Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика 18 века






 

Большим событием в истории отечественной журналистики стало появление первых частных изданий. Это произошло в самом конце 1750-х годов. " Трудолюбивая пчела" известного литератора А.П.Сумарокова, еженедельный журнал, явно ориентировался на опальную супругу наследника престола Петра Федоровича, будущую императрицу Екатерину Алексеевну. И хотя здесь печатались очень многие литераторы, журнал все же оставался изданием А.П.Сумарокова, - настолько сильно было влияние на других его незаурядной личности. Просуществовав год, " Трудолюбивая пчела" закрылась.

В начале 1760-х годов при Московском университете возникают литературные журналы " Полезное увеселение", " Свободные часы", " Невинное упражнение", " Доброе намерение" и " Собрание лучших сочинений". Это развернул деятельность М.М.Херасков. Вокруг него создалась многочисленная группа молодых литераторов, произведениями которых и заполнялись страницы этих изданий. М.М.Херасков показал себя горячим сторонником, новой императрицы Екатерины Второй.

Впрочем и сама императрица была не чужда журналистики: ее перу принадлежит не один материал еженедельного журнала " Всякая всячина". Издание сразу же предупредило своих читателей, что стоит за сатиру в " улыбательном духе" и не собирается затрагивать конкретные недостатки государственно-политического строя. Все, что Екатерина делала в стране, было замечательным, совершенным и не подлежащим критике.

С этим оказался не согласен " Трутень". Журнал, который стал издавать Н.И.Новиков, сразу же внес дух боевой полемики в русскую журналистику той поры. Бездельник, изображенный во " Всякой всячине", по мнению Н.И.Новикова, и есть тот самый трутень, что пользуется трудом других. А настоящий гражданин Отечества должен быть полезным обществу. " Трутень" спорил с " бабушкой" русской журналистики - " Всякой всячиной" по всем вопросам. Он даже упрекал автора журнала в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит. Дерзость эта не имела еще себе равной. Тем более, что другие журналы того времени, сделав вид, что тоже не знают, кто скрывается под псевдонимом, поддержали Н.И.Новикова, заявив: " бабушка" выжила из ума.

И " Трутень" закрылся. Но Н.И.Новиков почти тут же выпускает книжку нового журнала " Пустомеля". Второй номер " Пустомели" стал последним. Немного переждав, Н.И.Новиков приступает к изданию еженедельного сатирического журнала " Живописец". Восхищаясь анонимным драматургом, он приписывал ему борьбу с пороками общества злоупотреблениями власти и развратными поступками. Анонимным автором разбираемых пьес была Екатерина, вовсе и не помышлявшая о борьбе с общественными недостатками. Но нельзя же ей было во всеуслышанье заявить, что Н.И.Новиков не верно ее понял, что ее совершенно не волнуют нравы россиян. На втором году издания " Живописи" заметно сник, - издателю дали понять, что осторожность ему не помешает, - и вскоре совсем прекратил свое существование.

То, что сделали " Трутень" и " Живописец" для развития журналистики, с первого раза даже трудно понять. Во-первых, публицистика превращается в оружие против власти. Вряд ли Петр, создавший первую русскую газету для поднятия авторитета самодержавия, предполагал, что созданное им оружие обернется против его потомства. Во-вторых, в литературу введены факты быта, реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому. В-третьих, в журналах Н.И.Новикова - чрезвычайное разнообразие жанров: от миниатюрной повести до пародий на газетную рекламу. Этого еще никогда никто не использовал в журналистике до него.

Не дремало и правительство Екатерины. Журнал " Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в прозе и стихах некоторых российских писателей", выпускавшийся Академией наук в 1783 году, попытался объединить лучшие литературные силы разных направлений. Скажем, здесь печатались М.М.Херасков, будучи представителем официальной журналистики, и Д.И.Фонвизин, выступавший с резкой сатирой, направленной против правительства Екатерины. В этом журнале Д.И.Фонвизин напечатал " Опыт российского сословника", то есть словаря синонимов. Разъясняя смысл слов, он приводил примеры такого рода: " проманивать - обманывать, проводить, - есть больших бояр искусство. Стряпчие обыкновенно проводят челобитчиков. Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется". А в другом номере он задавал " Вопросы", адресованные анонимному сочинителю " Былей и небылиц", то есть опять же к императрице Екатерине. Прочитав их, она распорядилась все же напечатать их, но в сопровождении своих ответов, надеясь этим снизить критическую остроту произведения.

Судьба Д.И.Фонвизина была уже предрешена: все последующие его сочинения не увидели света при жизни автора. Правда, сам Д.И.Фонвизин поначалу этого не понял. В 1788 году он хлопочет об издании журнала " Друг честных людей, или Стародум". Ему было отказано...

Несколько удачливее оказался И.А.Крылов. В 1789 году он предпринял, попытку издавать журнал " Почта духов". Это было, по определению издателя, " ежемесячное издание, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Корреспонденты волшебника сообщали ему обо всем, что удалось увидеть и услышать. Это давало И.А.Крылову возможность представить широкую панораму жизни. И всюду творилось беззаконие.

" Почта духов" не собрала большого числа подписчиков. К тому же И.А.Крылову дали понять, что тон его критики неугоден правительству. Журнал был вынужден закрыться.

Но уже в 1792 году И.А.Крылов вместе с друзьями И.А.Дмитревским, А.И.Клушиным и П.А.Плавильщиковым взялся за издание ежемесячного журнала " Зритель". Издатели задались целью показать творческую мощь русского народа, прославив М.В.Ломоносова, И.П.Кулибина, К.М.Минина, - всех тех, кто создавал Россию. Сам И.А.Крылов напечатал в " Зрителе" несколько сатирических произведений: " Ночи", " Каиб", " Похвальная речь моему дедушке" и другие. Прибегнув к пародическому осмеянию русской крепостнической действительности, он дал своим героям говорящие имена: Звениголов - в " Похвальной речи..." или Дурсан, Ослашид и Грабилей - в " Каибе" …

1792 год был знаменательным в своем роде для российской журналистики. В апреле был арестован Н.И.Новиков, летом прошел обыск в типографии " Зрителя", за И.А.Крыловым установили полицейский надзор. Это свидетельствовало о том, что сатирическая журналистика превратилась в действительно опасную силу, оставлять без присмотра которую правительство боялось.

К полемической публицистике Н.И.Новикова и Д.И.Фонвизина добавилось понимание причин порочности общественных нравов. И.А.Крылов нападает уже не на отдельные недостатки режима: речь идет о борьбе со всей системой феодально-дворянской монархии.

Подводя итоги 18 века, необходимо отметить, что за одно лишь столетие русская журналистика постепенно окрепла, вошла в общественный обиход и заняла заметное место в социальной жизни. От информативных рукописных газет до " Живописца" и " Почты духов" - таков путь русской журналистики 18 века. Основная масса изданий, конечно же, была обречена на кратковременное существование, не было еще достаточного издательского опыта. Но газеты и журналы, выходившие в этот период, позволили определить место публицистики в развитии русской общественной мысли.

По мере роста общественного сознания передовая мысль пришла в конфликт с социальной идеологией, сперва по частным вопросам, а затем по коренным и основным проблемам: протест против самодержавия, борьба за просвещение, патриотизм, развитие национального склада ума и чувств, доходя до революционного решения вопросов.

А.Н.Радищев, опубликовавший в 1789 году в журнале " Беседующий гражданин" статью " Беседа о том, что есть сын Отечества", определил основные ориентиры развития демократической журналистики. Вчитайтесь: писатель характеризует состояние крепостных крестьян, подчеркивая, они - движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот. Но среди представителей правящего сословия нет достойного, чтобы назваться сыном Отечества: вертопрах, развратник, щеголь, жадный корыстолюбец, обжора-чревоугодник, - не в их среде надлежит искать патриотов. Традиции свободолюбия зарождались уже среди публицистов 18 века. Вершиной их и явился А.Н.Радищев.

Поднятый спор о русском национальном характере публицистами 18 века имел огромное воспитательное значение. На произведениях, созданных в это время, формировались как личности все будущие герои 19 и 20 веков.

Периодическая печать, вызванная к жизни петровскими реформами для укрепления влияния самодержавия, за одно столетие превратилась в могущественное орудие против самодержавия. Русская журналистика в 18 веке,

начавшись с хроникальной заметки, выросла в большое и очень разнообразное жанровое наследство, способное сформировать общественное мнение и произвести социально-политические перемены.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал