Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История термина
Термин «шестидесятники» прижился после того, как в журнале «Юность» в 1960 была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина. Автор позже критически отзывался о распространившемся слове:
…само понятие «шестидесятник» заболтано, обессмыслено, да и с самого начала не имело поколенческого смысла, являясь приблизительным псевдонимом времени. (Признаю вполне самокритически — как автор статьи «Шестидесятники», напечатанной буквально за несколько дней до наступления самих 60-х, в декабре 1960 года.)
В других советских республиках и странах соцлагеря «шестидесятниками» называют свои поколенческие субкультуры, отчасти близкие русской (см. например украинскую статью Википедии). Вместе с тем, «шестидесятниками» часто называют ряд зарубежных представителей «поколения 60-х», эпохи хиппи, The Beatles, рок-н-ролла, психоделиков, сексуальной революции, «новых левых», «движения за гражданские права» и студенческих волнений 1968 года (см. английскую статью Википедии). Это, конечно, совершенно другое историческое явление: так, советские шестидесятники чувствовали гораздо большее родство с битниками, предшествовавшими поколению хиппи. Однако, занятно, что в совершенно разных контекстах возникли эмоционально перекликающиеся феномены с общим названием. Некоторые представители поколения со временем стали относиться к термину иронически. Так, Андрей Битов пишет: «…я шестидесятник лишь потому, что мне за шестьдесят; мои первые дети родились в шестидесятые, и Ленинград находится на шестидесятой параллели». А Василий Аксёнов в рассказе «Три шинели и нос» вообще называет себя «пятидесятником». Со временем термин приобрёл и негативную коннотацию. Например, Дмитрий Быков, говоря о новом газетном проекте на страницах издания «Новый взгляд», отмечал:
Можно было ожидать, что на месте скучной «Общей газеты», выражавшей позицию вконец запутавшихся (а то и изолгавшихся) шестидесятников-прогрессистов, возникнет лощёно-аналитическое издание… но кто же мог предположить, что издание получится ещё скучней?
«Шестидесятники»
«Шестидесятники» — так называли поэтическое сообщество, которое зародилось в Советском Союзе в период между 1925-1945 годами. Эти поэты «выросли» на реалиях Гражданской войны и сталинской политики. Большинство из них, так или иначе, пострадало от сталинского режима. Родители многих будущих представителей поэтической интеллигенции были «врагами народа». Таким образом, взращенные в условиях жесткого контроля и цензуры, «шестидесятники» стали первой ласточкой демократии. На поэтические взгляды того времени сильно повлияла и Великая Отечественная война. «Хрущевская оттепель» дала возможность поэтам более свободно выражать свои чувства и настроения. Знаковые имена поэзии того периода — это, без сомнения, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Юнна Мориц и некоторые другие. Впервые об Андрее Вознесенском советский читатель узнал в 1958 году. Его стихи на тот момент прозвучали настоящим вызовом существующему строю. Андрей Андреевич пытался в своих произведениях соизмерить советскую действительность и западную свободу мысли. Он был настоящим космополитом, насколько это было возможно в тех условиях. Родись он как поэт на пару десятков лет раньше, гнить бы ему в сталинских лагерях. А так он отделался лишь немилостью властей. Его первый сборник стихов сразу после выпуска запретили к публикации, а главного редактора Капитолину Афанасьеву уволили с работы. Тем не менее, выходит и второй сборник поэта-бунтаря, коим он сумел таки разозлить и мягкосердечного Хрущева. В те времена были весьма модны литературные вечера. Так вот, на одном из них присутствовал лично Никита Сергеевич. В самый разгар выступления Вознесенского он пришел в полнейшее негодование и даже пытался, вопреки восторгу и аплодисментам публики, выгнать поэта со сцены, предлагая оному «ехать вон к своим хозяевам за границу». И Вознесенского таки выпускают за рубеж! Он не единожды посещал США, Польшу, Италию, ФРГ, Болгарию, Мексику. Его стихи впитали в себя его бунтарский дух и недюжинный интеллект. В Америке, пропахшей мраком, Камелией и аммиаком. Пыхтя, как будто тягачи, За мною ходят стукачи… Невыносимо быть распятым, До каждой родинки сквозя, Когда в тебя от губ до пяток, Повсюду всажены глаза… Пусти, красавчик Квазимодо, Душа болит кровоточа От пристальных очей свободы И нежных взоров стукача. Белла Ахмадулина запомнилась читателю совсем другими произведениями, хоть бунтарским нравом она весьма схожа с другими представителями когорты «шестидесятников». Знаковым для поэтессы стало стихотворение «По улице моей», которое она написала в возрасте 22-х лет. Когда в 1975 году композитор Микаэл Таривердиев положил его на музыку, и оно прозвучало на всю страну устами Аллы Пугачевой в фильме «Ирония судьбы», Ахмадулина стала знаменитой. Поэзия Беллы Ахатовны интересна тем, что она любила и умела сочетать в своих стихотворениях образы традиционно-старого и нового мира. В ее произведениях фигурируют такие предметы как свеча, лампада, дряхлый дом и новые на тот момент вещи: светофор, самолет, магнитофон. Иосиф Бродский называл ее наследницей лермотновско-пастернаковской линии в поэзии России. Умерла поэтесса в 2010 году, а в 2012 году в ее честь утверждена премия «Белла», которая сегодня ежегодно вручается молодым поэтам за стихотворения на русском и итальянском языках. НОВАЯ ТЕТРАДЬ Смущаюсь и робею пред листом бумаги чистой. Так стоит паломник у входа в храм. Пред девичьим лицом так опытный потупится поклонник. Как будто школьник, новую тетрадь я озираю алчно и любовно, чтобы потом пером ее терзать, марая ради замысла любого. Чистописанья сладостный урок недолог. Перевернута страница. Бумаге белой нанесен урон, бесчинствует мой почерк и срамится. Так в глубь тетради, словно в глубь лесов, я безрассудно и навечно кану, одна среди сияющих листов неся свою ликующую кару. Еще одним ярким поэтом-шестидесятником считается Роберт Рождественский. Типичный ребенок отечественной войны и Советского союза он, в отличие от своих собратьев по перу, был вполне доволен существующим на тот момент строем и даже состоял в рядах коммунистической партии. Любопытно, но будущий великий поэт не смог поступить с первого раза в Литературный институт, ему удалось это только со второй попытки. Став студентом Литинститута, он переезжает в Москву. Стать востребованным поэтом Роберту помогла эстрада. Именно песенный жанр в полной мере смог оттенить необычный талант юного стихотворца. И современники, а в последующем и многие критики отмечают, что успех Рождественского базируется, прежде всего, на актуальности тематики его стихотворений. Он писал как о высоких человеческих чувствах, так и о непривлекательности тогдашней действительности, при этом оставаясь верным сыном советской власти. Но широкому кругу ценителей поэзии этот поэт стал известен, прежде всего, благодаря своей любовной лирике. *** Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста. И тогда подарю тебе я чудо запросто. И тогда я вымахну - вырасту, стану особенным. Из горящего дома вынесу тебя, сонную. Я решусь на все неизвестное, на все безрассудное - в море брошусь, густое, зловещее, и спасу тебя!.. Это будет сердцем велено мне, сердцем велено... Но ведь ты же сильнее меня, сильней и уверенней! Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого, ты сама не боишься ни свиста пурги, ни огня хрустящего. Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь Не заплачешь и не застонешь, если захочешь. Станешь плавной и станешь ветреной, если захочешь... Мне с тобою - такой уверенной - трудно очень. Хоть нарочно, хоть на мгновенье - я прошу, робея, - помоги мне в себя поверить, стань слабее. 1962 Роберт Рождественский. Радар сердца. Избранные стихи. Москва, " Художественная литература", 1971. Бессонница-90 Мы – боящиеся озонной дыры, СПИДа и кооператоров, нашпигованные с детства лекарствами, слухами и нитратами, молящиеся, матерящиеся, работающие и бастующие, следователи и подследственные, стареющие и растущие, спорящие, с чего начинать: с фундамента или кровли, жаждущие немедленной демократии или крови, мы – типовые, типичные, кажущиеся нетипичными, поумневшие вдруг на «консенсусы», «конверсии» и «импичменты», ждущие указаний, что делать надо, а что не надо, обожающие: кто – музыку Шнитке, кто – перетягиванье каната, говорящие на трех языках и не знающие своего, готовые примкнуть к пятерым, если пятеро – на одного, мы – на страже, в долгу и в долгах, на взлете и на больничном, хвастающие куском колбасы или теликом заграничным, по привычке докладывающие наверх о досрочном весеннем севе, отъезжающие, кто за свободой на Запад, кто за деньгами на Север, мы – обитающие в общежитиях, хоромах, подвалах, квартирах, требующие вместо «Хлеба и зрелищ!» - «Хлеба и презервативов!» объединенные, разъединенные, -фобы, -маны и -филы, обожающие бег трусцой и детективные фильмы, мы – замкнувшиеся на себе, познавшие Эрмитаж и Бутырки, сдающие карты или экзамены, вахты или пустые бутылки, задыхающиеся от смога, от счастья и от обид, делающие открытия, подлости, важный вид, мы – озирающие со страхом воспаленные веси и грады, мечтающие о светлом грядущем и о том, как дожить до зарплаты, мы – идейные и безыдейные, вперед и назад глядящие, непрерывно ищущие врагов и все время их находящие, пышущие здоровьем, никотинною слизью харкающие, надежные и растерянные, побирающиеся и хапающие, мы – одетые в шубы и ватники, купальники и бронежилеты, любители флоксов и домино, березовых веников и оперетты, шагающие на службу с утра по переулку морозному, ругающие радикулит и Совмин, верящие Кашпировскому, орущие на своих детей, по магазинам рыскающие, стиснутые в вагонах метро, слушающие и не слышащие, мы – равняющиеся на красное, черное или белое знамя, спрашиваем у самих себя: что же будет со всеми нами? В отличие от Рождественского, Евгений Евтушенко не только с первой попытки смог поступить в Литературный институт, но молодого поэта практически с первого вышедшего сборника принимают в Союз писателей. Поэзия Евтушенко была не мрачно-политичной, как у Вознесенского и не такой возвышенно-романтичной, как у Ахмадулиной. Его стиль — это позитивная и радостная лирика. Вектор ее — через тернии к звездам. Несмотря на общую позитивную волну собственного творчества, Евтушенко затрагивает и остро-политические темы. Тем не менее, по отзывам современников, Евгений Александрович всегда умел ладить с властями. Его охотно выпускали за границу, и он представлял русскую поэзию во многих странах мира. ОЖИДАНИЕ В прохладу волн загнав стада коров мычащих, сгибает стебли трав жара в застывших чащах. Прогретая гора дымится пылью склонов. Коробится кора у накаленных кленов. Изнемогли поля, овраги истомились, и солнцу тополя уже сдались на милость. Но все-таки тверды, сильны и горделивы чего-то ждут сады, и ждут чего-то нивы. Пусть влага с высоты еще не стала литься, но ждут ее сады, и ею бредят листья. Пускай повсюду зной, и день томится в зное, но все живет грозой, и дышит все грозою. И, наконец, Юнна Мориц — одновременно и типичная, и атипичная представительница «шестидесятников». Сформировал ее политические взгляды тот факт, что она выросла в семье тогдашнего «врага народа». Ее отец прошел сталинские лагеря, после возвращения из которых потерял слух. Дерзкая, талантливая, обладающая самобытным поэтическим талантом Юнна могла бы блестяще учиться в Литинституте, если бы не дух бунтарства, который сквозил в каждой строчке ее стихов. Тем не менее, ее произведения печатают. Ее поэзия настолько яркая, безпафосная и настоящая, что многие издатели идут на риск оказаться в немилости у властей, но публикуют ее стихотворения в своих журналах. Уникальность ее как поэтессы также в том, что, являясь жесткой и хлесткой в гражданской лирике, она одновременно пишет добрые и смешные стихи для детей. Иногда, правда, эти две грани ее поэзии странным образом перекликаются, как в стихотворении «Колыбельная без вранья». Спи, моя детка, Под нами – планетка, Где всех поимеют плохие парни. Вкусным не будь, Сладким не будь – Это всего бездарней! Злого не будь добрей, Чтоб закуской не стать в поварне. Спи, моя детка, Ты – не котлетка, Которой закусят плохие парни. Ты – моя нежная струнка, Нет ничего антикварней!.. Я одна виновата, Если когда-то Будешь нежней, чем плохие парни. Злого не будь добрей – Спустят собак на псарне. Спи, моя детка, Земля – такая планетка, Где всех поимеют плохие парни. Если б я эти годы косые Провела на планете другой, Я могла бы сегодня в России Громко топнуть волшебной ногой!.. Для начала права бы качала, Под изгнанницу сильно кося, - Благодарность бы я получала Уж за то, что я выжила вся. И Россия была бы виновна За моё на чужбине житьё, Но прошляпила Юнна Петровна Невозвратное счастье своё. Не вернусь я теперь ниоткуда, Потому что осталась я здесь Наглядеться на русское чудо, На его самоедскую бесь, На его механизмы презренья К никуда не удравшей стране, Где по воздуху стихотворенья Мой Читатель гуляет ко мне. Он – поэтской Луны обитатель, Обладатель поэтской струны, Никуда не удравший Читатель Никуда не удравшей страны. Дух зарождающейся свободы в выражении своих мыслей и чувств — вот что сквозит в каждой строчке поэтов-шестидесятников. Практически все они в свое время побывали за рубежом, где успели напитаться губительными, как для советской власти, мыслями и идеями. И, кто знает, возможно именно факт существования такой поэтической волны и способствовал формированию в сознании советских людей первых проблесков демократических настроений, которые дали свои «плоды» в начале 90-х годов.
|