Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция устойчивого развития и ее реализация в Республике Беларусь






 

В условиях, когда ведущие страны мира перешли к постиндустриальному этапу развития, следование модели устойчивого развития приобретает решающее значение для достижения целей, стоящих перед национальными государствами. Реакцией на это обстоятельство является создание различных международных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как:

v Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС);

v Римский клуб (с его докладом «Пределы роста»);

v Международный институт системного анализа;

v Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР);

v Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП);

v Организация промышленного развития ООН (ЮНИДО);

v Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В большинстве стран мира законодательно приняты документы, регулирующие вопросы обеспечения устойчивого развития и национальной (экономической, продовольственной, демографической и др.) безопасности. Целый ряд вопросов устойчивого развития стран, отраслей и отдельных субъектов хозяйствования решается в рамках организаций и программ, занимающихся проблемами конкурентоспособности. Так в Европе функционирует международная организация «Мировой экономический форум», которая занимается научными исследованиями в области конкурентоспособности стран и осуществляет её мониторинг, а в США при Президенте функционирует Комиссия по отраслевой конкурентоспособности.

Впервые термин «экономическая устойчивость» появился в связи с рассмотрением проблемы ограниченности ресурсов, которая стала последствием глобальных энергетических кризисов 1973 и 1979 годов.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

Термин «устойчивое развитие» впервые использован в докладе «Наше общее будущее»[2], представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Им обозначалась такая модель развития общества, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности будущих поколений.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята «Повестка дня на XXI век»[3], в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения человеческой цивилизацией устойчивого развития. В названном документе указано, что решающее значение для реализации его принципов имеют национальные стратегии, планы, политика и процессы, а международное сотрудничество должно способствовать таким национальным усилиям и дополнять их. В главе 28 Повестки сказано: «Каждому местному органу управления следует начать диалог с гражданами, местными организациями и частными предприятиями и утвердить Местную Повестку на 21 век» (МП21).

С целью выработки всеобщего консенсуса о ценностях и принципах устойчивого будущего в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994-2000 гг.) под наблюдением независимой Комиссии Хартии Земли положения «Повестки дня на XXI век» были развиты, дополнены и трансформированы в документ под названием «Хартия Земли»[4], который был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже в марте 2000 г. Этот документ содержит четыре основных группы принципов, в соответствии с которыми должно развиваться человечество:

v Уважение живого сообщества Земли и забота о нём, предполагающее уважение Земли и жизни во всем её многообразии; заботу о живом сообществе, отношение к нему с пониманием, состраданием и любовью; создание справедливых, открытых для сотрудничества, устойчивых и

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

миролюбивых демократических сообществ; сохранение богатства и красоты Земли для настоящего и будущих поколений.

v Экологическая целостность, требующая защиты и сохранения целостности экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни; использование в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегии «предотвращения вреда», а при недостатке информации – стратегию «предосторожности»; применения сохраняющих регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ моделей производства, потребления и воспроизводства; развития исследований в области экологической устойчивости и осуществление открытого обмена информацией и ее повсеместного применения на практике.

v Социальная и экономическая справедливость, предполагающая рассмотрение искоренения нищеты как этического, социального и экологического императива; развитие человека справедливым и устойчивым образом на основе экономической деятельности и экономических институтов всех уровней; поддержку справедливости и равенства в отношениях между полами, обеспечение всеобщего доступа к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания; поддержку права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, обеспечивающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие.

v Демократия, ненасилие и мир, означающие укрепление демократических институтов на всех уровнях, обеспечение прозрачности и подотчетности в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию; введение в системы формального и неформального образования знаний, ценностей и навыков, необходимых для устойчивого развития, создание культуры толерантности, ненасилия и мира.

Эффективность и актуальность использования этого инструмента была подтверждена в 2002 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханесбурге (Рио+10). На саммите были поставлены новые важные цели: сокращение вдвое к 2015 году доли населения, не имеющего доступа к

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

основным санитарным услугам; сведение к минимуму к 2020 году вреда, причиняемого использованием и производством химических веществ здоровью людей и окружающей среде; сохранение или восстановление истощенных рыбных запасов до уровней, которые могли бы обеспечивать максимальный и устойчивый вылов; и обеспечение существенного снижения к 2010 году нынешних темпов утраты биологического разнообразия. По итогам встречи странами подписана «Политическая декларация» и «План выполнения принятых решений» [5] .

В 2012 г. в Рио-де-Жанейро через двадцать лет после исторической Встречи на высшем уровне «Планета Земля» состоялась Конференция ООН по устойчивому развитию (РИО+20). Целью конференции была выработка концепции сокращения бедности, содействия установлению социальной справедливости и обеспечению надлежащих мер по охране окружающей среды с учетом поступательных темпов роста численности населения планеты. Основными темами конференции выступали создание «зеленой экономики» для достижения устойчивого развития и вывода людей из нищеты и улучшение международной координации устойчивого развития. Конференция утвердила итоговый документ Конференции «Будущее, которое мы хотим»[6], который подтверждает Рио-де-Жанейрские принципы и предыдущие планы действий в области устойчивого развития, определяет его институциональные рамки и межправительственные механизмы, формулирует рамочную программу действий и последующие меры, средства их осуществления и финансирования.

С момента принятия в 1992 г. в Рио-де-Жанейро «Повестки дня на XXI век» Республика Беларусь как полноправный член Организации Объединенных Наций приняла на себя обязательства, связанные с выполнением международных соглашений по устойчивому развитию.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

Основным документом, определяющим долгосрочные приоритеты развития Беларуси, является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР) [7] . Согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», НСУР выступает системообразующим документом для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на средне- и краткосрочную перспективы. Первая в Беларуси (и в странах СНГ) НСУР была принята в 1997 г. В настоящее время принята третья НСУР на период до 2030 г.

Положения, касающиеся достижения устойчивого развития Беларуси, содержатся также и в иных программных документах, например:

v важнейшие направления развития хозяйства областей и г. Минска содержаться в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. №1475 и проекте «Концепции регионального развития Республики Беларусь до 2015 года»;

v основные принципы и пути совершенствования территориальной организации Республики Беларусь для обеспечения устойчивого и конкурентоспособного функционирования территорий и населенных пунктов до 2015 года предусмотрены «Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. №19 «О некоторых вопросах государственной градостроительной политики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №15, 1/8258);

v конкретные меры по региональному развитию Республики Беларусь определены «Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

В Гомельской области имеется положительный опыт разработки местными сообществами документов по устойчивому развитию на местном уровне – «Местных повесток ХХI». Так в 2010 г. в инициативном порядке членами районного общественного совета по устойчивому развитию была разработана стратегия устойчивого развития Ветковского района.

Имеющийся в Беларуси опыт разработки и реализации стратегий национального (НСУР) и местного (Местных повесток) уровней обусловил настоятельную необходимость создания стратегий устойчивого развития регионов, прежде всего, как одного из системообразующих эффективных инструментов формирования и реализации региональной политики.

Основные отличия Стратегии устойчивого развития областного уровня от национального и местного обусловлены, во-первых, содержанием функций и полномочий субъекта стратегического планирования – областного исполнительного комитета, во-вторых, особенностями объекта планирования, представляющего собой экономику региона как сочетание ряда видов экономической деятельности, определяющих специализацию области в национальном и международном аспекте, вспомогательных производств и объектов инфраструктуры, а также производственный и социальный комплекс региона.

В этой связи проблемным полем в стратегии устойчивого развития области являются:

ü повышение конкурентоспособности региона на основе:

– реализации кластерной политики развития экономической деятельности на инновационной основе;

– создания необходимых условий и развития ресурсной базы для реализации национальных проектов на территории региона;

– осуществления мероприятий по реализации общегосударственных отраслевых программ (продовольственной, жилищной, демографической и др.) на уровне региона;

– создания условий для устойчивого развития предприятий аграрного сектора;

 

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

– создания и активизации деятельности структур малого и среднего бизнеса;

– развития региональной инфраструктуры (рыночной, инновационной, транспортной; энергетической и др.);

ü содействие устойчивому развитию населенных мест;

ü реализация политики социального обеспечения, развитие здравоохранения, образования, культуры и спорта;

ü совершенствование региональной структуры экономики и социальной инфраструктуры с учетом состояния и потенциала локальных экосистем;

ü развитие международного сотрудничества на региональном уровне.

В силу своего содержания системообразующая роль стратегии устойчивого развития региона заключается:

ü во-первых, в конкретизации с учетом специфики региона, его возможностей и ресурсов общенациональной стратегии и формирование механизма ее реализации на региональном уровне;

ü во-вторых, в создании необходимой базы, обеспечивающей поддержку реализации местных стратегий устойчивого развития со стороны областных органов управления и региональной инфраструктуры развития;

ü в-третьих, в обеспечении для достижения успеха необходимых условий координации усилий и плодотворного сотрудничества всех заинтересованных субъектов – бизнеса, институтов гражданского общества, органов государственного управления, расположенных на данной территории, а также других структур, выражающих интересы социальных групп и слоев местного сообщества.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Место Гомельской области среди регионов Республики Беларусь по основным показателям социально-экономического развития (по состоянию на 2013 г.)

 

Показатель В % от республиканского (среднереспубликанского) уровня Место среди регионов Беларуси
А    
Территория и земельные ресурсы
Площадь территории 19, 5  
Общая площадь земель 19, 5  
Земли сельскохозяйственных организаций 16, 2  
Земли организаций, ведущих лесное хозяйство 21, 9  
Население и трудовые ресурсы
Численность населения 15, 1  
Плотность населения 76, 1  
Трудовые ресурсы 14, 5  
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте 14, 7  
Экономически активное население 14, 0  
Средний возраст населения 100, 0  
Число зарегистрированных случаев заболеваний с впервые установленным диагнозом на 100 000 чел. населения 97, 9  
Численность рабочих 15, 5  
Численность служащих 13, 6  
Персонал, занятый научными исследованиями и разработками 7, 0  
Экономика
Стоимость основных средств 17, 6  
ВВП 11, 5  
Объем промышленного производства 20, 7  
Объем сельскохозяйственного производства 15, 7  
Объем строительства 13, 7  
Количество индивидуальных предпринимателей 10, 9  
ВРП на душу населения 76, 5  
Выручка от реализации на одного занятого 94, 5  
Внешняя торговля товарами (экспорт) 13, 3  
Транспортная инфраструктура
Протяженность автомобильных дорог общего пользования 12, 3  
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 87, 6  
Протяженность эксплуатационных путей железнодорожного транспорта 16, 6  
Густота железнодорожных путей в расчёте на 1000 км2 территории 85, 2  
Общая протяженность эксплуатируемых водных путей 52, 0  
Научный потенциал и образовательная инфраструктура
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками 8, 3  

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

 

А    
Численность исследователей с учеными степенями 3, 9  
Число организаций промышленности, осуществляющих исследования и разработки 12, 4  
Число учреждений профессионально-технического образования 18, 3  
Число учреждений среднего специального образования 13, 0  
Число учреждений высшего образования 13, 0  
Здравоохранение
Число коек в больничных организациях на 10000 чел. населения 102, 9  
Численность практикующих врачей на 10000 чел. населения 91, 1  

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Характеристика основных функционально-планировочных районов (ФПР) Гомельской области

 

В Гомельской области согласно ГСКТО выделяется три основных функционально-планировочных района (ФПР) – Гомельский, Мозырский и Жлобинский:

v Гомельский функционально-планировочный район расположен на востоке Гомельской области и включает в себя 10 административных районов: Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Гомельский, Добрушский, Кормянский, Лоевский, Речицкий, Хойникский и Чечерский. Центр ФПР – г. Гомель, подцентр – г. Речица. Площадь территории Гомельского ФПР составляет 1 663, 0 тыс. гектаров, или 41, 2% территории области. В структуре земель преобладают сельскохозяйственные – 47, 8% территории ФПР, доля лесных земель ниже и составляет 35, 9%. В настоящее время здесь проживают 857, 9 тыс. человек, или 58, 7% населения области. Уровень урбанизации ФПР несколько выше (76, 7%), чем в среднем по области (72, 5%). Плотность населения ФПР 51, 6 человек на квадратный километр территории, что в 1, 4 раза больше, чем в среднем по области. Плотность сельского населения составляет 11, 8 человек на квадратный километр территории, что в 1, 2 раза больше, чем в среднем по области. Средняя людность сельских населенных пунктов (с населением) сопоставима со среднеобластным показателем и составляет 178 человек. Гомельский ФПР отличается самым высоким социально-экономическим потенциалом, наилучшими показателями его структуры и динамики с преобладанием объектов областного уровня. ФПР характеризуется высоким производственным, инновационным, инвестиционным потенциалом и развитым строительным комплексом;

v Мозырский функционально-планировочный район расположен в юго-западной части Гомельской области и включает в себя 7 административных районов: Ельский, Житковичский, Калинковичский, Лельчицкий, Мозырский, Наровлянский и Петриковский. Центр – г. Мозырь, подцентры –

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

гг. Калинковичи и Житковичи. Площадь территории Мозырского ФПР составляет 1 627, 6 тыс. гектаров или 40, 3% территории области. В структуре земель преобладают лесные – 59, 4% территории ФПР, доля сельскохозяйственных земель более чем в 2 раза ниже и составляет 24, 8% территории. Если площадь территории Мозырского ФПР сопоставима с территорией Гомельского, то население его почти в 2, 5 раза меньше. В настоящее время здесь проживает 331, 1 тыс. человек, или 22, 6% населения области. Уровень урбанизации Мозырского ФПР самый низкий среди ФПР области и составляет 64, 2% против 72, 5% в среднем по области. Плотность населения ФПР 20, 3 человек на квадратный километр территории, что в 1, 8 раза меньше, чем в среднем по области. Плотность сельского населения составляет 7, 1 человек на квадратный километр территории, что в 1, 4 раза меньше, чем в среднем по области. Средняя людность сельских населенных пунктов (с населением) самая высокая среди ФПР и составляет 185 человек. Мозырский является вторым по величине социально-экономического потенциала функционально-планировочным районом. ФПР характеризуется самым высоким в области промышленным потенциалом (свыше 50%), здесь производится более четверти сельскохозяйственной продукции области, выполняется около четверти подрядных работ, и осуществляется четверть инвестиционных вложений. Инновационный потенциал представлен научными кадрами и высшими учебными заведениями;

v Жлобинский функционально-планировочный район расположен в северо-западной части Гомельской области и включает в себя 4 района: Жлобинский, Октябрьский, Рогачевский, Светлогорский. Центр ФПР – г. Жлобин, подцентры – гг. Рогачев и Светлогорск. Площадь территории Жлобинского ФПР составляет 745, 6 тыс. гектаров или 18, 5% территории области. В структуре земель доли сельскохозяйственных и лесных земель приблизительно равны и составляют 43, 0 и 43, 3%, соответственно. В настоящее время здесь проживает 273, 7 тыс. человек, или 17, 9% населения области. Уровень урбанизации Жлобинского ФПР немногим ниже среднеобластного показателя и составляет 69, 5% против 72, 5%. Четыре из

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

 

пяти средних по численности населения города области расположено Жлобинском ФПР. Плотность населения ФПР 36, 7 человек на квадратный километр территории, что практически соответствует среднеобластному показателю. Плотность сельского населения составляет 10, 6 человек на квадратный километр территории, что несколько выше, чем в среднем по области. Средняя людность сельских населенных пунктов (с населением) самая низкая среди ФПР и составляет 154 человека. По основным параметрам социально-экономического потенциала Жлобинский ФПР близок к Мозырскому. В нем производится пятая часть промышленной, сельскохозяйственной продукции области, выполняется около 20% подрядных работ, и осуществляется около 18% инвестиционных вложений.

Представленное выше социально-эколого-экономическое районирование имеет важное значение в определении стратегии развития территорий Гомельской области с целью преодоления значительной дифференциации их экономического развития.


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал