Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из скольки книг состоит поэма «О природе вещей» Лукреция? О чем повествуется в каждой из книг? Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Поэма состоит из шести книг. В первой излагается атомистическая теория. Поэт утверждает, что во всей вселенной ничего не существует, кроме атомов и пустоты. " Из ничего не творится ничто". Во второй книге Лукреций показывает, как из вечного движения атомов возникает весь окружающий нас разнообразный мир. Земля представляется ему лишь одной из пылинок, парящих в огромной вселенной. В третьей книге поэт развивает учение о душе и духе. Он утверждает, что душа материальна, она состоит из мельчайших атомов и умирает вместе с телом. В четвертой книге говорится об ощущениях. Ощущения представляются поэту материальными отображениями реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых, слышимых, ощущаемых предметов, проникая в органы чувств, вызывают различные представления. Пятая книга посвящена истории земли и истории культуры. Государство появляется на определенной ступени развития общества. Язык возникает из потребности общения между людьми. Поэт критикует религию, показывая, что вера в богов ведет иногда к преступлениям (например, сюжет из мифов о Троянской войне: принесение в жертву юной Ифигении, дочери Агамемнона и т. п.). В шестой книге объясняются с естественнонаучной точки зрения грозные явления природы. Здесь рассказывается о происхождении грома и молнии, раскрываются причины страшных землетрясений. Заключение Лукреций, по-видимому, не успел написать. Лукреция увлекала не только этическая сторона учения Эпикура, но и лежащее в его основе научное объяснение природы. Атомистическая теория, учение о материальности мира и души, теория всеобщего развития, теория ощущений, учение о возникновении культуры и языка - все это было создано и разработано Эпикуром. Он считал, что задача человеческого счастья разрешима. Надо только правильно понять устройство вселенной и освободиться от страха перед богами и смертью. Излагая основные положения эпикурейской философии, Лукреций ставит перед собой такую же благородную задачу: он хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего его мира. Излагая в первой книге теорию бесконечности вселенной, являющуюся одним из блестящих достижений античного материализма, Лукреций прибегает к ярким образам, иллюстрирует изложение наглядными примерами:
И, наконец, очевидно, что вещь ограничена вещью, Воздух вершинами гор отделяется, воздухом - холмы, Морю пределом - земля, а земле служит море границей, Но бесконечной всегда остается вселенная в целом. (Кн. I, ст. 998-1001)
.. всегда обновляется жадное море Водами рек; и земля, согретая солнечным жаром, Вновь производит плоды; и живые созданья, рождаясь, Снова цветут; и огни, скользящие в небе, не гаснут. Все это было б никак невозможно, когда б не являлось Из бесконечности вновь запасов материи вечно. (Кн. I, ст. 1031-1036)
Поэт постоянно обращается к воображению читателя, вовлекает его в живую беседу, ставит перед ним вопросы и отвечает на них. Он заставляет читателей внимательно всматриваться в окружающий мир, наблюдать и анализировать факты:
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами - Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая, Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах. ................................................ Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. Так о великих вещах помогают составить понятье Малые вещи, пути намечая для их постиженья. (Кн. II, ст. 114-124)
Материалистическая философия открывает поэту небывалые для античной поэзии возможности изображения реальных процессов, происходящих в природе и в жизни человека. Мир природы, основанный на понятных для человека законах, представляется взору Лукреция прекрасным и целесообразным. Он любуется причудливыми громадами грозовых туч, дальними вершинами снежных гор, усыпанными звездами просторами неба:
Ты посмотри как-нибудь, как горам подобные тучи В воздухе мчатся вперед, накренясь под натиском ветра. Или взгляни, как они, на высоких горах накопившись, Кучами в небе сошлись, напирая одна на другую, И неподвижно стоят, когда замерли ветры повсюду. (Кн VI, ст. 189-193)
Поэт увлеченно рисует бесконечное разнообразие форм и красок окружающего мира:
Если возьмешь, наконец, ты отдельные хлебные зерна Злаков любых, то и тут не найдешь совершенно похожих Так, чтобы не было в них хоть каких-нибудь мелких отличий То же различие мы замечаем средь раковин всяких, Лоно пестрящих земли. (Кн. II, ст. 1371-1376)
Вслед за своим учителем Эпикуром Лукреций говорит о том, что душа материальна, что она состоит из более мелких и легких атомов, чем другие тела, и погибает вместе с телом. Смерть не имеет отношения к живому человеку. Пока он жив - смерти нет, а когда приходит смерть, то человека уже нет. Чувства и разум исчезли. В поэме Лукреция сама природа обращает свою спокойную и мудрую речь к боящемуся смерти человеку:
Что тебя, смертный, гнетет и тревожит безмерно печалью Горькою? Что изнываешь и плачешь при мысли о смерти? Ведь коль минувшая жизнь пошла тебе впрок перед этим И не напрасно прошли и исчезли все ее блага, Будто в пробитый сосуд налиты, утекши бесследно, Что ж не уходишь, как гость, пресыщенный пиршеством жизни, И не вкушаешь, глупец, равнодушно покой безмятежный? (Кн. II, ст. 932-938)
Античный материализм не отрицал существования богов. Эпикур считал, что боги существуют, но не вмешиваются в жизнь вселенной и в жизнь людей. Поэма Лукреция начиналась с обращения к Венере, богине красоты, любви и жизни, богине благостного мира и прекрасной родоначальнице римского народа (она была матерью легендарного римского героя Энея): О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судоносное море, И плодородные земли, тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят. (Кн. I, ст 2-5)
Образы олимпийских богов, увековеченных античной поэзией и изобразительным искусством, прочно вошли в поэтическое и эстетическое сознание античных мыслителей и художников. Но, прославляя богиню Венеру, Лукреций восстает против жестокости религиозного фанатизма, против ложных представлений о мире, диктуемых античной религией:
..Безобразно влачилась Жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом (Кн I.ст. 62-63)
Излагая научные положения философии Эпикура, Лукреций обнаруживает свой поэтический гений в разнообразных зарисовках окружающей жизни. От его взгляда не ускользают картины тяжелых человеческих страданий (описание чумы - V кн., описание смерти - II кн.,), он изображает любовные переживания человека, с горечью рисуя разочарования любви (IV кн.), раскрывает низкие побуждения людей, стремящихся к роскоши и славе (III кн.), с потрясающей силой раскрывает ужас гибнущей перед алтарем Ифигении, негодует на жестокость кровопролитных войн (I, V кн.). Поэма Лукреция согрета глубоким гуманизмом, заботой о счастье человека, сочувствием к его страданиям и печалям.
|