Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социал-демократизм






Социализм – обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.Социалистическая идеология основывается на принципах гуманизма, социальной справедливости, равенства, важной роли общественной собственности, идеях самоуправления и др. Социалистическая идеология в ХХ в. сыграла важную и неоднозначную роль в общественной жизни России, ряда стран Восточной Европы и Азии, являлась в них государственной. Различные социалистические идеи и концепции и сейчас достаточно широко распространены в мире.Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория «научного социализма» (коммунизма) проповедовала, что коммунизм – это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация.Переход к ней возможен в результате социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии – коммунистов.После Октябрьской революции 1917 г., имевшей своей целью воплощение идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, – коммунистическом и социал-демократическом. Социал-демократическое течение ориентировалось на реформирование капитализма и опиралось на идеи Э. Бернштейна. Именно на эволюционных, реформаторских принципах и стала развиваться международная социал-демократия с конца XIX – начала XX вв. В большинстве программ социал-демократии отсутствуют революционные положения, провозглашается ориентация на социальное государство, или государство благосостояния, допускается общественный контроль в экономике, но отклоняется идея «огосударствления». Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма. Основные идеи социал-демократии: – социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма; – утверждение политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства; – демократизация отношений власти и собственности; – рост уровня и качества жизни наемных работников; – увеличение зависимости аппарата власти от населения; – замещение классовой борьбы социальной солидарностью и т. д.; – политическая реализация принципов социализма может быть результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.Социал-демократия оказалась более жизнеспособным политическим движением социалистической ориентации, так как свою цель видела не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении благ. Значительное достижение социал-демократии – социальная политика, практикуемая почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным гражданам, государственная помощь здравоохранению, культуре, образованию, науке и т. д.

 

43.

Коммунистическая Идеология  

- идеология передовой части населения при социализме и идеология подавляющей части населения при коммунизме Экономической основой коммунистической идеологии является единая коммунистическая собственность, которая обеспечивает приоритет общественных интересов над личностными и групповыми и отрицание эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах Основными чертами коммунистической идеологии являются: - в отношении общества и личности - превалирование общественных интересов над групповыми и личными, участие своим трудом каждой личности в укреплении общества, создание обществом для всех своих членов максимальных возможностей для удовлетворения материальных и духовных потребностей; - в отношениях личностей - сотрудничество, взаимоуважение, взаимопомощь; - в отношениях общества и личностей с природой - полная компенсация наносимого природе ущерба и способствование ее развитию/Марксизм как идеология пролетариата

В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского дви­жения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, эко­номическую и социально-политическую теорию, кото­рая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и комму­нистическая идеология стали синонимами.

Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая идеальная модель счаст­ливого строя, в закономерный результат прогресса ци­вилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собствен­ности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это про­тиворечие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и част­ной собственностью на средства производства. Капита­лизм, как считали марксисты, создает и своего социаль­ного могильщика - пролетариат. Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, осво­бождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящих­ся от любых форм эксплуатации. Достижение социа­лизма возможно лишь в результате исторического твор­чества пролетариата, совершения пролетарской револю­ции и установления диктатуры пролетариата. Лозунг " Пролетарии всех стран, соединяйтесь! " стал мобили­зующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Мар­ксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.Развитие коммунистической формации прохо­дит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это дли­тельный процесс пересоздания жизни общества на под­линно гуманистических началах, когда человек стано­вится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных соз­нательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе " От каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в ус­ловиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории человечества.Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в России и социалистического строительства в СССР.Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обу­словлено притягательностью идей социального равенст­ва, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое на­правление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реали­ям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес ком­мунистическому

44.

. Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры. Структура политической культуры: – политические представления; – политические ценности и ценностные ориентации; – политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям; – политическое поведение; – политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества; 2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта; 3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны; 4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы; 5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности; 6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры: 1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность; 2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт; 3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей; 4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

45.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал