Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, и иных НПА, содержащих нормы ТП. (353-369)






18 июля 2011 года, в восемнадцатый день моего рождения ГосДуме делать было нечего и были приняты поправки в ТК, которые уравняли понятие контроля (надзора) – да, теперь именно так в ТК, и вопрос теперь: государственный контроль (надзор)….

В 1998 году Россией была ратифицирована Конвенция №81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 года), и тем самым обязалась иметь систему инспекций труда, которые в соответствии с 353 статьей ТК РФ осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, всеми работодателями на территории РФ.

Государственная инспекция труда действует на основании положения, утвержденного ПП от 28.01.00 «О федеральной инспекции труда» №78. Она действует в системе ФСТЗ.

Также в отдельных отраслях за соблюдением безопасности работ следят Госсанэпид-надзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор.

Под функциями по контролю (надзору) понимаются, например, осуществление действий по контролю за исполнением НПА ОГВ, ОМСУ, другими лицами, правил регистрации актов, документов.

Существуют различные виды контроля (вспомните Старилова). Так, внутриведомственный контроль в соответствии с ТК РФ осуществляют самостоятельно ОИВ, ОМСУ.

Общий государственный надзор за точным и единообразным применением трудового законодательства осуществляет система органов прокуратуры.

При осуществлении надзора прокуратура не подменяет другие органы.

Теперь подробнее о федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда есть единая централизованная система, состоящая из ФОИВ, уполномоченного на проведение госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов. Руководство ей осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. (354)

ЕЕ деятельность строится на основе принципов защиты ПСЧГ, законности, объективности, независимости и гласности.

Основные задачи инспекции – обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных НПА, обеспечение раб-лей и раб-ов информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП; доведение до сведений соответствующих ОГВ нарушений, которые не подпадают под действие законодательства.

Основные полномочия федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356. Главное из них – проверка соблюдения трудового законодательства и иных НПА в организациях любой ОПФ. Основаниями таких проверок могут служить поступающие в инспекцию заявления и жалобы, материалы СМИ, данные текущей статистики и т.д.

Все остальные полномочия (рассмотрение дел об АП по ст. 23.12 КоАП, направление информации в ОГВ и в суды, анализ причин производственного травматизма, запрос информации у ОГВ, ведение приема, рассмотрение обращений, консультирование и т.д.) подчинены этой задаче.

Ст. 357 в этой же связи закрепляет основные права государственных инспекторов труда. По предъявлению удостоверения они могут в целях проведения инспекции посещать организации, запрашивать документы, объяснения, иную информацию в тех же целях, расследовать несчастные случаи, предъявлять предписания для устранения нарушений законодательства, направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности вследствие нарушения требований охраны труда, требовать отстранения от работы, рассматривать дела об АП в пределах полномочий, выступать в качестве экспертов в суде по вопросам нарушения трудового законодательства).

Инспекторы обязаны соблюдать зак-во РФ, права и законные интересы работодателей, хранить охраняемую законом тайну, считать конфиденциальным источник жалобы, воздерживаться от сообщении сведений о заявителе.

Инспекторы труда независимы от ОГВ и ДЛ и подчиняются только закону.

Порядок проведения проверок – определяется конвенциями МОТ, ТК, ФЗ, актами Правительства. Инспекторы проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ во всех организациях.

Предмет проверки – соблюдение трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению нарушений и по защите прав граждан.

Основания – истечение срока предписания об устранении нарушений, поступление обращений от лиц о фактах нарушений, запрос работника о проведении проверки на его рабочем месте, наличие приказа о проведении проверки, изданной в соттветствии с поручением ПрезРФ или ПравРФ на основе требований прокурора.

Внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно с оповещением прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателей при этм не допускается.

Решения инспекторов обжалуются в вышестоящий орган или в суд.

За воспрепятствование деятельности установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа ст. 19.4, 19.5 за невыполнение предписания. Это наказание могут налагать главгосинспектор труда РФ, главгосправинспектор РФ, главгосинспектор по охране труда, руководители структурных подразделений инспеции, руководители госинспекций, госинспекторы труда (ст. 23.12).

За применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к инспекторам, членам их семей при наличии признаков преступления может последовать уголовное наказание.

Госинспекторы, в свою очередь, также несут ответственность за нарушения.

Инспекция взаимодействует при своей деятельности с ФОИВ, ОИВ субъектов, ОМСУ, прокуратурой, профсоюзами, объединениями работодателей (365), а также с надзорными службами – за безопасным ведением работ в промышленности – ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (366), за проведением мероприятий, осуществляющих безопасное обслуживание электро- и теплоустановок – той же ФС,

за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм – МЗСР и ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (368), за ядерной и радиационной безопасностью – той же ФС, что и 366 и 367.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал