Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия и генезис западного капитализма (в свете теоретическихустановок К.Маркса, В.Зомбарта и М.Вебера).






обращение Вебера И зомбарта к религии как фактору социального изменения было связано с кругом проблем, интенсивно разрабатывавшихся в конце XIX и начале XX столетия в поисках объяснения условий и причин формирования капитализма как экономической формации. Капитализм начинается в том случае, когда хотят производить для получения прибыли и получаемый доход не " проедается", а вновь вкладывается в " дело" в целях получения прибыли, - и так без конца, без какой-либо другой цели, кроме получения прибыли. К началу XIX в. экономически более развитыми оказались не католические и православные, а протестантские страны. Это бросалось в глаза при сравнении хозяйственных успехов реформатских Нидерландов и Англии, ставшей промышленной мастерской мира, с католическими Испанией или Италией. Объяснение этому обстоятельству сводилось обычно к указанию на веротерпимость, не свойственную в ту пору католицизму,

которая позволила оседать в этих странах экономически активным и состоятельным пришельцам, часто - тем, кто изгонялся " за веру" из католических стран (как были изгнаны из Франции гугеноты).(Зомбарт «евреи переезжали в те страны, где была веротерпимость и там способствовали развитию капитализма)

Если Маркс акцентирует внимание на том, что современная буржуазия является продуктом " ряда переворотов в способе производства и обмена", а " духовное производство" его интересует прежде всего как производная от изменений экономического базиса, то Вебер, не сбрасывая, конечно, со счетов такой важный фактор, как " материальное производство", концентрируется на изучении именно духовных стимулов этого процесса.
Маркс показал, что возникновение капитализма было революционным процессом, разрушившим власть традиций: " Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения... и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного " чистогана ". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности....Эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой" [15, с. 426]. Действуя таким образом, " буржуазия менее, чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые", и " впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность"


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал