![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие форматы
WAV. Формат WAV является метаформатом для данных любого типа. Имеет стандартный заголовок и описания областей данных, которых может быть несколько, способ же кодирования аудиосигнала может быть каким угодно. Вполне могут содержаться данные, не имеющие отношения к аудио. Каждый метод кодирования, указываемый в заголовке, имеет собственный идентификатор, в соответствии с которым Windows и определяет, установлен ли кодек для работы с данным файлом, и если установлен — подключает его. Кодеки, индивидуальные для каждого подформата, регистрируются в системе при их установке, после чего становится возможным использовать WAV-файлы, содержащие аудиоданные в форматах, поддерживаемых данными кодеками. Стандарт МРЗ не определяет никакого точного стандартного математического алгоритма кодирования, его разработка целиком и полностью остается на совести разработчиков кодеров. Вместо этого он определяет общую схему процесса кодирования, а также формат закодированного фрейма. Сами последовательности фреймов могут передаваться потоком (streaming) или храниться в файлах. Часто к последовательности фреймов добавляют стандартный заголовок мета-аудиоформата WAV и получается то, что называют WAV-МРЗ. VQF Этот формат разработан компанией NТТ. Алгоритм кодирования широко не разглашается, но если сравнить результаты кодирования в форматах VQF и МРЗ, то можно заключить, что алгоритмы имеют очень мало общего и основаны на совершенно разных подходах к сжатию звука. Самая сильная сторона формата — степень сжатия. VQF-файл с компрессией 80 кбит/с по качеству идентичен МРЗ-файлу, записанному в 128 кбит/с, степень сжатия превосходит МРЗ более чем на 30 %. Главный недостаток алгоритма — высокое потребление системных ресурсов. WMA. В 1998 г. компания Voxware присоединилась к проекту TwinVQ и в его составе участвовала в разработке формата VQF. Через некоторое время компания отделилась от проекта и на основе разработок VQF создала новый формат, получивший название Voxware Audio Codec 4.0. Он стал первым алгоритмом сжатия, обеспечивающим качество 128 кбит/с МРЗ-файлов при цифровом потоке в 64 кбит/с. OGG Vorbis. Этот формат был опубликован летом 2000 г. В это же время появилась бета-версия его кодера. После втрое более медлительного по сравнению с WMA процесса кодирования на выходе при 128 кбит/с получается звук, близкий к оригинальной записи. В файле OGG может содержаться до 255 каналов, т. е. можно кодировать многоканальные потоки вроде Dolby Digital. Кроме того, в OGG-файлы можно встраивать графические изображения и тексты, которые могут возникать по ходу воспроизведения. МРЗРrо. Создателем МРЗРrо является частная компания Coding Technologies. Созданная в 1997 г., компания занимается Разработкой и маркетингом кодеков на основе технологии SBR (Spectral Band Replication). У Coding Technologies два солидных стратегических партнера — Fraunhofer Institute и Thomson Multimedia. Прежде всего своим появлением она обязана возникновению потребности передачи цифровой музыки в реальном времени через Internet (Internet-радио и т. д.), а также для мобильных копьютеров и различных портативных цифровых плейеров. Ограниченная скорость передачи или малый объем памяти вынуждают использовать низкие битрейты при сжатии музыки применяя форматы МРЗ или ААС. Использование более скоростных способов связи, таких, как ISDN или xDSL, не обеспечивает постоянного потока данных из-за перегрузки сети Internet Формат МРЗ Pro в отличие от стандартного МРЗ содержит два потока, один из которых обычный Layer III-поток, а второй содержит информацию, на основе которой декодер восстанавливает самые верхние частоты. Поэтому файл, сжатый с использованием МРЗРrо (имеющий расширение *.mp3), может быть воспроизведен и обычным проигрывателем, но с частотой дискретизации 22 кГц, так как плейер воспримет только первый поток. DVD-аудио. Известно, что первым оптическим носителем данных, ставшим широко доступным публике, был хорошо знакомый аудиокомпакт-диск. Компьютерной промышленности потребовалось несколько лет для того, чтобы понять, что компакт-диск является идеальной средой для того, чтобы сохранять и распределять большие количества цифровых данных, и только в 1990 гг. устройства CD-ROM стали стандартными компонентами ПК. С появлением DVD производители CD начали создавать стандарты более высококачественного воспроизведения. Среди них — аудиокомпакт-диск высшего качества (SACD или Super Audio CD), диск цифровой звукозаписи (DAD или Digital Audio Disc). Эти стандарты предполагают диски с разрешающей способностью (уровни квантования) 24 бита и частотой выборки в 96 кГц, в противоположность обычному CD с форматом 16 бит и 44, 1 кГц. Кроме того, формат SACD обладает обратной совместимостью с существующими проигрывателями — факт, который может помочь в сражении за потребителя. Когда DVD появились в 1996 г., еще не был предусмотрен формат DVD-Audio и только в начале 1998 г. DVD-Форум в сотрудничестве с ключевыми производителями промышленности музыки выпустил проект такого стандарта [24, 25]. Спецификация DVD аудио VI.0 была выпущена весной 1999 г., но потребовался еще год, прежде чем вышла спецификация VI.2, в которой были добавлены защита от копирования и создание водяных знаков. Основное преимущество спецификации DVD-аудио сравнительно с DVD-видео и компакт-диском заключается в значительном увеличении качества при записи в аудиоформате РСМ (Pulse Code Modulation или импульсно-кодовая модуляция). DVD -аудио обеспечивают значительно более высокое качество РСМ -аудио, чем возможно на компакт-диске или DVD-видео. DVD-аудио РСМ может быть записан с диапазоном частот, который более чем в 4 раза шире, чем для CD, что предоставляет живость и выразительность, невозможные на компакт-диске. DVD -аудио РСМ также имеет намного больший динамический диапазон, чем это возможно на компакт-диске, — делающий громкие звуки громче, а тихие — более тихими. Таблица 3.1 сравнивает технические спецификации для РСМ на DVD-аудио и стандартном компакт-диске. Вместимость двухслойного диска DVD-аудио — по крайней мере до 2 ч для полного, окружающего звука, и до 4 ч для стереозвука. Вместимость однослойного диска — вполовину ниже. Сравнительные характеристики некоторых форматов. На Рис. 3.4 приводятся амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) аудиосигналов: • исходный звук (WAVE-файл); • результаты кодирования-декодирования каждым из кодеков: МРЗ на 128 и 192 кбит/с; МРЗРrо на 64 и 96 кбит/с; WMA на 64 и 96 кбит/с. Жанры музыки, выбранные для тестирования: Dance — современная танцевальная музыка (Gala «Keep Secret», ритмичный и богатый различными стереоэффектами фрагмент); Jazz — джаз с живыми исполнителями (Joe Cocker «Could You Be Loved», исключительно живая музыка с мощным мужским вокалом и женским бэк-вокалом, насыщенная на средних и высоких частотах); Pop — поп-музыка с вокалом (Nek «Laura No Esta», итало-поп с ярко выраженным вокалом и, соответственно, богатыми средними частотами). На АЧХ, представляющих танцевальную музыку и битрейты, соответственно 128 кбит/с для МРЗ и 64 кбит/с для МРЗРrо и WMA (рис. 3.4, а), легко заметить, что на частотах до 10 кГц все кодеки выглядят практически одинаково, не считая провала на 30 Гц у МРЗ, который, правда, не будет заметен на слух. В случае джаза, где реальные инструменты звучат в сочетании с различными вокалами (рис. 3.4, б) следует отметить МРЗ/128, как обеспечивающий наиболее точный результат. Несмотря на то, что фильтрация верхнего диапазона начинается уже на 15, 5 кГц, передача высоких частот до этого момента достаточно точная. В случае МРЗРrо /64 звук более богат деталями высоких частот. В случае поп-музыки (рис. 3.4, в) лидером является МРЗРrо. При рассмотрении более высоких битрейтов (рис. 3.4, г, д), заметно, что все кодеки ведут себя более предсказуемо, при этом ближе всех к форме оригинальной АЧХ графики у МРЗРrо и МРЗ, a WMA не передает ряд мелких деталей. Если говорить о поп-музыке, то теперь WMA не искажает вокал Nek и звучит очень хорошо, примерно на уровне МРЗ в 128 —160, хотя этого и не скажешь, глядя на графики АЧХ. По частотному балансу МРЗРrо 96 и МРЗ 192 идут практически на одном уровне. Вполне естественно, что увеличение потока приведет к улучшению и такой более сложной для кодирования музыки, как джаз.
|