Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
Значительная часть субъектов политической организации гражданского общества осуществляет весьма успешную постоянную деятельность по правовому информированию населения, обеспечивает его не только знаниями действующего права, но и ведет работу по формированию у граждан, иных лиц определенных правовых чувств и установок. Наибольшую активность чаще всего проявляют политические партии, общественные организации и движения, а также религиозные объединения. В сфере правового информирования субъекты политической организации осуществляют разнообразную по форме и содержанию деятельность. Прежде всего, существует развитая сеть общественных организаций, ставящих своей задачей оказание квалифицированной правовой помощи населению. Это разного рода адвокатские организации, юридические фирмы, которые за вознаграждение, а в некоторых случаях и бесплатно, дают консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по действующему законодательству, составляют жалобы, заявления и другие юридические документы, осуществляют представительство в суде, арбитраже, участвуют в качестве защитников по уголовным делам. Имеются общественные организации, объединения, ставящие своей непосредственной целью проведение правовой пропаганды среди членов организации и оказание необходимой им правовой помощи по защите нарушенного права. Типичный пример такой организации – любая профсоюзная организация. Согласно Федеральному закону о профсоюзах основным направлением деятельности этих общественных организаций является защита конституционных прав членов профсоюзов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбором рода деятельности и профессии, а также права на вознаграждение за труд без какой‑ либо дискриминации. Без согласования с соответствующими профсоюзными органами не могут устанавливаться система оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда. В ходе реализации этой задачи профсоюзы разъясняют своим членам действующее законодательство о труде, порядок его применения. Действенным оружием профсоюзов против произвола работодателей, неконституционных законов о труде являются митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования, а также такая крайняя мера, как забастовка. Политический аспект правовому информированию населения придают политические партии. Отражая и формируя политические интересы гражданского общества, каждая партия в программе и иных документах отражает основные положения своей правовой идеологии, свое отношение к действующему законодательству и представления о путях его совершенствования и перехода к новому, идеальному состоянию. Отношение партий к действующему законодательству и правовой политике государства зависит главным образом от степени участия партии в правовой деятельности государства, и прежде всего в законодательном (представительном) органе страны. Политические партии, которые обладают большинством в законодательном (представительном) органе страны и могут проводить свою правовую идеологию в форме законов, иных нормативно‑ правовых актов, имеют своих представителей в исполнительных органах государства, признаются правящими. Деятельность таких партий по правовому информированию населения носит явно проправительственный характер, партия, ее лидеры всемерно одобряют и поддерживают правовую политику государства, действующие законы, а в необходимых случаях организуют шествия, митинги, демонстрации в поддержку тех или иных политико‑ правовых мер государства. В условиях демократических правовых государств, признающих плюрализм идеологий и многопартийность, деятельность субъектов политической организации по правовому информированию населения не всегда может идти в унисон с деятельностью государства, его правовой пропагандой. Имеются оппозиционные партии, претендующие на выражение политико‑ правовых интересов той или иной части членов гражданского общества, но по тем или иным причинам не имеющие большинства в законодательном (представительном) органе страны и своих представителей в правительстве. Например, в оппозиции к нынешней государственной власти в Российской Федерации находится Коммунистическая партия РФ. Призванная формировать политические и правовые взгляды рабочих и иных трудящихся масс, данная партия последовательно выступает против федеральных законов и подзаконных нормативно‑ правовых актов, принимаемых федеральными органами государственной власти в целях формирования рыночных отношений и, с точки зрения компартии, ведущих к дальнейшему обнищанию большинства населения и росту социального неравенства. В частности, компартия активно выступает против снижения государственных затрат на образование и иные социальные нужды населения, против приватизации предприятий, введения института частной собственности на землю, ограничения трудовых прав и социальных льгот работников организаций, предприятий, учреждений, которые им предоставлял КЗоТ РСФСР. Хотя правовая пропаганда оппозиционных партий снижает доверие населения к действующим в обществе законам и иным нормативно‑ правовым актам, властным институтам государства, способствует формированию у граждан негативных правовых оценок и усиливает в обществе социальную напряженность, тем не менее, она носит в известной мере конструктивный характер. Оппозиционные партии выступают в качестве одного из действенных гарантов активной деятельности государства по подготовке и принятию эффективно действующих норм права и отмене несовершенных норм, а также норм, не соответствующих принципам и требованиям правового демократического государства. Негативные же последствия правовой пропаганды оппозиционных партий в значительной степени могут быть ослаблены правовой пропагандой, умело проводимой органами государственной власти и поддерживающими ее партиями, общественными организациями, а также оперативной отменой норм права, которые действительно нарушают права и свободы человека и выступают источником социальной напряженности. Активное и действенное участие в правовом воспитании населения принимают религиозные организации. Известны две формы их участия в правовом воспитании населения. В настоящее время в большинстве государств религиозные организации отделены от государства и не входят в систему его органов, но активно поддерживают действующую государственную власть, ее нормативно‑ правовые установления. Проповедуя неукоснительное следование заветам Бога и установлениям государства, религиозные организации формируют у своих членов установки на правомерное поведение, на необходимость строгого следования действующим законам и иным нормативным предписаниям органов государственной власти. Вторая форма участия религиозных организаций в правовом воспитании населения встречается в государствах, которые признают ту или иную религию в качестве государственной. В настоящее время эта форма взаимодействия государства и религии широко практикуется в Марокко, Алжире, Иране и других мусульманских государствах. Служители ислама как государственной религии не только активно пропагандируют систему действующих правовых норм, но и осуществляют правоприменительную деятельность, разрешают уголовные и гражданские дела, основываясь на требованиях Корана и иных религиозных источников. Поэтому осуществляемая служителями ислама религиозная и правовая пропаганда оказываются неотделимыми друг от друга, и обоснование религиозных основ права повышает его авторитет среди верующих, им предписывается неукоснительно выполнять установленные Богом любые обязательства, независимо от того, относятся они к богу или к другим людям (исполнять гражданские обязательства, оказывать материальную помощь нищим, соблюдать пост, осуществлять молитву и др.). Однако религиозные организации не всегда выступают активными сторонниками государства и его права. Возможны ситуации, когда они находятся в оппозиции к властным институтам общества, как это, например, имело место в 1918–1922 гг. в РСФСР, после того как церковь была отделена от государства, а ее имущество конфисковано. Но такие ситуации в истории государства и права весьма редки и всегда они разрешались в пользу государства. В деятельности по правовому информированию населения принимают участие и другие субъекты политической организации общества: органы местного самоуправления и трудовые коллективы. Таким образом, человеку приходится воспринимать правовую информацию, исходящую от разных субъектов политической организации общества и, самое главное, в разной интерпретации. То, что одобряют одни, могут критиковать другие и наоборот. При этом многообразие оценок права, даваемых субъектами политической организации общества, в значительной степени увеличивается средствами массовой информации (прессой, радио, телевидением), которые в настоящее время выступают основным средством передачи правовой информации гражданам и иным заинтересованным лицам и высказывают собственные оценки действующего законодательства, иных правовых явлений и процессов.
|