Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие сознания и его сущность






Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его природу и сущность, особенности возникновения, его структуру, а также его роль в познании мира. Философия изучает сознание в трёх основных аспектах: естественно-научном, гносеологическом и социальном. Первый аспект заключается в исследовании сознания как функции мозга, деятельность которого представляет собой физиологическую основу сознания. Второй аспект состоит в анализе сознания как отражения действительности в идеальных образах. Социальный аспект предполагает его рассмотрение в связи с общественной жизнью людей. Однако все эти три аспекта взаимосвязаны, ибо сознание – это, прежде всего, отражение действительности, осуществляемое человеческим мозгом при взаимодействии с другими людьми.

В истории философии в представлении о сознании можно выделить ряд подходов.

Идеалисты обосновывают субстанциональную концепцию сознания (сознание – это особая, чуждая материи духовная субстанция, кото­рая не подчиняется законам природы), то есть сознание человека существует: либо самостоятельно (субъективный идеализм – Беркли, Юм), либо самостоятельно существует лишь объективированное внеличностное сознание (объективный идеализм – Платон, Гегель). К идеализму примыкает дуализм, утверждающий, что духовная субстанция существует параллельно с материальной (Декарт).

Отрыв сознания от материи характерен и для рели­гиозных представлений. Религия рассматривает сознание как частицу бессмертной души, данную человеку богом. Сам факт наличия у человека сознания и то, что оно резко отлича­ется от материи, является бестелесным, использовался богословами как доказательст­во существования иного, духовного мира, отличного от мира материального.

В противоположность религии и идеализму материализм рассматривает сознание как вторичное по отношению к материи, как её свойство. Весь материализм признает, что нет мышления без мыслящей материи, но вопрос о происхождении и сущности сознания ока­зался очень не простым для материалистов, о чем свидетельствует история философии.

Одна из первых попыток материалистического решения этого вопроса состояла в том, что сознание рассматривалось просто как разновидность материи, как один из её видов. Так Демокрит утверждал, что сознание материально, что душа состоит из наиболее совер­шенных и подвижных атомов, имеющих шарообразную форму.

Взгляд на сознание как на особый вид материи держался вплоть до второй половины XIX века. То, что в древности было наивным, в середине XIX века стало вульгарным. Именно в это время его развивали немецкие вульгарные материалисты Бюхнер, Фогт, Молешотт. Бюхнер заявлял, что мысль – это физико-химическое движение мозгового веще­ства, а Фогт утверждал, что мозг выделяет мысль также, как печень выделяет желчь Вульгарные материалисты всерьез пытались найти связь между составом пищи и духовной жизнью народа. Человек, говорил Молешотт, «есть то, что он ест».

Другой попыткой материалистического решения проблемы сознания было воззрение, согласно которому вся материя одухотворена, вся материя мыслит. Это направление по­лучило название гилозоизма (от греч. «хиле» – материя и «зое» – жизнь). Приверженцами гилозоизма были французские материалисты XVIII века Робине и Дидро. Дидро, напри­мер, утверждал, что ощущение в потенциальном виде является всеобщим свойством материи. Он писал: «От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума». Дидро рассматривал чувствительность как свойство, присущее всей материи и различающееся у камня, расте­ния, животного и человека лишь по степени проявления. На позициях, близких гилозоизму, стоял Спиноза, который утверждал, что мышление является атрибутом материи, таким же всеобщим её свойствам, как и протяженность.

Конечно, мышление не присуще всей материи, вся материя не ощущает. Она обладает свойством, по существу род­ственным с ощущением, свойством отражения. Отражение – это способность материаль­ных объектов воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Каждая из взаимодействующих систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определённый «след» в той системе, на которую воздействует и как бы запечатлевает себя в результате этого воздействия.

Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. За­висимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организа­ция последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая фор­ма отражения – раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У выс­ших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представле­ний. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувствен­ного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отра­жения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и состав­ляет фундамент сознания.

Понятие – принципиально новая форма отражения, здесь общее фиксируется не только объективно, но и субъективно. Ребенок, имеющей знания о чем-то на уровне понятий, на­чинает осознавать факт обладания этим знанием, у него появляется самосознание. Сознание – это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном и эмоционально-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека.

Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное разнообразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии живой, неживой и социальной материй. Мир един и единство его состоит в материальности. Если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с её свойствами. Развитие форм отражения рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное вы­ражение. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык – это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функ­ции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством об­щения (коммуникативная).

Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собст­венного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свой­ство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. Для характери­стики этой специфики используется понятие идеальное. Идеальное – это не материаль­ное. Но в материалистической философии оно имеет рациональный смысл только в гно­сеологическом отношении, выражая противоположность отражения и отражаемого. Считать, что сознание нематериально во всех отношениях, значит полностью отделять его от материи. Сознание способно давать идеальное отражение реального мира в виде ощу­щений, восприятий, представлений и понятий. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Образ огня не жжет, а образ камня не имеет веса и твердости. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным. Идеальное – это атрибутивное свойство психического отражения.

При рассмотрении проблемы идеального необходимо четко различать онтологический и гносеологический аспекты. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматрива­ется как отражение, образ, «копия» материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание является единством материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека. Зависимость сознания от мозга и человече­ских чувств была известна уже материалистам XVII-XVIII вв. Источником знаний о природе они считали чувства, а саму природу – основой, на которой развивается человек и его мышление. Не понимая роли труда в возникновении сознания, домарксистские материа­листы не видели принципиальной разницы между сознанием человека и психикой живот­ных. Они приписывали животным воображение, фантазию, считали, например, что лошади присуще честолюбие, а курица высиживает чужие яйца из хороших побуждений. Но сама по себе физиология мозга не порождает мысли. Об этом свидетельствует случаи воспита­ния животными человеческих детёнышей. Эти «Тарзаны» и «Маугли» были весьма мало по­хожи на свои художественные образы. Это были животные без всяких проблесков челове­ческой мысли. Рожденные людьми, в обществе животных они становились животными. Следовательно, мозг человека, лишенный в раннем детстве социальной среды, мыслить не научается. Для возникновения сознания помимо биологического субстрата необходимы ещё социальные условия. Сознание человека возникает под влиянием и в процессе труда.

Взаимозависимость мозга и сознания в современной философии обосновывается в рамках информационного подхода, согласно которому, всякое явление сознания можно интерпретировать как информацию (поскольку сознание есть всегда отражение чего-то, то субъект всегда несет об этом информацию). Информация не существует вне своего носителя, роль которого выполняет определенный мозговой процесс, т.е. мозговая нейродинамическая система, являющаяся кодом информации. Расшифровка этих кодов может дать возможность получить знание о внутреннем мире человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал