Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг третий






Первое, на что нужно обратить внимание в данной теме, безусловно, её формулировка.

Вариант, предложенный в экзаменационном Комплекте-2004, - восприятие, опенка, истолкование (автор, стихотворение указаны).

ВОСПРИЯТИЕ - непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способности воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира (СИ. Ожегов " Словарь русского языка").

ЗАДАЧА: попытаться понять и осмыслить то, о чем говорится в стихотворении.

 

ИСТОЛКОВАНИЕ - дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом (" Словарь русского языка" Академии наук и Института русского языка).

ЗАДАЧА: объяснение, прояснение смысла (производные от слова " ясный") являются следующим этапом работы понимания и осмысливания информации, заложенной в строчках поэтического произведения.

 

ОЦЕНКА - мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь (" Словарь русского языка" СИ. Ожегова).

ЗАДАЧА: оценить достоинства произведения.

• ЖАНР СОЧИНЕНИЯ: сочинение - размышление; эссе); сочинение-рассуждение; сочинение в форме критической статьи.

• УСЛОВИЕ: для глубокой оценки лирического произведения необходимо хотя бы несколько раз в те­чение учебного года " потренироваться" в разборе стихотворения; вряд ли стоит в первый раз экспе­риментировать в этом жанре на экзамене.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Какие элементы могут стать смыслообразующими в работе над этой темой? Не претендуя на полноту списка, перечислим наиболее распространенные приёмы:

• Поэтические образы нередко создаются при помощи ЗВУКОПИСИ. Самый простой пример - звукоподражание.

Это образ шуршащего камыша, созданного К. Бальмонтом:

(" Полночной порою в болотной глуши // Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши"), или раскаты грома в стихах Тютчева (" Люблю грозу, - первый гром"));

Что, например, символизирует аллитерация на " з" в стихотворении Н. Заболоцкого " Журавли": " И Заря над ним образовала // Золотого зарева пятно"? Возможно, музыкальный образ ассоциативно наталкивает на мысль о связи со словосочетаниями " колокольный звон", " бронзы звон" и т.д.

 

• Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися в пере­носном значении (метафора). (У Заболоцкого, стихотворение " Журавли": " гроза" - это не только на­звание природного явления, но и процесса творчества, вдохновения, которое живёт в поэте, вспыхи­вает яркими зарницами, а потом творческая " гроза" рождает " молнию мысли" и медлительное появ­ление " первых дальних громов - первых слов на родном языке").

 

• Понаблюдайте за использованием " ЦВЕТОВЫХ" слов.

Например, " гроза" - тёмный колорит (" тень от тучи легла, " облачный вал", " сумрак", " ночь", " холод на тёмной руке"), и это состояние лирического героя. Вторая часть, например, в цветовой гамме контрастна пер­вой. Лексика цветового ассоциативного ряда (" светлоокая дева", " в восторге", " небо", " просторы", " дивный блеск", " в белом облаке", " сияющий дождь", " счастливые цветы") пронизана светом.

 

• Полезно проанализировать использование в поэтическом тексте различных ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Например, стихотворения, насыщенные глаголами, как правило, более динамичны, чем те, в которых глаго­лов мало или совсем нет (из хрестоматийных исключение, пожалуй, только одно: Фет. " Шёпот, робкое дыханье...").

 

Важное значение в структуре текста лирического стихотворения могут иметь союзы и местоимения.

Например, союз " но" в начале строфы является своего рода границей, за которой следует новая часть текста, противопоставленная предыдущей.

Местоимение " так" предполагает развернутое сравнение с предыдущей частью или указывает на то, что весь предыдущий текст является образным сравнением тому, что будет сказано.

Антитеза " я" - " ты". И " я", и " ты" обычно самодостаточны. Практически всегда будет (или возмо­жен) переход в " твой" " моей", или " я" и " ты" объединяется в " мы", или вариант " ты" - " мир" и т.д.

• Смыслообразующими могут стать особенности СИНТАКСИСА.

И не только те, которые в стиховедении именуются стилистическими фигурами (см. приложение).

Ю.М. Лотман в книге " О поэтах и поэзии" (С-Пб., 1996) утверждает " если текст стихотворения представляет со­бой сложную синтаксическую конструкцию, то это показатель целостности мира, в нём изображенного, а наличие в тексте коротких предложений, обилие точек, тире свидетельствует о фрагментарности, раздробленности этого мира"

.

• Важную роль могут играть и собственно СТИХОТВОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ лирического текста - ритм, рифма, стихотворный размер.

Например, иногда уместно отличать и интерпретировать наличие пиррихиев и спондеев (спондей служит дополнительному выделению слова; пиррихии делают стихотворную строку более лёгкой, воздушной).

Размер стиха также может соотноситься со смыслом (например, хорей более динамичный, чем анапест, который создаёт плавный, мягкий ритм строки).

 

• Для оценки некоторых стихотворений значительную роль может играть и ГРАФИКА ТЕКСТА, определённая форма записи стихотворения.

Например, поэт умышленно делит стих на две и более строки, и возникшая пауза делает более выделен­ными слова, начинающие новую строку.

НЕ ЗАБЫВАЙ: В стихотворении нет ничего случайного, всё исполнено смысла и может стать основой интерпретации.

Однако в процессе поиска " изюминок", представляющих ваше восприятие предложенного для работы стихотво­рения, не стоит забывать, что правильнее рассматривать смыслообразующие пласты текста и способы создания образов комплексно, отталкиваясь от идеи вступления, пропуская сказанное через авторское " я" создателя интерпретациии.

И ещё: любая схема - лишь напоминание о том, что стоит учесть в работе, а порядок, иерархия - дело автора.

На основе стихотворения можно выполнить:

а) биографический анализ;

б) историко-культурный анализ;

в) сравнительно-исторический анализ;

г) анализ восприятия.

В зависимости от формулировки темы, особенностей стихотворения, можно выбрать тот или иной под­ход к анализу стиха.

Но самый полный анализ стихотворения, включающий в себя все основные и существенные моменты, -целостный анализ.

План разбора лирического стихотворения:

I, Выходные данные:

1) автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено;

2) сведения о литературной ситуации: а) как приняли стихотворение; б) какие существовали в поэзии течения и направления.

II. Структура и развитие конфликта:

1) тема, идея произведения;

2) движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).

3) уровни анализа стиха (поуровневый анализ):

· фонетический уровень;

· лексический уровень;

· морфологический уровень;

· синтаксический уровень.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал