Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. 8 . Типология экскурсантов






В.1. Анализ экскурсионной аудитории

Подготовку экскурсии лучше начинать с анализа будущей экскурсионной аудитории: необходимо установить, что она собой представляет как целостное образование, что ее характеризует, каковы те общие свойства, которые присущи любой аудитории. Следует иметь в виду, что экскурсионная аудитория никогда не является простой суммой входящих в нее личностей, объединенных лишь совместным пребыванием в экскурсионной группе. Она всегда есть нечто больше, это особый социально-психологический конгломерат. Экскурсионной аудиторией следует называть кратковременную общность людей, одновременно участвующих в общем для них виде деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта, имеющих контакт между собой, интересующихся одним и тем же предметом и испытывающих сходные переживания.

Во время проведения экскурсии действуют факторы, объединяющие экскурсионную аудиторию (общие условия восприятия, содержание экскурсии, фигура экскурсовода, общая деятельность), и факторы, разъединяющие ее (мотивы прихода на экскурсию, уровень понимание материала, отношение к экскурсии).

Разъединять участников экскурсии могут прежде всего мотивы посещения экскурсии. Выделяют три основных группы мотивов: интеллектуально-познавательные, эмоционально-эстетические и морально-дисциплинарные.

Интеллектуально-познавательные мотивы посещения экскурсии являются доминирующими, если экскурсанты желают узнать новое, расширить представление о предмете или явлении, получить возможность углубить и систематизировать знания.

Эмоционально-эстетические мотивы связаны с желанием соприкоснуться с прекрасным, увидеть некогда услышанное и поразившее воображение. Эта группа мотивов характерна для восприятия и осмысления искусствоведческих, литературных, архитектурно-градостроительных экскурсий.

Морально-дисциплинарные мотивы доминируют, когда приход на экскурсию обусловлен не интеллектуально-познавательной потребностью, а чувством долга, ответственности, дисциплинированности. Активность восприятия материала экскурсантами может быть очень низкой.

 

В. 8. Типология экскурсантов

Прежде всего возникает необходимость в типологии экскурсантов в зависимости от их отношения к экскурсии как форме социально-культурной деятельности. С этой точки зрения экскурсанты отличаются большим или меньшим интересом к экскурсии. Профессиональные, социально-культурные, возрастные показатели, а также уровень образования в этой типологии не учитываются. Группируя таким образом экскурсантов, мы опираемся на типологию, предложенную Б. Ф. Омельченко.

К первой психологической группе относятся экскурсанты, действительно интересующиеся темой экскурсии и стремящиеся получить необходимые им сведения и знания. Они стараются не пропустить ни одного слова, ни одного объекта показа. Это союзники и главные помощники экскурсовода. Данный тип можно назвать конструктивным.

Ко второй группе относятся экскурсанты, образующие сверхактивный тип. Они ждали эту экскурсию и хотели не просто ее посетить, но и активно в ней поучаствовать. Однако из-за каких-то обстоятельств (опоздание автобуса, плохая погода и т. д.) начали экскурсию с испорченным настроением, за этим может последовать громкое выражение недовольства, выкрикивание реплик, вскакивание с мест. Если экскурсоводу не удается найти подход к экскурсантам этого типа и успокоить их, то они способны разрушить экскурсию.

Третью группу образуют экскурсанты соглашательского типа. Эти люди пришли на экскурсию без особого желания, поэтому не ждут от нее ничего интересного. Во время экскурсии они занимаются только осмотром достопримечательной. Иногда они могут прислушаться к тому, что говорит экскурсовод, и если это покажется им интересным, то они могут включаться в процесс восприятия экскурсии. Дальнейшее их поведение не отличается от первой группы экскурсантов, а экскурсовод чувствует растущую их поддержку.

Четвертая группа объединяет безразличных к экскурсии экскурсантов, которые абсолютно не заинтересованы в ней и уверены, что она им не нужна. Такие экскурсанты не мешают экскурсоводу, однако вид экскурсантов, лишь физически присутствующих на экскурсии, не доставляет ему удовольствия. Этот тип экскурсантов называют поверхностным.

Пятую группу составляют экскурсанты, относящиеся к конфликтному типу. Это настоящие противники экскурсовода. Они заранее настроены против содержания экскурсии: им не нравится экскурсовод, его высказывания, объекты показа и пр. Основная их задача – противопоставить себя экскурсоводу и остальным участникам экскурсии.

Существует другая типология экскурсантов на основании нескольких показателей. К таким показателям относятся возраст, род занятий экскурсантов, место жительства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал