![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль информации в современном обществе
Начнем с того, что 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки» была принята так называемая Окинавская хартия. В ней отмечалось, что стремительное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий приобрело характер глобальной информационной революции, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Информационные ресурсы становятся одним из ценнейших элементов как национального, так и общечеловеческого достояния. Результатом разворачивающейся информационной революции становится формирование новой экономики и нового типа общества - информационного. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Суть экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, в том числе высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно: · увеличение роли информации, знаний и ИТ в жизни общества; · возрастание числа людей, занятых ИТ, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; · нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. Следующе объективные процессы общемирового характера выводят проблемы информации и управления как информационного процесса на новый уровень: · человечество переживает информационный взрыв, рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению; · развитие массово - коммуникационных процессов; · потребность разработки общей теории информации; · развитие кибернетики как науки об управлении; · проникновение ИТ в социального сферы и быт; · исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы; · актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы. Важное место в общей теории информации занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет принципы информационного поведения людей в общении друг с другом. Исключительная роль информации в современном мире привела к восприятию информации как ресурса, не менее важного, чем энергетические, сырьевые, финансовые и т.д. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества. Уникально свойство информация как товара состоит в том, что она не может отчуждаться подобно материальной продукции. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчерпаема в процессе потребления. Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации. В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Использование современных ИТ обеспечивает подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных ИС, и использование их в интересах конкретной компании. Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet. Формируется новая система глобальной коммерции, в которой продавцы, покупатели и посредники оказываются объединенными в торговые сообщества. Internet можно рассматривать как новую «среду обитания информационного общества», являющуюся в тоже время и важнейшим глобальным электронным рынком. Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции. Электронная коммерция основывается на структуре традиционной коммерции, а использование электронных сетей добавляет ей гибкости. Существует два основных вида электронной коммерции: торговля товарами и торговля информацией. Различия между ними значительны и проявляются на всех уровнях - начиная с определения потребительской аудитории и заканчивая непосредственно оплатой за оказанную услугу.
|