Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия в первой четверти XIX в.: внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис
В XIX в. Россия вступила с такой организацией власти, которая не отвечала требованиям времени. В структуре государственных органов царили смешение и неопределенность функций. Сохранялось неограниченное самодержавие. Уже к концу царствования Павла I (1796-1801) было очевидно, что политическая система и государственная машина нуждаются в преобразованиях. В 1801 г. в результате дворцового переворота на российский престол взошёл Александр I (1801-1825). Учителями Александра Павловича, любимого внука Екатерины II, были швейцарский республиканец Ф.С. Лагарп, внушавший воспитаннику высокие идеалы философии Просвещения, Михаил Никитич Муравьёв – писатель, придерживающийся умеренно-либеральных взглядов и вельможа екатерининской эпохи граф Н.И. Салтыков. Александр «вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать»[69]. Первый период царствования Александра I, с 1801 по 1815 г., считается периодом просвещенного абсолютизма. В марте 1801 г. был создан Непременный совет – совещательный орган при императоре из 12 человек для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он был сторонником незыблемости самодержавия и противником каких-либо политических и социальных реформ. Основная работа по подготовке реформ проходила в так называемом Негласном комитете. В него вошли молодые аристократы – граф П.А. Строганов, польский князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей, двоюродный брат Строганова Н.Н. Новосильцев. Все они были приверженцами либеральных идей. Своей главной задачей считали «помогать императору в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей»[70]. Комитет обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права, улучшения системы образования. Однако члены Комитета полагали, что российское общество ещё не готово к реформам и поэтому неограниченное самодержавие должно быть орудием постепенных и ненасильственных преобразований. Так, они решительно выступили против проектов сенатской реформы, предложенных вельможей екатерининского времени П.В. Заводовским, сенаторами Г.Р. Державиным, А.Н. Воронцовым и др., так как в них содержалось введение в России своеобразной аристократической конституции. Реформа 1802 г. наделила Сенат административной, судебной и контролирующей властью, однако оставила его в полной зависимости от царской власти. Одновременно с сенатской реформой была проведена министерская реформа. Коллегиальная система центральных органов власти, введённая Петром I, уже устарела. Манифест об учреждении министерств 1802 г. вводил министерское административное управление. Создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции, коммерции. Министерства создавались на базе коллегий. Однако, два из них – министерство внутренних дел и министерство народного просвещения – не имели прототипа и были совершенно новыми. Министры назначались императором. Руководящим органом министерств стал Комитет министров, председателем которого являлся царь. Реформа, с одной стороны, привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие. С другой – усилению централизации и укреплению самодержавия. Министры фактически были ответственны только перед императором. «Перед кем в России будут министры отвечать? – задавался вопросом известный русский мемуарист Ф.Ф. Вигель. – Перед государем, который должен уважать в них свой выбор, которого делают они соучастником своих ошибок и который, не признавшись в оных, не может их удалить? Перед народом, который ничто? Перед потомством, о котором они не думают? Разве только перед своей совестью, когда невзначай есть она в каких-нибудь из них»[71]. Большую роль в подготовке преобразований государственного устройства сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Сын бедного сельского священника, Сперанский начал карьерное восхождение по государственной лестнице ещё во время правления Павла I. При Александре I занял пост директора департамента Министерства внутренних дел, с 1807 г. – статс-секретарь и ближайший советник императора, с 1808 г. - член комиссии по составлению законов, товарищ министра юстиции. «Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно-академического образования»[72]. К 1809 г. он подготовил «Введение к уложению государственных законов», представлявший проект государственных преобразований в России. Сперанский исходил из того, что существующая в России система правления «не свойственна уже более состоянию общественного духа»[73]. Цель преобразований, по его мнению, - укрепление самодержавного правления на основе закона. Средство осуществления – организация управления на строгом разделении властей (законодательной, исполнительной и судебной). Допущение выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности в Государственной думе. В основу выборной системы Сперанский предлагал имущественный ценз. Во главе государства, по его проекту, должен стоять монарх, которому принадлежит вся полнота власти. При нём создаётся Государственный совет, назначаемый монархом и обладающий законосовещательными правами. Сперанский также предлагал ввести в закон понятия политических и гражданских прав (крепостные, рабочие по найму, слуги такими правами не наделялись), провозгласить правовое государство (правит закон, а не люди), ввести выборность чиновников, что подразумевало их ответственность перед обществом, и т.п. В целом проект Сперанского остался на бумаге. Была взята только идея о Государственном совете. Он был учрежден манифестом царя от 1 января 1810 г. и заменил неавторитетный Непременный совет. Государственные реформы 1802-1810 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию. Император обладал всей полнотой верховной власти. Сложным для России был аграрно-крестьянский вопрос. Крепостное право тормозило экономическое развитие страны и компрометировало Россию в глазах мирового сообщества. С 1801 г. запрещалась раздача государственных крестьян в частные руки. Эта мера приостановила увеличение численности крепостного населения. Однако в 1810-1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением страны в частные руки было передано 10 тыс. душ мужского пола[74]. В 1801 г. был обнародован указ, позволявший купцам, мещанам, государственным крестьянам приобретать землю вне городов без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства на право приобретения земли в частную собственность. В 1803 г. издан указ «О вольных хлебопашцах». Предусматривался выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Земля крестьянам давалась за выкуп путём заключения сделки, которая утверждалась царём. Воспользоваться этим указом было трудно. Помещики крепко держались за даровой крестьянский труд. К 1825 г. в соответствии с ним освободилось менее 0, 5 % крепостных[75]. Освобождённые крестьяне не записывались в другие состояния и стали называться «свободными хлебопашцами». С 1804-1805 гг. началось освобождение от крепостной зависимости крестьян в Прибалтике, но без земли. Землю они должны были арендовать у помещика за барщину и оброк. Приобретать в собственность могли за выкуп. Таким образом, создавались предпосылки для развития фермерского хозяйства на этих территориях. Потребность страны в технических и административных кадрах, а также высокообразованных чиновниках требовали расширения возможности получения образования выходцам из разных сословий. В 1803 г. Александр I распорядился создать в каждом губернском городе гимназию. По уставу 1804 г. обучение в гимназиях было бесплатным и всесословным. В уездных городах – уездные училища, приходские училища – не только в городах, но и в сельской местности. Большое внимание уделялось развитию высшего образования: в 1802 г. открыт Дерптский университет, в 1803 г.- Императорский Виленский университет, в 1804 г. – университеты в Казани и Харькове, в 1819 г. Главный педагогический институт в Петербурге был преобразован в университет. Реализации реформаторских планов мешала сложная внешнеполитическая обстановка. Главной задачей внешней политики России в начале XIX в. было сдерживание французской экспансии в Европе. В следствие поражение 4-ой антифранцузской коалиции и подписания Тильзитского мирного договора Россия была вынуждена примкнуть к континентальной блокаде Англии. На юге сложными оставались отношения с Османской империей и Ираном.
Русско-иранская война 1804-1813 гг.
Турция не могла примириться с русскими завоеваниями в конце XVIII в. В 1806 г. турецкий султан, поддерживаемый Наполеоном, объявил войну России.
Русско -турецкая война 1806-1812 гг.
Русско-шведская война 1808-1809 гг.
Перемирие с Францией после Тильзитского мира носило временный характер. Отношения России с Францией в 1807 – 1812 неуклонно ухудшались. Французская экспансия продолжалась. Присоединение России к континентальной блокаде отрицательно сказывалось на русской внешней торговле и финансах. С 1811 г. стороны начали готовиться к новой войне. Причины Отечественной войны 1812 г.: 1. Столкновение претензий Наполеона на мировое господство и стремление Александра I руководить европейской политикой. 2. Несоблюдение Россией континентальной блокады Англии. 3. Присоединение Наполеоном к своей империи части немецких территорий, в том числе Герцогства Ольденбургского, принадлежавшего дяде Александра I. 4. Создание Наполеоном на территории прежней Польши Герцогства Варшавского, которое представляло плацдарм для нападения на Россию. Наполеон начал военные действия и вторгся на территорию России. Он стал агрессором. В этой связи для русского народа война стала освободительной и Отечественной. В войне приняла участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы.
Отечественная война 1812 г.
Причины победы России в Отечественной войне 1812 г.: 1. Справедливый характер войны. 2. Высокий моральный дух русских войск. 3. Талант и патриотизм российских военачальников. 4. Партизанское движение, в котором участвовали стихийно возникшие крестьянские отряды и армейские боевые группы. Особую значимость среди партизанских командиров получили гусарский подполковник Д.В. Давыдов, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г. Курин, В. Кожина и др. После изгнания Наполеона из России военные действия были перенесены в Европу. Сложился союз России, Пруссии, Австрии. К нему в последствии примкнули Англия и Швеция. Союзники нанесли ряд сокрушительных поражений Наполеону. Франция капитулировала. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. усилили международный авторитет России, обеспечили ей ведущую роль в европейских делах. Большое значение для России имело подчинение Северного Кавказа. С 1817 г. началось продвижение русских войск под командованием генерала А.П. Ермолова в этом направлении. Военные действия на Кавказе продолжались до 1864 г. Александр I на европейской арене выступал сторонником конституционного права. В 1815 г. он даровал Польше (Царству Польскому, вошедшему в состав России по решению Венского конгресса) конституцию, которая предусматривала представительную демократию и разделение властей. Министру юстиции Н.Н. Новосильцеву было поручено разработать основы российской конституции. К 1820 г. был представлен вариант своеобразной конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи». Однако проект так и не был реализован. В 1817-1818 гг. началась работа над планом ликвидации крепостного права. Одним из исполнителей этого замысла Александр I назначил члена Государственного совета графа А.А. Аракчеева (1769-1834). В рекомендациях, данных императором Аракчееву, проводилась мысль о недопустимости насилия по отношению к помещикам. План Аракчеева предполагал, что государство будет выкупать крепостных крестьян с согласия помещиков. Однако элементарный расчет показал утопичность этого плана. Государство могло выделять на покупку крестьян не более 5 млн. рублей в год, т.е. выкупать около 50 тыс. человек. Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018 г.[76]. Да и помещики не хотели расставаться с дармовой рабочей силой. К концу царствования Александра I наблюдалось угасание реформ. Это объяснялось в частности и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. В 1814 г. император произнёс следующие слова: «Мне Господь помог устроить внешние дела России, теперь примусь за внутренние, но людей нет»[77]. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике всё больше ощущалась консервативная тенденция. В 1815-1816 гг. в массовом порядке начали создавать военные поселения. Главной целью было уменьшение расходов казны на содержание армии. В разряд военных поселян переводили казённых крестьян. Они освобождались от обычных податей и повинностей, но должны были из своего состава комплектовать и содержать воинские части. Вся их жизнь определялась строгими правилами военной дисциплины. К 1820 г. корпус военных поселений состоял из 90 батальонов пехоты в Новгородской губернии, 36 батальонов пехоты и около 250 эскадронов кавалерии в украинских поселениях[78]. Главным начальником над военными поселянами назначен тот же Аракчеев. Население с ненавистью относилось к этой системе и считало её худшим видом крепостного права. В 1820 г. произошло первое крупное выступление в царской армии – восстание гвардейского Семёновского полка. Поводом стало жестокое обращение командиров. Восстание было подавлено. Полк расформирован. В последние годы правления Александра I наблюдался отход от либеральной политики в области образования. В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, которому было поручено заботиться о том, чтобы «христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения»[79]. В 1821 г. после проверки деятельности Казанского и Петербургского университетов лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили и отдали под суд. В обществе нарастало разочарование правлением Александра I. Незавершённость реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты преобразований, введения конституции стали вызревать подпольно, в тайных обществах, получивших название «движения декабристов». Революционное движение декабристов в отличие от других стран Европы, прошедших через полосу буржуазных революций, было представлено передовой частью российского дворянства. Это объяснялось слабостью и несамостоятельностью русской буржуазии и ведущей общественной ролью дворянства. Мощным катализатором движения декабристов стала Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Возникло и утвердилось осознание того, что без уничтожения крепостного права во всех его проявлениях и демократических преобразований невозможно дальнейшее поступательное развитие России. В 1816 г. в Петербурге в среде гвардейских офицеров возникло первое тайное общество будущих декабристов – «Союз спасения». Его основателями были молодые офицеры, участвовавшие в Отечественной войне и заграничных походах русской армии. Старшему из них, С.П. Трубецкому, было 27 лет. В 1818 г. в Москве появилась новая организация декабристов - «Союз благоденствия», после её ликвидации, в 1821-1822 гг. возникли Северное (с центром в Петербурге) и Южное (в Украине) общества декабристов. Северное общество возглавляли Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев. Лидером Южного общества был П.И. Пестель.
Конституционные проекты декабристов
Декабристы расходились по ряду вопросов о будущем устройстве России, но были едины в том, что социальное и политическое освобождение представляют неразрывное целое. Александру I стало известно о тайных обществах не позднее 1818 г., но он воздерживался от проведения каких-либо репрессивных акций. Имея агентурные сведения от чиновников секретной полиции, Александр распорядился продолжать наблюдение, осуществлять бдительный контроль и сбор информации с целью стабилизации ситуации в стране и предупреждения революционных «вакханалий»[80]. Надо ещё отметить, что несмотря на блистательные успехи во внешней политике и мировую славу, Александра I посещали мысли об отречении от престола. Летом-осенью 1819 г. между членами императорской фамилии обсуждался вопрос о возможном его отречении[81]. Для осуществления своих планов преобразования России декабристы вступили в открытое столкновение с самодержавием. День 14 декабря 1825 г. вошёл в историю как день восстания декабристов. Воспользовавшись династическим кризисом после смерти Александра I, они решили захватить власть в Санкт-Петербурге, призвать правительственные учреждения отказаться от присяги Николаю I, убедить Сенат принять их новый программный документ – «Манифест к русскому народу» и провозгласить переход к конституционному правлению. Однако ставка на заговор и военный переворот, отсутствие связи с народом, несогласованность действий привели к поражению. 29 декабря 1825 г., узнав о поражении в Петербурге, подняли восстание члены Южного тайного общества. Восстал Черниговский пехотный полк, но и это восстание было подавлено. К следствию было привлечено более 500 человек. Суду предан 121 (осуждено 120). Пять человек – П.И. Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский – казнены, 88 человек суд осудил на различные сроки каторжных работ, 19 – к ссылке на поселение в Сибирь, 9 – разжалованы в солдаты[82]. Декабристы были подлинными патриотами своего Отечества. Они принадлежали к привилегированному сословию и могли безбедно прожить до конца своих дней, но решили отдать жизнь за свободное будущее своей страны.
|