Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Относительные и абсолютные ценности;
5. Ценности средства и ценности цели (правовые нормы обеспечивающие свободу личности, свободу вероисповедания). Вместе с созданием ценностей культуры возникла проблема их распределения между людьми по поводу их востребованности. Ведь материальные ценности создаваемые людьми, показывают границы их способностей и возможностей. Формы культурных ценностей: 1. Нравы – первый и особо древний регулятор повседневного поведения людей, одна из динамичных форм культурных ценностей (меняются во времени). 2. Обычаи – распространенный и влиятельный вид культурных норм, который как правило существует в сфере частной жизни (регулируют взаимоотношения между близкими и дальними родственниками); Обычаи заключения брака в европейских народах – носит самостоятельный характер и в азиатских и африканских народах – решают главы семейства. 3. Традиции – это культурный и социальный опыт, который складывается в культурном образовании и предается из поколения в поколения, воспроизводится только на определенной территории. (Например, в европейских странах при покупке товара отношение продавца и покупателя определяется устойчивыми ценами; а в арабских странах торг является необходимым атрибутом процедуры покупки, поскольку торг это и своего рода форма общения). 4. Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Главной чертой – массовость, эмоциональность. (Например, распространенные обряды – религиозные; обряды которые сопровождают свадьбы, похороны, рождение). 5. Право – это система обязательных правил поведения, санкционированных государством. Прообразом права – были табу. По сути своей, право есть совместный договор людей о правилах поведения. Все нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и и запретительными. 5.Культурная идентичность и «чужеродность» культуры. Понятие идентичности и ее формы. Понятие культурной идентичности, вплоть до 1970-х гг. имело ограниченное употребление. Благодаря трудам американского психолога Эрика Эриксона «Идентичность: юность и кризис», произошло введение данного понятия в лексикон гуманитарных и социальных наук. Изучение данного термина в психологии определялось двумя подходами, согласно двух школ: психоанализа и бихевиоризма. Культурная идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социальной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Культурная идентичность может носить профессиональный, гражданский, этнический, политический, религиозный и культурный характер. Таким образом, в межкультурном взаимодействии культурная идентичность обладает двойственной функцией. Вспомогательный характер - позволяет коммуникантам составлять представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию. Ограничительный характер состоит в том, что в процессе коммуникации может возникнуть конфронтация и конфликты, которые приведут к нежелательным результатам, следовательно, культурная идентичность сводится к рамкам возможного взаимопонимания и исключение из него тех аспектов, которые ведут к конфликтам. «Свои» и «чужие» в культурной идентичности. Идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих и чужих». Такое отношение может привести как к сотрудничеству так и к противоборству. Поэтому идентичность рассматривается как один из важных инструментов в межкультурных взаимодействиях (например представители различных культур по разному реагируют на момент приветствия, комплимента, опоздания). Представителями одной культуры их стиль является единственно возможным и правильным, а ценности на которые они ориентируются в жизни, одинаково понятны и доступны всем другим людям. Гамма переживаний и непонимания довольно широка – от простого удивления до активного негодования и протеста. Как следствие, возникает представление о «чужом», которое характеризуется признаками: нездешний, иностранный, странный или необычный, незнакомый, сверхъестественный, всемогущий, зловещий и т. д. Вывод: образно говоря, при взаимодействии с представителями другой культурой индивид как бы отправляется в другую страну. При этом он выходит за границы привычной обстановки. С одной стороны, чужая сторона кажется не знакомой и опасной, а с другой стороны – привлекает новизной, расширяет кругозор и жизненный опыт.
|