Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция СССР 1977 г
Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение. Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г. Структура Конституции 1977 г.: 1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»; 2) II раздел – «Государство и личность»; 3) III раздел – «Национально-государственное устройство»; 4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»; 5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»; 6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»; 7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»; 8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»; 9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения». Особенности Конституции СССР 1977 г.: 1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»; 2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»; 3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности; 4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль; 5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим; 6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»; 7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел. Конституционные основы СССР: 1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов; 2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю; 3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции. Система государственных органов по Конституции 1977 г.: 1) народ – единственный источник власти; 2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2, 5 года); 3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР. Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете. 89. Период становления государственности Российской Федерации (1986–1993 гг.) Современная демократическая государственность РФ начала складываться в период «перестройки» (1989–1993 гг.). Сущность реформы общества в СССР (1985 г.) – распространение гласности в общественной жизни, перестройка аппарата во всех государственных органах. Причины проведения реформ государственного аппарата: 1) существующая социалистическая система государственной власти перестала отвечать новым демократическим принципам, признанным в мировом сообществе; 2) сложилась неблагоприятная экономическая обстановка в середине 70-х гг. XX в. – теневая экономика широко распространилась во всех сферах; 3) в 1980 г. была распространена коррупция в государственном аппарате. Реформы были направлены и на изменение политической обстановки в стране, появление плюрализма и многопартийности. Результатом реформирования социалистической системы в СССР стало возрастание в его республиках национального напряжения, которое в свою очередь привело к межнациональным вооруженным столкновениям в 1988 г. Реформы 1980-х гг. затронули и экономику, что привело к проблемам в данной сфере (спаду производства, инфляции), хотя по задумке реформаторов должны были быть расширены права предприятий и трудовых коллективов, частная предпринимательская деятельность, а позднее предполагалось проведение приватизации национального имущества. Последствия объявления курса на формирование рыночных отношений: 1) Законом «О государственном предприятии» от 1987 г. введены хозрасчет и самофинансирование предприятий при сохранении государственных монополий; 2) была легализована частная предпринимательская деятельность; 3) сформировались четыре уровня цен: государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка». Реформы 1980-х гг. затронули и аграрный сектор экономики. В 1988 г. получили распространение арендные договоры на землю (на срок не более 50 лет), устанавливался максимальный размер приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве (Положение «О колхозах» от 1988 г.). В результате реформирования государственного аппарата в октябре 1988 г. была установлена система представительных органов 2 уровней: 1) Съезд народных депутатов; 2) Верховный Совет. Был учрежден пост Президента СССР. Первым и единственным Президентом СССР в марте 1990 г. был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Особенно важны внешнеполитические результаты реформирования социалистического общества: 1) окончательный распад СССР (21 декабря 1991 г., когда на встрече в Алма-Ате члены СНГ признали его лишь координирующим органом; 26 декабря 1991 г. приняли Декларацию о прекращении существования СССР); 2) признание РФ правопреемником СССР; 3) расширение внешнеполитических отношений России. Недостатки реформ 1980-х гг.: 1) реформирование государственного аппарата привело скорее к разрушению, чем преобразованиям; 2) реформы, которые первоначально шли в рамках запланированных программ, позднее вышли из-под контроля инициаторов этих программ; 3) гласность во многом понималась неправильно, открывая доступ не только к необходимой информации, но подчас государственным тайнам, это привело к подрыву государственного авторитета.
|