Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние технологий на воспитание художественного произведения (кино, видео, телевидение, мультимедиа).






При исследовании творчества Питера Гринуэя перед нами стояли* две* основные задачи: выяснить, повлияли ли цифровые технологии на поэтику его? произведений, и если да, то в чем именно проявилось это влияние?

Для решения этих проблем пришлось ответить на множество вопросов, не связанных напрямую с поставленными задачами. На многие вопросы мы попытались ответить, но некоторые из них по ряду причин остались без ответа либо потому, что они требовали специальных обширных исследований, либо потому, что их прояснение следовало бы искать в сфере психологических особенностей автора и аудитории; что не входило в наши задачи; и, наконец, на некоторые вопросы просто нет ответов.

Однако мы постараемся резюмировать то, что нам удалось выяснить.

В ходе исследования стало очевидным, что; личность режиссера,.. использующего- те или? иные технические приемы, имеет принципиальное5 значение для художественно-эстетической? результирующей произведения; В случае Питера Гринуэя вся его личная и творческая биография, особенности его; характера и мировосприятия: способствовали^ формированию того? типа художника; который наиболее подготовлен к использованию цифровых технологий для решения собственно художественных задач. Для подтверждения сказанного процитируем слова Стивена Спилберга из интервью журналу «Wired»: «Меня ужасно огорчают разговоры отом, что; фотохимический процесс становится частью эдисоновского прошлого. В химии, в пленке заключено волшебство; Цифровая, запись не дергается и выглядит чисто, как операционная. В этом и заключается проблема. Пленка зерниста, и благодаря? этому даже снимок цветка^ в вазе: выглядит живым. Сядьте в первый ряд, и вы поймете; что, я имею в виду. Экраш живет собственной жизнью, и когда мы полностью переключимся на цифру, эта жизнь исчезнет. Я был одним из первых, кто начал улучшать кино с помощью цифровых технологий, но снимать кино на цифру я стану последним».101

Как видим, один из ведущих режиссеров в области использования цифровых технологий испытывает эстетическое удовольствие от " целлулоидной" интерпретации мира. Это особенность его типа личности.

Особенности же восприятия Питера Гринуэя связаны с его художественным образованием, воспитанием, профессиональной деятельностью, и, конечно же, природными качествами. Он постоянно ощущает дефицит пространства, у него " мультимедийное" мышление, он любит самовыражаться в различных форматах - литературе, живописи, живых постановках (оперы, выставки, шоу).

Нам удалось показать, что Гринуэй использует специфические приемы, обозначенные нами как " каталогизирование изобраоюенигС и " пространственное и временное коллаэ/сированиекоторые создают особый стиль режиссера.

Мы выяснили, что владение техникой создания " альтернативных", специфических пространственных структур в сочетании с " мультимедийным" мышлением явилось предпосылкой для естественного приятия Питером Гринуэем цифровых технологий и их использования в кинематографе.

Анализируя мультимедийный проект " Чемоданы Тульса Люпера" мы показали, что Питер Гринуэй использовал метод " коллажирования сюжетов ". Сюжетные коллажи накладывались друг на друга, образовывая, своеобразный сэндвич, или трехмерный коллаж сюжетов. Этот полностью инновационный прием в практике создания сюжетов. Мы отметили также, что гипперразветвленный сюжет был одной из причин использования мультимедийных технологий в проекте " Чемоданы Тульса Люпера".

101 Цит. по: Дугаев Д. Серебряный век // Сеанс. N 23/24.

Далее мы показали, что компьютерные технологии внедрялись в кино по необходимости, возникающей в самом кинематографическом процессе, а не были навязаны со стороны. Это привело к тому, что весь структурный ряд цифровых технологий рендеринга (геометрические описания объектов, позиция и ориентация по отношению к другим объектам, ориентация и местоположение по отношению к камере, формирование визуального коридора, освещение и прочее) и других цифровых технологий, таких как цветокоррекция, моделирование пространств и объектов, или управление съемочной камерой, совпадают со структурными элементами поэтики кино.

Именно поэтому цифровые технологии позволяют обрабатывать пропорции и конфигурации экрана, элементы построения кадра, цветовых и световых составляющих, а также дают исключительную возможность манипуляции всеми компонентами кинопроцесса — от монтажа до моделирования ритма.

Цифровые технологии позволяют Питеру Гринуэю создавать на экране разные пространственно-временные области, в которых развиваются события, и своеобразные рамочные или сеточные структуры, где границы образов и действий создаются не линиями или границами рамки, а доминирующим^ в кадре цветом.

Использование новых технологий разрешает манипулировать светом на каждом экране, в каждой рамке, в каждом фрагменте кадра, что придает свету самостоятельное художественное значение. Несколько рамок со своими постановками света создают суммарную световую картинку.

Существенное влияние компьютерные технологии имеют и на аудио-составляющую фильмов Гринуэя. В цифровой обработке звуковое сопровождение превращается в элемент фактуры, видеоряда, приобретая совершенно новое качество.

Применением цифровых технологий Гринуэй добивается того, что любой визуальный объект, находящимся на экране (графические символы, буквы, цифры, рисунки, ландшафт, элементы интерьера и многое другое) становятся элементами целостного визуального ряда и приобретают смысловое, символическое, художественно-эстетическое значение.

В процессе исследования мы обозначили новые технические приемы, примененные Питером Гринуэем, обозначив их как " сюжетное коллажирование", " звуковой коллаж", " многомерное коллажирование", " визуальный сэндвич", " сюжетный сэндвич" и т.д. Эти словосочетания не претендуют на статус терминов, однако они наиболее точно определяют конструкцию данных технических приемов. В основном именно для создания таких конструкций и использовались компьютерные технологии.

Мы стремились выявить и различия в применении цифровых технологий коммерческим и авторским кинематографом. Так, в коммерческом кинематографе цифровые технологии используются для получения спецэффектов, связанных с постановкой " шоу". В авторском кино эти технологии решают художественные задачи, связанные с основными -поэтическими компонентами кино, такими как кадр, свет, цвет, композиция, монтаж, темп, ракурс и т.д.

В ходе исследования мы пришли к некоторым выводом, не имеющим непосредственного отношения к влиянию цифровых технологий на поэтику фильмов Питера Гринуэя, но представляющихся достаточно интересными, хотя и не первостепенными. Например, то, что для обеспечения симметрии общего кадра Гринуэй использует декорирование заднего плана составными элементами. Или создание им полупрозрачных коллажей из визуальных фрагментов разной фактуры, наложенных друг на друга, в трилогии " Чемоданы." как следствие логики конструкции сюжетного дерева проекта; т.е. перенасыщенность сюжетными линиями требовала выхода в дополнительные пространства. В рамках \уеЬ-технологий это можно сделать с помощью простых окон, а вот на экране кинотеатра лучшим решением было использование полупрозрачных слоев.

Мы отметили также, что создание персональной мифологии Питера Гринуэя является не только способом самоутверждения художника или рекламирования своих произведений, но играет еще и роль подготовки потенциальной аудитории к адекватному восприятию сложных проектов, подобных " Чемоданам Тульса Люпера".

Каждый результат, полученный нами в ходе изучения поставленной проблемы, влечет за собой череду вопросов, ответы на которые можно получить путем дополнительных исследований. Мы не претендовали на доскональное исследование всех тонкостей такого сложного явления, как творчество художника, да еще и во взаимодействии со столь обширной и мало1 изученной, в теоретическом отношении областью, как цифровые технологии. Творчество Питера Гринуэя - явление противоречивое. В одном фрагменте диссертации, мы характеризуем Гринуэя- как талантливого» художника«ренессансного типа, а в другом можем заподозрить его в преднамеренном мифотворчестве. Мы говорим о " новом дыхании", и в то же время замечаем, что Гринуэй несколько, распыляет свой творческий потенциал в различных медиа-средствах. Мы считаем это нормальным: Сам исследуемый предмет — искусство художника, даже в частных проявлениях, насыщен противоречиями, являющимися движущей силой искусства. Сам Питер Гринуэй - весьма сложная фигура, его творческому мышлению присущ антиномизм. Однако это не мешает ему быть последовательным в действиях. Именно это и позволило Гринуэю занять достойное место в ряду выдающихся личностей современности.

Завершим нашу работу лаконичной формулировкой: цифровые технологии в руках талантливых людей с высокоразвитым эстетическим вкусом становятся органическим элементом художественного творчества, в значительной влияющим на поэтику произведений киноискусства.

 

На защиту выносятся следующие положения:

1) Цифровые технологии дают возможность обработки всех элементов поэтической структуры кинопроизведений;

2) Цифровые технологии становятся непосредственными элементами художественного творчества и в значительной степени определяют поэтику кинопроизведений;

3) Питер Гринуэй в своих фильмах использовал все доступные методы компьютерных технологий для решения собственно художественных задач;

4) Одной из основных причин- использования цифровых технологий Питером Гринуэем было его ощущение постоянного " дефицита" пространства;

5) Личность режиссера, использующего цифровые технологии, имеет принципиальное значение для поэтики произведения;

 

 

БИЛЕТ № 6

1. Становление кинодела и первые российские кинопредприниматели.

2. Художественное направление и стиль фильма. Реалистическое и формотворческое направления.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал