![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Максимальный балл – 100 баллов
Ключи и критерии оценивания ШЭ история 8 кл. Максимальный балл – 100 баллов 1. Часть монгольской империи, под властью которой оказались русские земли, получила в исторической литературе название Золотая Орда. А как сами монголы назвали это государственное образование? Назовите государственные образования, возникшие в результате распада Золотой Орды на рубеже XV-XVI вв. Максимальная оценка за верный ответ – 5 баллов. Ответ: 1) Белая Орда или Улус Джучи (1 балл) 2) Казанское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство и Сибирское ханство (Ногайская орда) (за каждый верный элемент ответа – 1 балл) 2. Определите верность утверждения. Если вы считаете, что утверждение верное – поставьте напротив «да», если неверное – «Нет». За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 10 баллов.
3. Определите исторических деятелей, изображенных на портретах. Соотнесите между собой портреты и приведенные высказывания. Результаты внесите в таблицу. За каждый верный элемент ответа – 2 балл. Максимальный балл – 20 баллов.
4. Определите, по какому признаку образованы ряды. За каждый верно определенный признак ряда – 2 балла. Максимальный балл – 10 баллов. Ответ может быть представлен в иных близких по смыслу формулировках: а) П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И. Заруцкий, Д.М. Пожарский, К.М. Минин – Ответ: участники ополчений против иноземных захватчиков периода Смутного времени б) С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов – Ответ: русские первопроходцы Сибири в) «Повесть о Щемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве» - Ответ: бытовые и сатирические повести XVII века г) Шляхетский, Морской, Кадетский, Пажеский – Ответ: закрытые сословные учебные заведения XVIII в., преимущественно для дворян д) «Российская грамматика», «Первые основания металлургии и рудных дел», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Гимн бороде», «Краткий российский летописец с родословием» Ответ: произведения Ломоносова М.В.
5. Выполните задания к тексту. Максимальный балл за задание – 5 баллов. «При губернаторе возросли сборы налогов, набирались рекруты, развивались дипломатические отношения с восточными странами. Он неоднократно посылал Петру I разнообразные подарки: китайский фарфор, ткани, драгоценные камни, более 2000 кедровых деревьев для царского сада, скифское золото. При нем начались раскопки курганов по Тоболу, Иртышу, Енисею. В 1717 году губернатор издал приказ о сдаче в казну золотых и серебряных вещей, найденных при раскопках. В декабре 1716 года губернатор послал царю 96 крупных золотых изделий и 20 мелких золотых вещей общим весом более 22 кг из раскопанных курганов» Ответ: А) Гагарин Матвей Петрович (1 балл) Б) Сибирская губерния (1 балл) В) Тобольск (1 балл) Г) на гербе изображены два черных соболя, передающих друг другу корону и держащие перекрещенные лук и стрелы (2 балла). 6. Объясни связь между следующими словами и словосочетаниями: город Пергам, гусиное перо, миниатюра, «источник мудрости». С каким явлением культуры связаны эти слова и словосочетания. Когда на Руси отмечается появление этого культурного явления и что этому способствовало? Максимальный балл за полный ответ – 10 баллов Ответ: в Пергамо был изобретен пергамент на котором писали рукописные книги гусиным или лебединым пером, оформляя ее цветными миниатюрами. В Древней Руси книги называли «источник мудрости». (4 балла в случае если в объяснении участвуют все 4 термина. В случае отсутствия – снижение балла, соответственно, на 1 балл за каждый термин). Явление – рукописная книга (2 балл) Первые рукописные книги появились в XI веке (2 балла), чему способствовало принятие христианства. (2 балла) (при оценивании допускаются иные верные по сути формулировки ответа) 7. Реши исторические задачи. За правильно решенную задачу (А) - 4 балла, за каждый верный элемент задачи (Б) – 2 балла. Максимальный балл за задание - 10 баллов. А) Эрмитаж был создан в XVIII веке и принадлежал царской семье. Только через 88 лет двери Эрмитажа были открыты для широкой публики. Создание Эрмитажа совпало с образованием Института благородных девиц. В каком году Эрмитаж был открыт для всех? (наличие математического действия в ответе необязательно. Оценивается только год) Ответ: 1764+88=1852 Б) И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. В каком возрасте они ушли из жизни? Ответ: Кулибин – 83, Ползунов – 38, Ломоносов – 54.
8. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания, расположенные ниже текста. Максимальный балл – 20 баллов. «…представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты: Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага… Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования. Он объединялся с другими лицами, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами, утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие: - для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил; - для прекращения нашей торговли со всеми частями света; - для обложения нас налогами без нашего согласия; - для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных; - для отправки жителей колоний за моря с целью предания их там суду за приписываемые им преступления. Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола, семейного положения»
А) Приведите название документа и назовите его автора. Ответ: Декларация независимости США. Томас Джефферсон. (4 балла) Б) В документе неоднократно упоминается местоимение «он». Кто скрывается за этим местоимением? Ответ: английский король Георг III (4 балла) В) Кто из представленных личностей были современниками событий, описанных в документе?
Ответ: I, III, V (6 балла) 4) Из предложенного списка выберите три события всемирной истории, происходившие в год принятия данного документа. I) Создано тайное общество иллюминатов, тайного общества, ставившего перед собой просветительские и республиканские цели; II) Была принята первая в истории Японии Конституция, ограничившая полномочия императора; III) Была создана английская Ост-Индская компания, благодаря деятельности которой колониями стали Индия и другие районы Востока; IV) Французский король Людовик ХVI впервые за долгое время созвал Генеральные Штаты; V) Известный меценат князь Петр Урусов получил правительственную привилегию " на открытие актерской труппы". В последствии на этой основе возникает Большой театр; VI) Россия создает Днепровскую линию, ряд пограничных крепостей для защиты своих южных границ от крымских татар. Ответы: I, V, VI (6 балла) 9.Заполни пропуски в таблице. За каждый верный ответ – 2 балла. Максимальный балл за задание – 10 баллов:
|