Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные ресурсы
Кругооборот информационного ресурса, как и всякого иного продукта человеческой деятельности, подчиняется естественному циклу: создание — распространение — потребление. Несмотря на то, что информация физически не разрушается при потреблении и не исчезает (в отличие от материальных товаров и ресурсов), при рассмотрении процессов в длительной перспективе становится очевидным, что информационный ресурс не избегает участи всего сущего и, переходя в новые формы знания, практически бесследно в них растворяется (кому сейчас интересны тексты библиотек программ на Алголе, бывшие бестселлерами всего 40 лет назад!?). Традиционный цикл информационного обмена, существовавший в течение столетий, представлен на рис 1.10, а и заключается в последовательности процессов концентрации—рассеяния совокупных (составных) информационных потоков (в данном случае образуемых печатными изданиями первичных документов). Основной поток здесь идет по цепочке автор — издательство — библиотека — читатель, однако существуют и обходные пути: автор — читатель; издательство — читатель (подписка), которые также подчиняются принципу концентрации—рассеяния. Переход в начале 70-х гг. информационных служб на дублирование в машиночитаемой форме сначала вторичных (реферативные журналы, каталоги, справочные издания), а затем и первичных (полнотекстовых) документов, не нарушая в принципе общей структуры (последовательно-параллельное сосуществование процессов концентрации—рассеяния), вносит определенное Разнообразие (рис 1.10, б). Поставщиками содержания теперь являются любые из участников процесса рис 1.10, а: автор (обычно корпоративный автор — организация или фирма, выполнившая работу), издательство или библиотека. Издание баз данных и онлайновое обслуживание также никому не возбраняется. Например, одна из крупнейших информационных систем по естественным наукам — INSPEC — развилась из библиотечной службы вуза (IEE — Institution of Electrical Engineers, Великобритания). Информационные сети, представляющие собой коммуникационную среду для конечного пользователя, часто входят в состав издательств или распространителей БД, образуя интегральные распределенные информационные службы. Таким образом, электронная инфраструктура образует относительно самостоятельный слой (рис. 1.10, г), не являясь зеркальным подобием традиционных коммуникаций. Появление в конце 80-х — начале 90-х гг. нового фактора — Internet (рис. 1.10, в) с его информационными ресурсами/сервисами (FTP, Gopher, Usenet, WWW) — дополняет общую картину. Удешевление и повсеместное распространение коммуникационного оборудования, услуг связи (с повышением их производительности), а также высокая степень стандартизации форматов, протоколов передачи данных и программных средств — все это привело к интеграции информационных сетей разной физической организации и пропускной способности в однородную среду, в которой взаимодействуют все агенты, обозначенные на рис 1.10, а, б и«прозрачность» которой во всех направлениях со временем быстро возрастает. Таким образом, в настоящее время наблюдается 3-слойная инфраструктура информационных ресурсов (рис 1.10, г), в которой: • каждый последующий уровень инкапсулирует (поглощает) предшествующий в качестве потребителя-источника информации и добавляет новых участников коммуникации; • характер коммуникации варьируется от структурированной, но замедленной (уровень 1), до «бурного потока» (уровень 3); • со временем происходит постепенный переход основной активности от нижних слоев к верхним. В табл. 1.6 приведены основные классы информационных ресурсов. В последующих главах настоящего пособия будут рассмотрены: • технологии конечного пользователя (обработка документов, мультимедиа информации, кросс-технологии), доступ к информационным ресурсам; • технологии разработчиков и администраторов информационных ресурсов и систем (организация доступа к локальным и распределенным информационным ресурсам, информационный поиск, защита информации). Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте соотношение понятий «информация», «данные», «знания». 2. Дайте определение понятия «информация». 3. Охарактеризуйте прагматические свойства информации. 4. Перечислите атрибутивные свойства информации. 5. Назовите и охарактеризуйте формы концентрации информации. 6. Что представляют собой факторы информатизации? 7. Какие периоды развития информатизации могут быть выделены? 8. Что такое уровни информационных процессов? 9. Дайте определение технологии и информационной технологии. 10. Что такое элемент технологии? Приведите примеры. 11. Перечислите основные классы информационных технологий. 12. Что такое обобщенная система информационного обмена? 13. Назовите уровни взаимодействия потребителей-поставщиков/Информации. 14. Какова структура технологического процесса АИС? 15. Назовите основные классы АИС. 16. Перечислите основные классы баз данных. 17. Что такое информационные ресурсы? Приведите? примеры. 18. Дайте классификацию информационных ресурсов.
|