Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и метод административного праваСтр 1 из 7Следующая ⇒
Тема 4. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Особенность в том, что отношения возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления. Государственное управление в Российской Федерации (в широком смысле) осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство и иные органы – исполнительная власть, законодательные, судебные и местного самоуправления. Субъектами управления является вся совокупность государственных и муниципальных органов (опосредованно через получение полномочий от государства при помощи права). Государственное управление (в узком смысле) представляет собой внутриорганизационную деятельность, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач (кадровых, финансовых, материально-технических и иных вопросов). В собственном смысле слова государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами – органами исполнительной власти. Таким образом, предметом административного права является особая группа общественных отношений, возникающих в связи с функционированием органов исполнительной власти всех уровней. Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, позволяющие отличать ее от деятельности представительных и судебных органов: 1. Выполнение общезначимых функций: - прогнозирование – обеспечивает научность и рациональность деятельности; - планирование – определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения; - организация – упорядочение состояния тех или иных социальных образований; - координирование – в процессе производится подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования; - надзор – метод государственного управления, применяемый с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур; - контроль – метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности. 2. Нормативно-распорядительное регулирование, которое осуществляется при помощи законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов. 3. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер, т. е. она осуществляется на основе и во исполнение закона. 4. Использование в своей деятельности властных полномочий – это выражается в осуществлении единой государственной власти. Субъект государственного управления в рамках выполнения конкретных функций вправе применять различные формы и методы руководящего воздействия на управляемые объекты: осуществлять нормативное, методическое руководство и контроль; применять административное принуждение. 5. Непрерывный и оперативный характер государственной деятельности выражается в том, что государственное управление осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством. 6. Осуществление специализированных функций, требующих использования единообразной технологии. Виды и содержание таких функций обусловливаются сферой или областью государственного управления. К специальным функциям относятся следующие: защита конституционных прав и свобод субъектов права; обеспечение обороноспособности страны; охрана общественного порядка и собственности; охрана государственной границы; обеспечение экологической безопасности; развитие образования, науки, культуры, здравоохранения; создание соответствующих условий, необходимых для всестороннего и полного развития личности; социальная и иная защита граждан и т. д. 7. Применение мер административной ответственности, представляющей собой вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Метод административного права. В качестве средств правового регулирования общественных отношений используются предписание, запрет, дозволение. Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты – фактически такие же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Для административно-правового регулирования наиболее характерны правовые предписания. Под источниками административного права следует понимать используемые государством официальные документальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) административно-правовых норм. Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов: I. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие: - Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.); - подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений). II. Правовые акты субъектов Российской Федерации: - законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.); - подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов Федерации). III. Правовые акты органов местного самоуправления. IV. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству. V. Международно-правовые акты. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
|