Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театральная публика
Каждый московский театр имел свою публику. Самая требовательная и строгая публика была в Малом театре. На первых представлениях всегда бывали одни и те же строгие, истинные любители искусства. Люди, повидавшие все лучшее за границей, они в состоянии были заплатить огромные деньги барышникам или при помощи связей и знакомств получить билеты из кассы. И рецензенты тогда были строгие и важные. Они занимали места от второго до четвертого ряда: у каждой газеты свое кресло. Важно и торжественно входили они в зрительный зал, когда уже вся публика сидела на своих местах. Как сейчас вижу: с биноклем, опершись на барьер, осматривает театр Н. П. Кичеев, стройный, вылощенный сотрудник " Новостей" Нотовича; рядом с ним, всегда неразлучно, А. Д. Курепин, фельетонист " Нового времени". Вот идет на свое место небольшой, с палочкой, человечек. Это - С. Ф. Флеров, самый серьезный из рецензентов, писавший в " Московских ведомостях" под псевдонимом " С. Васильев"; к его статьям, всегда руководящим, очень прислушивались актеры. Быстро, почти ощупью, как-то боком пробегал, в сопровождении капельдинера, седовласый С. А. Юрьев и садился рядом с таким же седовласым М. Н. Ремезовым - оба из " Русской мысли". Тут же сидел и А. П. Лукин из " Русских ведомостей", Вл. И. Немирович-Данченко из " Русского курьера" и Н. О. Ракшанин из " Московского листка". Это были присяжные рецензенты - гроза артистов, всегда одинаковые и неизменные на премьерах всех театров. На первых представлениях Малого театра, кроме настоящих театралов, бывало и именитое московское купечество; их семьи блистали бриллиантами в ложах бельэтажа и бенуара. Публика с оглядкой, купечески осторожная: как бы не зааплодировать невпопад. Публика невыгодная для актеров и авторов. В Большом театре на премьерах партер был занят барами, еще помнившими крепостное право, жалевшими прежнюю пору, брюзжащими на все настоящее и всем недовольными. Зато верхи были шумливы и веселы. Истинные любители оперы, неудавшиеся певцы, студенты, ученики равных музыкально-вокальных школ, только что начавших появляться тогда в Москве, попадающие обыкновенно в театр по контрамаркам и по протекции капельдинеров.
...И шумит, и гудит, и не троньте его, Яко наг, яко благ, яко нет ничего...
В верхних ложах публика " наплывная" Верхняя ложа стоила пять рублей, и десяток приказчиков и конторщиков набивали ее " по полтине с носа" битком, стоя плотной стеной сзади сидящих дам, жующих яблоки и сосущих леденцы. - И чего актеры поют, а не говорят, слов не разберешь! - жаловались посетители таких лож. - Одна песня, а слов нет! Ложи бенуара и бельэтажа сплошь занимались купечеством: публика Островского. Иногда в арьерложе раздавался заглушенный выстрел; но публика не беспокоилась: все знали, что в верхней ложе жених из ножевой линии угощал невесту лимонадом. Премьеры театра Корша переполнялись обыкновенно передовыми людьми; писатели, актеры и поклонники писателей и актеров, спортсмены, приезжие из провинции на бега, среднее купечество и их дамы - все люди, любящие вволю посмеяться или пустить слезу в " забирательной драме", лучшая публика для актера и автора. Аплодисменты вплоть до топания ногами и крики при вызовах " бис, бис" то и дело. " Отколупнет ли крендель" Градов-Соколов, закатит ли глаза томная Рыбчинская, рявкнет ли Соловцов или, как в барабан, лупит себя по груди Рощин-Инсаров, улыбнется ли, рублем подарит наивная Мартынова - на все отзыв от всей души, с шумом и грохотом. В антрактах купеческие сынки перед зеркалом в уборной репетируют жесты изящного Петипа. Сам Федор Адамович Корш ныряет среди публики, улыбается и радуется полному сбору. Как-то священник соседней с театром церкви пожаловался Коршу, что народ мало ходит в церковь. А Корш ему: - Репертуарчик старенький у вас! У меня вот каждая пятница - новинка, и всегда полно... Весел Корш, весела публика, веселы актеры, дебютантам - благодать: как ни играй, успех обязательно. В театре Родона - оперетка... Своя там публика. Пожившая, износившаяся - старые развратники, наблюдающие обнаженные торсы и рассматривающие в бинокли, не лопнуло ли где-нибудь трико у артистки. Публика, воспитанная в " Салошках", кафе-шантанах и в театральных маскарадах. Были еще два театра - " Немчиновка" и " Секретаревка". Там играли кружки любителей. Много из этих кружков вышло хороших актеров, театры эти сдавались внаймы на спектакль. И каждый кружок имел свою публику. Один из моих друзей - репортер - прямо по нюху, закрыв глаза, при входе в зал угадывал, какой кружок играет: рыбники ли. мясники ли, овощники ли из Охотного ряда. Какой торговец устраивает, такая у него и публика: свой дух, запах, как у гоголевского Петрушки. Особенно рыбники. Помню курьез. В числе любителей был в Москве известный гробовщик Котов. Недурно играл. Поставил он " Свадьбу Кречинского" и сам играл Кречинского. Зал бушевал, аплодируя после первого акта, ведь после каждого спектакля Котов угощал публику ужином - люди все были свои. Наконец, второй акт. Вдруг неожиданно, запыхавшись, в шубе вбегает на сцену его приказчик и шепчет что-то Котову на ухо. - Ну? Сейчас. Ступай отсюда! - Да торопитесь, а то перехватят! Кречинский сорвал сначала одну бакенбарду, потом другую и бросился, ни слова не говоря, бежать со сцены. Оказалось, что умер один из богачей Хлудовых, и он побежал получить заказ. Публика не обиделась: дело прежде всего! И стали танцевать. Но совершенно особенные картины можно было наблюдать в незадачливом детище М. В. Лентовского, в театре " Скоморох". Театр этот назывался " народным", был основан на деньги московского купечества. Конечно, народным в настоящем смысле этого слова он не был. Чересчур высокая плата, хотя там были места от пяти копеек, а во-вторых, обилие барышников делали его малодоступным не только для народа, но и для средней публики. Не было и подходящего репертуара, но труппа была прекрасная, и посетители валили валом. Публика ходила в " Скоморох" самая разнообразная: чуйки, кафтаны, тулупы, ротонды, платья декольте шелковые, шерстяные, ситцевые и сарафаны. В фойе, в буфете дым стоял от разного табаку, до махорки включительно. В зрительном зале запах полушубка и смазных сапог. В " купонах" на верхотуре сидят две хорошенькие модистки. - Ах, какой душка Лентовский! - восклицает одна. - Да надоела ты мне с ним! Целое утро Лентовский да Лентовский, давай лучше плешивых считать! - Давай. Один, два, три!.. - Позвольте, Софья Терентьевна, от всего моего сердца предложить вам сей апельсин, - говорит военный писарек, вынимая из заднего кармана пару апельсинов. - Ах, какой вы, Тихон Сидорович! Вечно собьет... - Вы чем это изволите заниматься? - Оставьте! Двадцать два, двадцать три...- ткнула пальцем Соня чуть не в самую плешивую голову сидевшего впереди их купца. - Эфти вы насмешки лучше оставьте-с, постарше себя не тычьте, заведите свою плешь, да и тешьтесь. А насчет чужой рассуждение не разводите-c! - Позвольте-с, - авторитетно заявляет писарь, поправляя " капуль", - это-с, собственно, не касательно вашей плеши, а одна профанация насчет приятного препровождения времени. - А тебя не спрашивают, не к тебе речь. Погоди, и твой капуль-то вылезет. Вот у меня Филька - приказчик есть. Тоже капулем чесался. Придет к паликмахтеру, да и говорит: остриги меня, чтобы при хозяине по-русски, а без хозяина а ля капуль выходило... - Семьдесят два, семьдесят три, семьдесят четыре, семьдесят пять... - А вы знаете, Софья Терентьевна, песенку про плешивых-с? - Семьдесят девять... восемьдесят... - Мы плешивых песенок не знаем. Впрочем, спойте. - Извольте-с. Плешь к плеши приходила, Плешь плеши говорила: Ты плешь, я плешь, На плешь капнешь, Плешь обваришь, Что заговоришь... - Не ожидала от вас таких глупостев, Тихон Сидорович, не ожидала-с... - Что с дурака взять? - замечает плешивый купец. - Сам дурак. - Ну ты, сам дурак и выходишь! - То есть, какое вы имеете полное право ругаться? - Еще бьют дураков-то, да и плакать не велят. - Восемьдесят один, восемьдесят два... восемьдесят три... - Сиволапый мужик... - Барин с Хитрова! Жулье! - Кто? Я жулье? - Известно, ты. - Кто, я? Жулье? - Жулье... - Жулье? Господин околоточный, господин околоточный... Пожалте-с! Околоточный грозит от входа пальцем. Поднимается занавес. В театре крики: - Тише! Тише! Слышится тихий шепот: - Восемьдесят девять, девяносто, девяносто один...
|