Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура первобытного человека






Первобытная культура объединяет ранние этапы развития человечества общим названием, выявляющим органически присущую человечеству потребность в творчестве, в реализации своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира - мира культуры. Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые - культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён в Африке и Латинской Америке, находящихся примерно на уровне культуры, что и люди первобытной эпохи.

Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм — комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных, компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора труда " Золотая ветвь", посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемого [11].

Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже тогда связывалось с внедрением обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений.

Известные исследователи первобытных форм культуры Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страд쮪 ниях, настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени. На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети). Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать

дождь, обеспечить хороший урожай или удачно охотиться. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец - усилить чувство силы членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что объединяло племя. Из ритуала зарождается миф как универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе.

Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных - магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей. Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление " человека разумного" неотвратимо ведет к возникновению искусства. " Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, - пишет Я.Я. Рогинский, - не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг". В основе произведений искусства дописьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли " одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род" (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный, простой формы изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия, глубочайший смысл [9]. В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. Археологи описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки. Изменение с течением времени культуры палеолита.

1. Перигорд (35—30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения— выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графика - древнейший вид изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий (от процарапанных - к нарисованным).

2. Ориньяк (30—19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи, вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые, меандры — разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий (" макароны") вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями. К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер (вырезанные из камня или кости изображения женского тела). Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были символом детородного начала, природной мощи, идеалом женской привлекательности. Так осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности.

3. Мадлен (15—8 тыс. лет). Вершиной искусства стала пещерная живопись: пещерные галереи Альтамира, Ласко, Монтеспан. Альтамира - в сев. Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных — бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Качество живописи поражает совершенством. Лошади, мамонты, бизоны воссозданы точно, мощной контурной линией. К концу периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а образы животных сменяются условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи. Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты - культовые сооружения из огромных полуобработанных каменных глыб. Самые

древние из них - менгиры, каменные столбы, расставленные в строгом, предопределённом ритуалом порядке (менгиры длиной более 21 м, весом до300

 

тонн). В Карнаке (Франция, Бретань) менгиры поставлены рядами в виде каменных аллей. В Западной Европе и на юге Украины распространены также дольмены: это состоящие из трех камней трилиты. Иногда камни располагаются в виде круга – это кромлехи (алтарь Солнца Стоунхендж, долина Солсбери, Англия). В первобытном обществе функционирует триада - род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал