Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар по теме 7.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические рекомендации
Изучение истории способствует расширению кругозора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческих позиций, целостного представления о картине мира и эволюции человеческого общества. Главная задача обучения.состоит в том, чтобы глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий и на основе этого правильно оценивать события прошлых и наших дней. Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в учебной программе по дисциплине. В настоящем пособии имеется рекомендуемая основная и дополнительная литература к каждому семинарскому занятию. Необходимый объем знаний по курсу достигается только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литературы. Важное значение для углубления знаний имеет написание курсовых и научных работ, а также посещение музеев, театров, чтение историко-художественной литературы. Помещенный в пособии тематический план дает возможность иметь полное представление о последовательности прохождения тем, следовательно, заблаговременно вести подготовку к лекциям и семинарам – основным видам занятий с преподавателем. При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательно написание научных рефератов, докладов и сообщений, примерная тематика которых представлена к каждому семинарскому занятию. Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку нужно продолжить. Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса.
Семинар по теме 2. Образование и основные этапы развития древнерусского государства. Цивилизация Древней Руси
Вопросы для обсуждения
1. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности: - проблема этногенеза восточных славян; - причины и характер образования древнерусского государства. 2. Основные этапы становления и развития древне-русского государства и его характеристика: - государственное устройство Древней Руси и его эволюция; - основные направления пблитики первых русских князей; - принятие христианства, распространение ислама на Руси.
Темы рефератов и сообщений 1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о прародине славян. 2. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. 3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия. 4. Распространение ислама на Руси. 5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение. 6. Отношения древнерусского государства с соседями. 7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси. 8. «Русская Правда» - первый свод законов древне-русского государства. 9. Спорные проблемы в истории Древней Руси. 10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. 11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. 12. Проблема этногенеза восточных славян. 13. Основные этапы становления древнерусской государственности. 14. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 15. Особенности социального строя Древней Руси. 16. Византийско-древнерусские связи. 17. Древняя Русь и кочевники.
Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина 'Г.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - С. 7-59. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво- хина. - М., 2004. - С. 3-47. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21.
Дополнительная: Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12. Деревянко А.П.., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 16-65. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 3-94. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136. Контрольные вопросы 1. Каковы были занятия и общественный строй восточных славян в VI-VIII вв.? 2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции? 3. У каких иностранных авторов больше всего сведений о восточных славянах? Почему? 4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян привели к переходу от родовой общины к соседской? 5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси? 6. Каковы версии названия «Русь»? 7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она основана и какова ее суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории. 8. Дайте определения понятий «род», «родовая община», «соседская община», «военная демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье». 9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древ нерусского государства? Почему именно Киев, а не: Новгород стал стольным городом? 10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание? 11.Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси. 12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси? 13.Перечислите все социальные группы населения Руси XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положение. 14.Какой был порядок наследования, великокняжеской власти в Киевской Руси? 15.Охарактеризуйте основные направления деятельности первых русских князей. 16.В чем заключалось единое княжеское право и обязанности подданных? 17.Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства? 18.Каковы, были внешнеполитические устремления Руси? 19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византией можно выделить?
Семинар по теме 4. От Руси к России: образование и развитие централизованного государства
Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки и основные этапы формирования централизованного государства: - предпосылки и особенности образования централизованного государства в России; - начальный этап объединения русских земель; - возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель; - завершение объединения русских земель вокруг Москвы. 2- Социально-экономический и политический строй Российского централизованного государства: - характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.; - формирование сословной системы организации общества; - политические институты Московского государства. 3. Иван Грозный и его реформы: - цели и основное содержание реформ Ивана Грозного; - опричнина Ивана Грозного и ее последствия.
Темы рефератов и сообщений 1. Утверждение Москвы как центра объединения русских земель. 2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. 3. Исторический портрет Ивана I Калиты. 4. Куликовская битва и ее историческое значение. 5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431-1453 гг.). 6. Исторический портрет Ивана III. 7. Церковь и государство в XV-XVI веках. 8. Москва - «Третий Рим». 9. Исторический портрет Ивана Грозного. 10. Земский собор в политической истории XVI века. 11. Сущность и особенности российского самодержавия.
Рекомендуемая литература: История России с древнейших времен до конца ХХ:.века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.: . стереотип. - М., 2006. - С. 56-77. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 59-85. Хрестоматия по истории России: учебное пособие А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 88-131. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26.
Дополнительная: Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 16-65. Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996.. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных зазрений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-8. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 131-249. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 75-125. Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М., 2005. Контрольные вопросы 1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство? 2. В чем заключаются особенности объединения русских земель в единое государство? 3. Докажите, что различные социальные группы были заинтересованы в образовании централизованного государства. 4. Какую роль в процессе централизации Русского государства, играли церкви и монастыри? 5. Почему русское централизованное государство стало складываться вокруг Москвы? 6. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить? 7. Какие характерные черты были присущи экономическому развитию в XV-XVI вв.? 8. Какова была система управления в Русском государстве в конце XV в.? 9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления? 10. Что такое сословно-представительная монархия? 11. Как изменилось положение основных социальных 12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством? 13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.? .14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи? 15. Какие точки зрения имеются в отечественной историографии на причины, сущность и последствия опричнины? 16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?
Семинар по теме 6. Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма: - абсолютизм и его место в Западной Европе и в России; - основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII века; - утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху. 2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России: - содержание и направленность Петровских реформ; - значение и последствия петровских преобразований.
Темы рефератов и сообщений
1. Раскол в Русской православной церкви, противоборство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в. 2. Исторический портрет Петра Великого. 3. Северная война и ее последствия. 4. Дипломатия России в Петровскую эпоху. 5. Военная реформа Петра I. 6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли. 7. Преобразования денежной и налоговой систем. 8. Реформы в области образования, культуры и быта. 9. Петровская модернизация государственного управления. 10.Сторонники и противники преобразований Петра I.
Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина ТА. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. С.128-145. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 159-186. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.
Дополнительная: Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М., 2004. С.121 - 148. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. Л.Н. Сахарова.-М., 2007.-с.293-326. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. С.118-150. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис- Контрольные вопросы 1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства? 2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы? 3. Каковы были основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII в.? 4. Какие меры по усилению самодержавной власть предпринимались в России? 5. Когда и каким законом была оформлена неограниченная самодержавная власть царя? 6. Что было характерно для феодально-крепостнических отношений, сложившихся в России? 7. Что оказало влияние на формирование политических взглядов и черт характера Петра I? 8. Для каких целей предпринималось Великое посольство? Удалось ли выполнить поставленные задачи? 9. Как вы считаете, были ли необходимы реформы Петра I и как они изменили Российское государство? 10. С чем было связано относительно быстрое развитие мануфактурной промышленности в первой четверти XVIII в.? 11. Что изменилось в социальной структуре общества петровского времени? 12. Каково главное содержание преобразований Петра I в области культуры и быта? 13. В чем суть военной реформы Петра I? 14. Что предпринял Петр I для модернизации государственного управления? 15. Каковы основные направления и итоги внешнее политики Петра I? 16. Почему восточные черты в организации российского общества не ослабли, а усилились в ходе петровской европеизации страны?
Семинар по теме 7.
|