Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к организации экспериментального исследования
· четко сформулировать цель исследования, определить выборку исследования (состав участников) · тщательным образом продумать методику проведения эксперимента · определить условия, в которых будет проводиться эксперимент (место и время его проведения) · установить доверительные отношения с участниками исследования · темп проведения эксперимента должен отвечать индивидуальным психологическим особенностям ребенка · один экспериментальный сеанс длится 10—20 минут. Это всегда стандартная процедура, в которую нельзя вносить изменения по ходу проведения
Чтобы обнаружить тот или другой психический факт, разрабатывается соответствующая методика. В методике эксперимента отмечается его цель, необходимый предметный материал, последовательность этапов проведения исследования, критерии для оценки и интерпретации результатов. Методика требует четкого соблюдения всей ее инструкции, что дает возможность впоследствии повторить эксперимент, проверить его результаты и выводы. Например, в методике отмечается, что инструкцию определенного задания следует четко и выразительно прочитать ребенку лишь один раз. Даже если ребенок просит повторить задание или объяснить его, исследователю этого делать не стоит, ведь в результатах учитывается, как ребенок понял задание без помощи взрослого. В то же время после проведения эксперимента взрослый может поработать с ребенком, объясняя ему непонятные ранее задания. Так же четко следуют выполнять требования относительно характеристики предметного материала: иногда требуется, чтобы картинки были цветными, иногда — черно-белыми; иногда на белом фоне, иногда — на тонированном и тому подобное. Соблюдение четких требований методики обеспечивает объективность ее результатов.
Схема проведения эксперимента может быть достаточно разной. Она предопределяет выделение нескольких разновидностей эксперимента: лабораторного и естественного. Лабораторный эксперимент проводится в условиях лаборатории с помощью приборов. Исследуемый находится в необычных для себя условиях, что влияет на его поведение и усложняет выявление характерной реакции. Естественный - проводится в обычных для исследуемого условиях. Изменения, которые экспериментатор вносит в ситуацию, для ребенка незаметны. Учитывая требование бережно относиться к ребенку, не травмировать его психику, в работе с дошкольниками наиболее приемлемый естественный эксперимент. Он используется в форме занятий, игры, беседы. Естественный эксперимент имеет стандартную схему проведения, в нем выделяют несколько этапов: констатирующий, формирующий и повторный констатирующий (контрольный). Констатирующий эксперимент выполняет диагностические задачи: позволяет определить имеющийся у детей уровень развития определенного психического явления, которое сложилось в традиционных условиях их воспитания. На основе полученных результатов исследователь определяет недостатки развития определенного психического явления и планирует формирующий эксперимент, направленный на решение развивающих задач. Контрольный эксперимент предусматривает проведение исследования, которое повторяет в основных моментах исследование констатирующего этапа. Мера расхождений полученных показателей на первом и третьем этапах исследования свидетельствует об адекватности выбранных условий, способных повлиять на развитие тех или других качеств ребенка. Естественный психологический эксперимент напоминает в известной мере педагогический эксперимент. Главное отличие между ними заключается в том, что педагогический эксперимент предназначен для определения целесообразности внедрения новой образовательной и воспитательной программы, педагогической методики, а естественный направляется на раскрытие закономерности развития психики ребенка. Разновидность эксперимента определяется также по количеству детей, которые выступают исследуемыми. Бывает групповой и индивидуальный эксперимент.
|