Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия






 

Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а так же воздействует на наши органы чувств.

Движение – это способ существования материи. Материальный мир противоречив, он представляет собой единство в многообразии. Он един, ибо нет в этом мире ничего, кроме существующей известным образом и развивающейся по оп­ределенным законам материи. Он многообразен, ибо материя не существует иначе, как в многообразии своих систем и образований. Эта внутренняя противоречивость, как способа бытия материи, и находит свое выражение в категории движения. Движение в философ­ском значении – это атрибут, способ существования материи, выражающий её проти­воречивость.

Движение – атрибут материи. Атрибут – свойство, без которого объект не может существовать. Особый вид движения – развитие. Развитие – это такое количественно – качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определёнными закономерностями и необратимостью. Систематизация основных форм движения принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения.

Процессы микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями.

Процессы макромира – галактическими взаимодействиями и расширением метагалактики. Это новые формы физического движения, неизвестные ранее.

Основные принципы энгельсовской классификации сохраняют своё значение, они охватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учётом их развития:

1) каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Самая глубокая основа противоречивости материи заключается в том, что она представ­ляет собой единство в многообразии. Многообразие мира не только результат движения материи, но и результат её пространственной и временной определенности. Это многооб­разие выражается в атрибутах пространства и времени. Материя движется в пространстве и во времени.

Пространство как атрибут ма­терии характеризует многообразие мира со стороны сосуществования, рядопаложенности материальных объектов, выступает как форма статического многообразия. Пространство – это форма существования материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время характеризует многообразие мира со стороны следования и длительности существо­вания материальных явлений, выступает как форма динамического многообразия. Время – это форма существования материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.

Будучи атрибутами материи, пространство и время обладают своими специфическими свойствами. К основным свойствам пространства относятся протяженность, трехмерность и изо­тропность. Время характеризуется длительностью, одномерностью и необратимостью. Каждый уровень организации материи обладает своей пространственно-временной струк­турой.

Принципиальное значение для раскрытия природы пространства и времени имеет ответ на вопрос об отношении пространства и времени к материи. По этому вопросу в истории философии и естествознания сложились две концепции пространства и времени: субстан­циальная и реляционная.

Согласно субстанциальной концепции пространство и время рассматриваются как самостоятельные невещественные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Родоначальником этой концепции можно счи­тать Демокрита, который считал, что в действительности существуют только атомы и пус­тота, т.е. пространство наделяется субстанциональностью и мыслится существующим на­ряду с атомами. Свое наиболее полное развитие субстанциальная концепция нашла в тео­рии Ньютона. Он писал: «Пространство – это беспредельная пустота, протяженность, в ко­торой размещена движущаяся материя, а время – длительность, равномерное течение, неза­висимое от материальных процессов, которые в нем происходят».

Согласно реляционной концепции, пространство и время являются формами суще­ствования материи, их свойства зависят от характера взаимодействия материаль­ных систем. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, но наиболее четко она была сформулирована в философии Лейбница Лейбниц считал, что пространст­во – это порядок сосуществования различных тел, а время – порядок их последовательно­сти, то есть пространство и время вне вещей и процессов не существуют.

Свыше 200 лет в науке безраздельно господствовала классическая механика Ньютона и связанные с ней представления об абсолютности пространства и времени. В то же время в философии полу­чила распространение реляционная концепция, рассматривающая пространство и время как формы существования материи. Но признание зависимости пространства и времени от состояния материи при этом, как правило, сопровождалось постулированием их субъек­тивного характера, поэтому реляционная концепция не пользовалась популярностью у ес­тествоиспытателей. Однако именно эта концепция получила научное обоснование в специ­альной и общей теории относительности Эйнштейна. Из этой теории следует фундаментальный вывод: пространство и время не существуют без материи. Их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией.

Специальная теория относительности связала воедино материю, пространство и время, она показала, что пространственно – временные свойства материальных тел меняются с изменением скорости их движения. С увеличением скорости происходит сокращение дли­ны тела приблизительно в два раза по направлению движения, а время при этом замедляется примерно в сорок раз. Общая теория относи­тельности показала зависимость характеристик пространства и времени от распределения вещества и поля во Вселенной: чем выше плотность вещества и поля, тем более искривлено пространство и тем сильнее эффект замедления времени под действием полей тяготе­ния.

Таким образом, теория относительности Эйнштейна подтвердила правильность диалектико-материалистической трактовки пространства и времени как основных форм сущест­вования материи, вытекающей из логики развития философии диалектического материа­лизма. Ф. Энгельс в период господства в науке ньютоновских представлений о пространст­ве и времени, за 50 лет до создания теории относительности писал: «Пространство и время являются основными формами всякого бытия. Бытие вне времени есть такая же вели­чайшая бессмыслица, как и бытие вне пространства».

Каждый уровень материи имеет свою специфическую форму пространства и времени. Биологическое пространство-время характеризуется асимметрией на уровне белковых молекул (вьющиеся растения – завивают усики только справа налево, а живые системы – образуются из тех молекул, в которых имеются левосторонние группировки). Кроме того, меняется длительность протекания биологических и химических процессов в зависимости от погоды и времени суток.

Социальное пространство – это сосуществование двух противоположностей – человек-общество, где его материальная сторона связана с системами расселения людей, а идеальная сторона – с идеями, взглядами, установками, традициями, обычаями, предрассудками. Социальное время как форма бытия общества, выражает длительность протекания исторических процессов, которые проявляются в человеческой деятельности. Социальное время имеет ряд уровней: время появления человека, время формирования рода, племени, народностей, наций, где в каждом из этих уровней есть своя длительность процесса.

Личностное пространство – это индивидуальное проявление социального пространства, в котором конкретный человек осуществляет свою жизнедеятельность. Личностное время – это атрибут индивидуальной жизни человека. Оно субъективно, связано с социальным временем и проявляется как длительность процесса самосознания конкретного индивид.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал