Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрите изображение и выполните задания 18 и 19.

Древняя Русь

Вариант 2

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной

последовательности в таблицу.

1) съезд князей в Любече

2) византийский поход Святослава

3) присоединение Новгорода к Москве

 

     

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События Даты
А) венчание Ивана IV на царство Б) битва на реке Вожа В) присоединение к Москве Астрахани Г) взятие монголо-татарами Владимира 1) 1242 2) 1238 3) 1378 4) 1480 5) 1547 6) 1556

 

А Б В Г
       

 

3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям и явлениям, происходившим в период существования Древнерусского государства.

1) митрополит, 2) вира; 3) ярлык 4) племенные союзы

5) подсечное земледелие 6) полюдье

Ответ ___________

4. Напишите пропущенное слово.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь _______________»

Ответ ____________

5. установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика.

Процессы (явления, события) Факты
А) борьба Руси с монгольским владычеством Б) социальные движения XVII века В) проведение политики опричнины Г) образование древнерусского государства   1) Соляной бунт 2) Битва на р. Калка 3) Поход князя Олега на Киев 4) Поход русского войска на Псков и Новгород 5) Штурм Перекопа 6) Битва при Колуджи

 

А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту источника подберите по две характеристики.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ.

А) «Тогда же Мамай с немногими убежал и пришёл в свою землю с небольшой дружиной. И, видя. что он разбит, и обращен в бегство, и посрамлён, и поруган, снова распалился гневом и собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь. Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идёт на него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды. Мамай же, подготовивший войско против нас, с тем войском готовым и пошёл на него. И встретились на Калках, и была у них битва. И царь Тохтамыш одолел Мамая и прогнал его. Мамаевы же князья, сойдя с коней своих, били челом царю Тохтамышу, и принесли присягу ему по своей вере, и стаща-т на его сторону, а Мамая оставишь посрамлённым; Мамай же, увидев это, поспешно бежал со своими единомышленникам». `

Б) «Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами,

пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Уфе и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиией Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами- ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

І) Описываемые события произошли в ХІІІ в.

2) Один из военачальников, упомянутых в отрывке, совершил поход на Москву и сжёг ее.

3) Описываемые события произошли в ХІУ в.

4) Современницей описываемых событий была Елена Глинская.

5) Современницей описываемых событий была Софья Палеолог.

6) Описываемые события произошли в ХУ в.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент 1 Фрагмент 2
       
       

 

7. Какие три из перечисленных исторических лиц являлись современниками

Ивана III? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1) Темник Мамай

2) Софья Палеолог

3) Елена Глинская

4) Марфа Борецкая

5) Хан Ахмат

6) М.В. Скопин-Шуйский

     

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуски, выберите номер нужного элементы.

А) На великом курултае было принято решение о походе «к последнему морю», который возглавил _____________.

Б) ______________ на реке Сить войска владимиро-суздальского князя потерпели страшное поражение.

В) Великим князем Владимирским по велению великого хана стал ______________.

1) хан Ахмат 3) 4 матра 1238 года 5) Александр Ярославович

2) хан Бату 4) апреле 1240 год 6) Ярослав Всеволодович

 

9 Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.

ИМЕНА СОБЫТИЯ
А)князь Святослав Б)князь Владимир Мономах В) князь Олег Г) князь Владимир Святославович 1)разгром половцев 2) разгром печенегов 3) крещение Руси 4) дунайские походы 5) разгром Ливонского Ордена 6) объединение Киева и Новгорода

 

А Б В Г
       

 

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.

«Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, – вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство».

Ответ ______________

 

11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном

ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер

Век Событие Участник
Х в (А) Оттон І Великий
ХІІІ в. (Б) Александр Невский
(В) Первое упоминание Москвы в летописи (Г)
(Д) Разгром печенегов под Киевом (Е)  

 

Пропущенные элементы:

1) Иван Калита 2) созыв Генеральных штатов во Франции

З) ХІ в. 4) Ледовое побоище

5) хп в. 6) образование Священной Римской империи

7) Юрий Долгорукий 8) ХIV в.

9) Ярослав Мудрый

 

 

12. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Немцы же и чудь поищи за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере. было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным.

И сказали: " Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя". Был же тогда

день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху. и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди - бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных

суждения. Запишите в таблицу Цифры, под которыми они указаны.

 

1) За победу в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище Невский.

2) Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий.

3) Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей.

4) Битва, которая описывается в отрывка, произошла в ХIV в.

5) Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой.

6) Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.

 

Рассмотрите схему и выполните задания 13- 16

13. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.

 

14. Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

 

15. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1»

 

16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) военачальник, походы которого обозначены на схеме, вел первую в истории Древнерусского государства войну с Византией

3) военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны

4) в ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат

5) на схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, походы которого обозначены на схеме

Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство

 

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры Характеристики
А) икона «Троица» Б) «Повесть о Шемякином суде» В) церковь Покрова в Филях Г) Софийский собор в Киеве 1) произведение создано анонимным автором XVII в 2) автор был с современником Владимира Мономаха 3) автор был создателем фресок Успенского собора во Владимире 4) возведен в память о победе над печенегами 5) построен в стиле барокко 6) является памятником «нарышкинского барокко»

 

А Б В Г
       

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 18 и 19.

 

 

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) данная монета выпущена в период существования СССР

2) Событие, которое посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого

3) На данном изображении представлен символ царской власти в России

4) Одним из авторов памятника, изображенного на монете, является А.М. Опекушин

5) памятник, изображенный на монете, находиться в Новгороде

 

   

 

19. Укажите изображение памятника архитектуры, созданного наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета? В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.

1 2
3 4

 

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (СІ-Сб) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы СІ-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из исторического источника.

«В год 63 70 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и произошли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля».

 

20. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?

 

21. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.

 

22. Каковы были последствия описанного в документе события? Привлекая исторические знания, укажите не менее трех последствий.

 

23. Дискуссии о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманистами и антинорманистами начались еще в середине XVIII в и продолжаются до сих пор.

Объясните, в чем различались взгляды сторонников и противников норманской теории (приведите три объяснения)

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 862 – 882 гг.; 2) 1533 - 1584 гг.; 3) 1505 - 1533 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Талисманы Олимпийских Игр | Гласные. Все глухие согласные звукипозволяет запомнитьследующая фраза:
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал