятие риска постепенно сменяется устремленностью в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением разумного риска. В-девятых, акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основы успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные научно-технические задачи. В-десятых, прежний акцент на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации. В-одиннадцатых, происходит переход от управления в условиях массового производства и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью при острой конкуренции. Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях, когда требуется быстрая концентрация и оперативная координация ресурсов. Особенностями современного российского управления являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, и качественные результаты его пока мало интересуют.
Вопросы и задания. 1. Что такое менеджмент, и какие задачи он решает. 2. Деятельность какого из перечисленных ниже лиц можно отнести к менеджменту: капитана корабля, министра, участника общего собрания акционеров, преподавателя в студенческой группе, президента компании, антрепренера рок - звезды, руководителя космического полета? 3. Опишите особенности реализации различных управленческих функций в своей организации. 4. Оцените предлагаемые утверждения по принципу «правильно – неправильно»: Производственный менеджмент предполагает определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, текущих параметров технологического процесса, рациональную загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей к местам их использования. Маркетинг-менеджмент состоит в организации закупки, сбыта и транспортировки сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции. Эккаунтинг-менеджмент означает координацию действий по изучению рынка и приспособлению выпускаемой продукции к его потребностям. Персонал-менеджмент заключается в руководстве процессами набора, перемещения, увольнения, повышения квалификации сотрудников. Финансовый менеджмент означает организацию выдачи заработной платы сотрудникам. Инновационный менеджмент состоит в руководстве рационализаторской и изобретательской деятельностью коллектива. 5. Определите, с помощью каких методов управляется учебная группа в процессе проведения занятия? 6. Объясните, что понимается под социальной ответственностью менеджмента, и имеет ли место это явление сегодня в России.
|